Папки-передвижки

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста»

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, - заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. п.). Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий.

Публикация «Консультация „Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как возникают у детей интересы? Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. По мере роста ребенка меняется и характер его интересов : они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Какие же интересы формирует педагог у детей? Воспитатель прививает интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т. д., их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы (живой и неживой) и ее явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица, родной город, страна, достопримечательности, искусство, литература).

Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка : являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. Ребенок, сталкиваясь с новыми, невиданными ещё предметами, спрашивает: «Что это?» Он требует разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, ребенок начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?». Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детские вопросы «почему?», чтобы интерес не угасал, а развивался? Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку: нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. Конечно не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого пока ты не сумеешь понять». Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать. Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов : вместе с обостряющимися умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире.

Что способствует развитию детских интересов? Повседневная жизнь детей в детском саду должна быть правильно организованной, содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов (беседы, занятия, экскурсии, целенаправленные наблюдения в природе, за животными и птицами, жизнью и трудом людей, игры, решение детьми своеобразных логических задач, эксперименты, опыты, интересные открытия).

А что делает их жизнь интересной? Здесь много условий, но главное из них – постоянная занятость ребенка – и посредством специально организуемых для всей группы занятий коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их. Воспитатель старается углубить и расширить интерес детей к тому, чем они занимались на занятиях (ведь, как известно, деятельность детей на занятиях и вне их тесно переплетается по своему содержанию). Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. От интересного к обязательному – таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности. Интерес является одним из стимулов мобилизации воли.

В этой связи психолог П. А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью. Чувство удовлетворения, свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой». Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо и руки, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малопонятное – легким, доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное.

Помогают преодолению детского «не хочу» приё мы: «Делай как я», «Помогите мне, ребятам!», «Кто быстрее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться. Находясь в обществе сверстников, ребенок учится добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить («хочу – добьюсь», но и в умении отказаться от своего желания.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания или окружающей среды. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит чем они чаще всего занимаются, во что играют; доводят ли начатое дело до конца или при первом затруднении бросают; кто-то из них увлечен чем-то особо или выбор занятий случаен; все ли с одинаковой тщательностью выполняют поручения или чему-то отдают предпочтение. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Наблюдения за взаимоотношениями детей позволяют выявить, как они группируются, что и какие дела их объединяют; о чем они говорят и спорят между собой, каковы их суждения, о чем и в какой степени они осведомлены и т. п. Вопросы детей – яркий показатель того, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы их интересы. По вопросам можно судить каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов. Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и таких, которые заняты, но их занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно- воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию : от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.

Публикации по теме:

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности 1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» 2 Исследовательская деятельность.

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него.

Исследование «Выявление читательских интересов ребенка. Анализ анкетных данных» В 2017 году в рамках Зональной научно-практической конференции на тему " Роль родителей в формировании у детей читательского интереса" мною.

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для.

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно,.

Консультация «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста» Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблеме развития.

Консультация «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» В экологическом развитии детей дошкольного возраста – познание является одним из важных направлений. (сл. № 1) Любой нормальный ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 09:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Федоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД