Получи документы

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Марина Очирова
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Для выявления склонностей и способностей у детей я использую следующие 4 метода:

Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» размещена в разделах

Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.

Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей мы создаем условия в группах и музыкально-спортивном зале, развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Мы совместно планируем и проводим мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования и др (например поделки «Дары осени», «Новогодние поделки». Соревнования «Олимпийские игры», Веломарафоны, Соревнования по конькам). Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОУ.

Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал, предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.

В моей группе имеется ряд развивающих центров.

Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена ноутбуком, музыкальными игрушками и инструментами. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.

Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья, Ветеринарная клиника, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль.

Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр («Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт»). Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.

Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.

Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Результатом совместной работы с детьми стали : «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров». Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.

Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Работа с родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома». В ДОУ организуются конкурсы: «смотр – конкурс чтецов «С чего начинается Родина», выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты

1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;

• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.

• Какое оно по размеру, цвету?

• Каково его строение?

• Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

2. Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Инструкция

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Таблица ответов

I II III IV V VI VII VIII IX X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

и 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

Утверждения

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша, может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня :

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.

Публикации по теме:

Использование интерактивных пособий в процессе развития познавательных способностей воспитанников ДОО Актуальность. На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без внедрения информационных ресурсов. Современное общество требует от.

Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех.

Система работы по выявлению музыкальных способностей детей В книге Б. М. Теплова предложена концепция музыкальности, где музыкальность предстает как комплекс способностей. Обратимся к этой структуре.

Деятельность педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС Подготовила Бабичева И. Е воспитатель первой категории МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического.

Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей. Теоретические основы формирования.

Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится.

Проект развития творческого воображения и способностей воспитанников «Мы построим новый дом» Название проекта:  «Чудо ферма» Вид проекта : творческий подгрупповой. Участники проекта : педагоги, дети логопедического пункта МБДОУ.

Проведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанниковПроведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 1. Тема: Проведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 2. Возраст детей: 6 лет (старшая группа) 3. Количество.

Опыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковОпыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанников При работе по выявлению и развитию способностей, мною создаются условия и развития активности и заинтересованности у детей во всех видах.

Система работы по выявлению и развитию способностей детей Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты: создание базы данных детей с разными способностями;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 03:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Очирова (УИ 1016865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД