Вера Ермакова
Использование интерактивных пособий в процессе развития познавательных способностей воспитанников ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивных пособий в процессе развития познавательных способностей воспитанников ДОО
Актуальность. На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без внедрения информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, умения логически мыслить и рассуждать. ФГОС включают в себя и требования к информационно-методическому обеспечению, в частности, обеспечение интерактивными дидактическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Ранее, дошкольников обучали только традиционными методами, но в современных условиях стали больше использовать информационно-коммуникативные, которые обладают рядом преимуществ: видя информацию на экране, дети лучше её усваивают, т. к. на экране она ярче, может содержать звуки и движения. Участие в таких играх позволяет ребё нку более уверенно себя чувствовать: переживать эмоциональное состояние героя, лучше относится к окружающему миру, чувствовать себя более раскрепощённым и общительным.
Эффективность обучения ИКТ в ДОУ зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Возможности интерактивной доски :
усиливает мотивацию
-делает образовательный процесс привлекательным и захватывающим
-позволяет моделировать различные ситуации и среды
-активизирует познавательную деятельность
-усиливают усвоение материала.
В группе мы с детьми изучаем, рассматриваем картинки, осуществляем продуктивную деятельность, а закрепляем тему мы в интерактивном центре с помощью интерактивных игр.
Представляю вам небольшую часть серии интерактивных развивающих программ, подготовленных ООО " Экзамен-Медиа", которые я использую в своей работе. Игры нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определенным ФГОС ДО.
Программы " Шаг за Шагом" и " Развивающие игры для маленького гения" позволяют организовать мониторинг достижений детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей на основе четко разработанных критериев по всем важнейшим сферам развития дошкольник Цель программы : развитие логического мышления и познавательной активности детей младшего и старшего дошкольного возраста путем применения интерактивной доски. Оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности.
Задачи:
• развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
• развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
• развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
• развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
• развитие и коррекция психических процессов : памяти, внимания, воображения, мышления,
восприятия;
• развитие познавательной активности, самоконтроля;
• активизация словаря; связной речи;
• закрепление знания букв, цифр;
. развитие слухового восприятия, зрения, координации;
• развитие мелкой моторики руки;
• создание положительного эмоционального фона;
• помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями мультимедийных разработок, как основные для освоения межличностной коммуникации;
В каждой игре присутствуют современные звуковые технологии : видео, графика, звук, анимация, мультимедиа.
Программно-методический комплекс «ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ» .
Интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми 5-7 лет. Программа содержит 125 игровых упражнений, скомпонованных в 5 блоков (по 25 игр в каждом) : «Игры с буквами», «Игры с числами», «Игродром 1», «Игродром 2» и «Игродром 3». Каждая игра содержит несколько уровней сложности. Интересные задания, анимация, веселая музыка, ясные четкие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения делают работу с программой комфортной, помогают создать игровую атмосферу, вовлечь детей в познавательную деятельность.
Первый блок, который я использую в своей работе «Игры с буквами». В этом блоке представлены игровые упражнения разного уровня сложности. Более простые упражнения направлены на запоминание букв — названия, начертание и последовательность букв в алфавите. Более сложные задания (составление слов, сопоставление картинок и названий предметов и др.) ориентированы на читающих детей. Мы используем игры такие как «Прочитай сам», ориентированные на читающих детей, в которой надо прочесть слово и подобрать картинку к слову. Вторая игра «Найди букву» на изучение алфавита, прослушивание и называние букв, последовательность букв в алфавите, надо найди в алфавите показанную букву.
Второй блок, который я использую в своей работе «Игры с цифрами». В этом блоке представлены разнообразные игровые упражнения, направленные на формирование элементарных математических представлений (знакомство с цифрами, знакам>, < и = и т. д., а также примеры на сложение и вычитание для считающих детей.
Предлагаю вашему вниманию игру «Циферки», ориентированную на запоминание (узнавание) цифр, начертание, соответствующее количество, последовательность. В игре предлагается щелкнуть по цифре и прослушать как она называется.
Вторая игра «Уложи» идет на сравнение количества. Различение «много -мало», «больше-меньше» В игре предлагается один предмет положить в маленькую корзину, а остальные в большую.
Остальные три блока, которые я использую в своей работе называются «Игродром1», «Игродром 2», «Игродром3». Блоки содержат разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти и логических способностей. Сложность упражнений возрастает от первого блока до третьего.
Предлагаю вашему вниманию первый блок «Игродром 1», игра «Что шире», направленная на зрительное восприятие. Размер. Сравнение и упорядочение предметов по ширине. В игре предлагается расставить предметы по убыванию ширины.
Вторая игра «Вкладыши» ориентирована на зрительное восприятие, форму, нахождение тени предмета. В игре предлагается положить каждую фигурку в подходящий контур.
Следующий блок «Игродром 2». Предлагаю вашему вниманию игру «Собери игрушку», ориентированную на зрительное восприятие, собирание картинки. В игре предлагается склеить рисунки, которые порвались. Собрать кусочки и расставить их по местам. Вторая игра «Разыщи котят», ориентирована на внимание, зрительное восприятие. Нахождение заданных изображений, зашумленные изображения. В данной игре предлагается найти всех котят.
И заключительный блок в этой программе «Игродром3». Предлагаю игру «Собери пирамидку», направленная на зрительное восприятие, сравнение и упорядочение предметов по размеру. В игре предлагается собрать правильно пирамидку. Вторая игра этого блока «Подбери половинку», ориентированная на зрительное восприятие, дополнение картинки до целой. В игре предлагается найти вторую половинку картинки.
Программно-методический комплекс ШАГ ЗА ШАГОМ. (ФГОС ДО)-
интерактивные развивающие программы для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми 4-6 лет. Все содержание сгруппировано в 4 раздела: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», Упражнения от раздела к разделу постепенно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребёнка. В каждом разделе представлены упражнения по следующим направлениям.
1. Связная речь
2. Зрительное восприятие
3. Слуховое восприятие
4. Зрение, слух, координация
5. Графические навыки
6. Математические представления
7. Представления об окружающем мире
8. Пространственные представления
9. Мышление
10. Социализация
Признаки времен года- это сквозная тематическая линия для всех приложений. Многие задания содержат материал, относящийся к сезонным изменениям в природе, праздникам, соответствующим занятиям, одежде и т. д. Задания от «Осени до лета» постоянно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребенка.
В каждом блоке представлены уникальные задачи на развитие связной речи. В начале на экране появляется почти пустая картинка. При каждом щелчке картинка усложняется, развиваясь в сюжет. Задача ребенка- описать картинку на экране, проследить за изменениями. Таким образом, речевая деятельность ребенка начинается с описания простой картинки, а затем постепенно усложняется.
В разделе на зрительное восприятие представлены задания на развитие внимания, памяти, восприятия цвета, размера и формы. Задания довольно разнообразны и предлагают различные виды деятельности ребенка- сравнение, конструирование, нахождение отличий, сортировку, и др. Подобные занятия очень важны для развития мышления ребенка, они встречаются также в разделах «Математические представления», «Представления об окружающем мире» и др.
В разделе на слуховое восприятие представлены задания, направленные на развитие слухового восприятия неречевых звуков. Хороший слух является условием развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Кроме того, улучшение слуха, помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Например: «Отметь животное, какое слышишь».
В разделе зрение, слух, координация оригинальные упражнения направлены на зрительно-моторную координацию.
В разделе зрение, слух, координация оригинальные упражнения направлены на зрительно-моторную координацию. На экране появляется изображение, затем одновременно появляются анимация и звук, относящиеся к одному предмету на экране, например, посадить в вагон животное, чей звук слышишь. Ребенок должен, ориентируясь на звук и изображение, найти животное по звуку, перетащить в вагон, если ребенок не успел звук и анимацию можно повторить. Если ребенок не справляется с доской он может показать на экране рукой, а педагог выполнит нужные действия. С помощью подобных упражнений тренируется зрительное и слуховое внимание, а также скорость реакции.
В разделе графические навыки содержатся коллекции картинок, предназначенных для раскрашивания, обведения по контуру. Все задания можно также распечатать на белом листе и раскрасить.
В разделе математические представления задания знакомят детей с геометрическими фигурами, цифрами, понятиями «больше-меньше», «столько же», сравнение предметов по размеру и количеству.
В разделе представления об окружающем мире посвящены наблюдениям за признаками времен года и погодой. Например, предлагается выбрать картинку, на которой изображено зимнее окно или сравнить изображение на экране с погодой за окном, передвинуть стрелки.
В разделе пространственные представления задания направлены на формирование представлений о расположении предметов (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже, в начале, в конце, в середине). И различение предлогов (в, на, под, рядом, перед).
В разделе мышление задания способствуют развитию логических способностей, а также внимания, памяти, зрительного восприятия.
В разделе социализация задания требуют конструктивных навыков. Набор картинок позволяет создать поздравительную открытку. Открытку можно распечатать на цветном принтере. Если ребенок знает буквы, он может напечатать несколько слов или написать их на распечатанной открытке.
Преимущества ИКТ при проведении непосредственно- образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Вывод. Использование ИКТ благоприятно влияет на их познавательное развитие, на формирование целостной картины мира, на логику, память, речь, мышление, а также физическое развитие детей.
Детям очень нравятся занятия такого рода, с удовольствием принимают активное участие во время образовательного процесса. Информация, полученная после таких занятий, усваивается и запоминается лучше, чем во время обычных.