оксана Лимаренко
Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений ши-роко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др).
Публикация «Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей» размещена в разделах
При этом особый акцент обращен к выяснению психологических за-кономерностей интеллектуального развития личности, к способам его сти-мулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей со-держания учебного материала.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиа-же, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса по-знавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Проблема интеллектуального развития математических представлений у дошкольников отражена в исследовании условий формирования по-знавательного интереса к математике (Л. Н. Вахрушева, способов гуманизации математического образования (Е. В. Соловьева, совершенствования содержания дошкольного образования (Л. К. Горькова, а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н. Г. Белоус, о величине предметов и способах их измерения (Р. Л. Березина, развития умения решать логические задачи (З. А. Грачева, Е. А. Носова). Ряд работ посвящен преемственности методик обучения младших школьников и дошкольников (Е. Э. Кучерова, методической подготовке педагогов к управлению математическим развитием (В. В. Абашкина).
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Та-рунтаева, Г. И. Щукина и др., система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие по-знавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному от-ношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет развитие элементарных математических представлений. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.
Проблему организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности исследовали З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Т. И. Ерофеева, Е. И. Минскин, Е. А. Носова, Полякова М. Н. и другие. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Инновационная идея проекта заключается в разработке системы организационных мероприятий с участниками воспитательно – образовательного процесса (воспитанники, педагоги, направленной на реализацию поэтапно – перспективного планирования по вопросу формирования познавательных способностей у дошкольников посредством игровой математики, способствующей повышению качества воспитательно – образовательного процесса в едином образовательном пространстве.
Организация совместной работы строится на основе осуществления непрерывности и преемственности, аккумулирования и интегрирования программ, педагогических технологий в воспитательно - образовательном процессе.
Идея перестраивания воспитательно – образовательного процесса позволяет соблюсти систему, обеспечивающую полноценное и всестороннее развитие ребенка. Процесс аккумулирования программ опирается на модульный принцип и принципы развивающего обучения, которые обеспечивают учет психологических особенностей детей в педагогическом процессе.