МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

людмила
Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ :

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор опыта работы :

Кудряшова Л. С.

2017 год

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.

Публикация «Опыт работы по теме „Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры.

Актуальность опыта

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду :

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование информационно-коммуникативных технологий ;

- использование современного оборудования

Трудоёмкость опыта

Основная проблема, которая встала — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Основными общеобразовательными программами являются «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Кроме основной комплексной программы пользуюсь методиками Л. Д. Глазыриной «Физическое развитие детей», Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», методическими рекомендациями Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», Л. Д. Глазыриной «Физкультура дошкольника», авторской программой Э. Я. Степанковой «Физическое воспитание в детском саду». А также использованы идеи ЗмановскогоЮ Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка.

Оздоровительные задачи :

•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

•совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

•формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

•формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

•создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

•выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи :

воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

•расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Здоровье детей – будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Цель педагогики оздоровления – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности. Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно быть интересным, веселым, доставлять ребенку удовольствие и радость. Необходимо соблюдать при этом принцип – «тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Вялость, сонливость ребенка днем – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

Предлагаю нетрадиционные методы оздоровления «Гимнастика маленьких волшебников» Эта система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким – либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично. Дыхание при выполнении упражнений свободное, можно проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения. Основными целями игровых упражнений являются:

- соблюдать профилактику простудных заболеваний

- проводить закаливание детей

- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.

- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

- прививать необходимые умения проведения точечного массажа

Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о самомассаже. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, они обретают внутреннюю свободу, открытость и восприятия бытия и как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.

Игра так же включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем. Точечный массаж – это надавливание пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек (которые расположены на подошве пальцев ног, голове, лице и ушах, а также на пальцах рук). Точечный массаж – это профилактика против гриппа. Есть еще самомассаж и взаимомассаж – цель: научить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знания частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательные гимнастики, а также точечный массаж. Точечный массаж также является одним из эффективных элементов закаливания детей, который целесообразно применять в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

Применять дыхательную и звуковую гимнастику – цель этой гимнастики: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. Все эти упражнения способствуют улучшению кровообращения в легких и оказывают благоприятное влияние, проявившиеся в нормализации сна, уменьшение одышки, увеличения подвижной грудной клетки.

Большое внимание уделяю формированию правильной осанки. Развитию дефектов осанки способствуют не соответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей. Основным средством формирования правильной осанки и профилактике ее нарушений является занятие физическими упражнениями. Можно использовать резиновые теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком. На занятиях дети учатся правильно ходить, сидеть, стоять, проверять свою осанку. После дневного сна детям предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком. Постоять в таком положении, «как солдат на посту».

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности. Методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Большое значение придается выполнению дошкольниками музыкально – ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно. В работе с детьми применяю технические средства. Это позволяет самой показать детям, как правильно совершать движения, помочь детям, кто испытывает затруднения. В старших группах для развития танцевально – игрового творчества детям предлагаю творческие задания: выполнения под музыку движений, соответствующих определенному виду спорта (художественной гимнастике, фигурному катанию) и. д. Это помогает детям принять правильную позу, выправить осанку. С этой целью использую фольклорный, песенно – игровой, танцевальный материал.

Обязательным элементом физического воспитания является закаливание.

В систему закаливания входит:

а) закаливание в повседневной жизни

т. е. – четкая организация теплового и воздушного режима в помещении

- рациональная одежда детей

- соблюдение режима прогулки в течении года

- сон при открытых фрамугах

- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры)

б) Специальные меры закаливания:

- воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями

_ контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях временного воздушного режима- из спальни в групповую комнату, в раздевальню, затем опять в спальню и. д.)

- физические упражнения после сна.

Для профилактических мероприятий применяем витаминизацию, ежедневное применение фитонцидов – лука и чеснока, полоскание рта и горла после каждого приема пищи.

Важной частью режима является дневной сон. В спальне можно использовать травяные «подушечки» наполненные мятой, мелиссой, чабрецом, ромашкой. Долго засыпающим детям разрешить поиграть с такой подушечкой в кроватке.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы организма.

Организованной формой в двигательном режиме являются физкультурные занятия. Занятия можно проводить как традиционные так и не традиционные, сюжетные, контрольные, комплексные. Использую принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхания, релаксацию.

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках. Традиционно нужно проводить каникулярную неделю, где дети принимают участие в «Веселых стартах», в игре «Зов джунглей» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы.

Для повышения выносливости провожу продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение. Однако его нужно дозировать. Бег проводится во время утренней гимнастики (перед общеразвивающими упражнениями, в конце прогулки, перед хождением босиком, после занятий.

Подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решения двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игры бывают – сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, игры-аттракционы, игровые-упражнения, спортивные игры.

Физкультминутки это – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановления умственной работоспособности. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому огромное внимание нужно уделить технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Основным направлением являются вопросы обеспечения детей в ситуациях дорожного движения.

Работа была бы не столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

- Предоставить родителям возможность наблюдать своего ребенка на групповых совместных занятиях, праздниках

- проводить групповые консультации, беседы

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка

- обучение родителей конкретным приемам и методов оздоровления (дыхательная и звуковая гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания). В этих целях широко используются

- информация для родителей на стендах, в папках – передвижках,

- консультации «Уроки здоровья»

- деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми

- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур

- проведение родительского собрания «Защитим себя от инфекции»

- привлекать родителей оказывать помощь в подготовке спортивных мероприятий (например, принять участие в судействе соревнований)

Можно организовать фотовыставку «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка» Оформление альбомов с короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно- гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.

А воспитатели должны знать и уметь все.

Результативность:

Уровень здоровья и физического развития детей

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

В целях продолжения работы по укреплению здоровья детей создавать условия для освоения и использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе через: физкультурно – оздоровительную работу, развивающую среду, игровую деятельность, содержательность прогулок.

Новизна.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду :

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование информационно – коммуникативных технологий;

- использование современного оборудования.

Публикации по теме:

Инновационные подходы в обучении связной речи детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей»Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей» «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей (воспитание бережного отношения и любви.

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (опыт работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. СЛАЙД 3 Нравственно-патриотическое воспитание.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе» Актуальность Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оглавление 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3 1.2. История изучения.

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста» «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему.

Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Здоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей является актуальным в России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах дошкольного учреждения. Время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 16:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем людмила (УИ 1241860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД