Светлана Заикина
Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании ребенка
Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка, Формы работы педагогов с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенны методам воспитательной деятельности их родителей :
1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.
2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.
3. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.
В. И. Гарбузов, выделил три типа неправильного воспитания :
1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем;
2. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;
3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
По мнению Э. Арутюнянц., существует три варианта семьи : традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи. У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
1. Семья как основа чувства безопасности.
2. Модели родительского поведения.
3. Семья и приобретение жизненного опыта.
4. Дисциплина и формирование поведения.
5. Общение в семье.
Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Негативные факторы семейного воспитания :
1. Приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
3. Авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
5. Отсутствие нормального психологического климата в семье;
6. Фанатизм в любых его проявлениях;
7. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении;
8. Противоправное поведение взрослых.
Принципы семейного воспитания :
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Формы работы педагогов с родителями
Одним из направлений деятельности воспитателя является работа с родителями. Наряду с традиционными формами работы, в современных учебных заведениях появилось большое количество новых, оригинальных подходов, которые обусловлены изменениями в социуме и образовательном пространстве.
К традиционным формам работы воспитателя с семьей относятся : посещение семьи дошкольника, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к садику, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации детского досуга.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления опыта воспитания на основе данных педагогической науки. Существуют следующие виды родительских собраний : организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Важным направлением работы воспитателя является оказание консультативной помощи родителям.
Одной из форм работы являются индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог учителя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Родители могут задать разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Возможно проведение тематических консультаций. Они организуются с целью ответить на все вопросы родителей по определенной теме. Они могут проводиться самим воспитателем или с привлечением специалистов. Возможно проведение «Вечеров вопросов и ответов». Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Появились новые просветительские формы повышения психолого-педагогической культуры родителей. Одной из них является Клуб молодых семей. Формы организации работы клуба :лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, педагоги-психологи и т. д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Все чаще в работе с родителями используются интерактивные формы работы. Особой популярностью пользуются исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные
знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить сад; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Открытые занятия. Необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Занятия педагоги проводят в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Таим образом, надо отметить, что работа с родителями является важным направлением деятельности воспитателя. Наряду с традиционными формами работы (собрания, создания родительских комитетов и др., появляются новые, которые отражают специфические запросы времени в плане организации деятельности детей в детском саду.