Приложение МААМ

Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Вишневецкая Маргарита Ивановна
Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из самых важных и высокогуманных задач нашего общества. В нашей стране неуклонно повышается уровень. материального благосостояния народа, его образования и культуры, улучшаются социально-бытовые условия семьи, что создает новые широкие возможности для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщины в общественном производстве и жизни страны. Особое значение в этих условиях приобретает все более развивающаяся сеть общественных дошкольных учреждений самого разного типа.

Публикация «Консультация для родителей „Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Весьма важно, что эти учреждения (детские сады и ясли-сады, кроме социально-бытовой, имеют также ценную педагогическую функцию: оказывают помощь семье в воспитании детей.

Современная советская семья (в первую очередь молодые родители) особое значение придает воспитательной функции дошкольных учреждений. Так, с помощью интервью и анкет родителям, проживающим в городской и сельской местностях различных районов нашей страны, был задан вопрос, почему они определили ребенка в то или иное дошкольное учреждение. Оказалось. что преимущества детского сада (яслей-сада) как воспитательного учреждения были положительно оценены родителями самых разных социальных слоев. Воспитательное значение детского сада отметили 87% родителей. Одновременно более половины опрошенных подчеркнули социально-бытовую функцию дошкольных учреждений. Для таких семей детский сад является жизненной необходимостью.

Говоря о педагогической значимости дошкольных учреждений, подчеркивали их роль в воспитании самостоятельности ребенка, общительности, коллективизма. Не менее высоко оценивали они значение общественного дошкольного воспитания для подготовки детей к последующему обучению в школе. Об этом же свидетельствуют и устные высказывания широкого круга воспитателей, руководителей детских садов, учителей школ.

Но весьма ценно, что семейное и общественное дошкольное воспитание ставят своей главной целью сформировать у ребенка основы тех положительных навыков и привычек поведения, тех высоких качеств личности – гуманизма и коллективизма, трудолюбия, нравственного воспитания, интеллектуального развития, которые необходимы каждому.

Единые линии воспитания особенно необходимы для воспитания у детей дошкольного возраста положительных форм поведения, устойчивых нравственных привычек, верных представлений об окружающей общественной жизни и моральных качеств человека, для формирования нравственных чувств и отношений.

Конечно, в жизненной практике еще имеют место различные подходы к средствам, методам воспитания, даже иногда к пониманию воспитательных задач. Но эти явления носят субъективный характер и объясняются рядом причин: недостатком педагогических знаний и умений у части родителей, затруднениями в организации процесса воспитания, низкой моральной воспитанностью и степенью интеллектуальной подготовленности взрослых, негативным характером взаимоотношений в каких-то конкретных семьях и т. д.

Преодолению имеющихся недостатков и ошибок в семейном воспитании способствует единое общественное мнение. Оно оказывает активное воспитывающее воздействие на всех родителей.

Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что общественные дошкольные учреждения, в которых работают специалисты-педагоги, должны, возможно, лучше организовать содружество детского сада и семьи в работе по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила.

У ребенка рано начинает проявляться социальная потребность в обществе детей, равных ему по возрасту, интересам, деятельности. Семья не в состоянии полностью удовлетворить эту потребность. В детском саду же имеются естественные условия для жизни и воспитания детей в кругу сверстников. Здесь ребенок познает радость эмоциональных общений, у него формируются навыки совместной деятельности (в играх и труде); накапливается опыт взаимоотношений с людьми в разных жизненных ситуациях; он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других детей и учится быть справедливым и принципиальным в меру своих возможностей.

Таким образом, детский сад создает прекрасные условия для становления всесторонне развитой личности ребенка, воспитания у детей начал коллективизма. Детская группа постепенно становится маленьким дошкольным коллективом.

Во многих семьях взаимоотношения взрослых и детей в повседневной жизни и в разных видах деятельности складываются таким образом, что ребенок оказывается пассивным объектом воспитывающих и обучающих воздействий взрослых. Общение ребенка со взрослым бывает малосодержательным и однообразным. В этих условиях затрудняется установление близости между родителями и детьми, а также формирование ребенка как члена семейного коллектива и коллектива детской группы.

Детский сад — это государственное (или частное) учреждение, в нем созданы все необходимые условия для жизни и воспитания детей. Всестороннее воспитание и подготовка к школе осуществляются здесь специалистами с помощью научно обосно-ванного документа — «Программы воспитания в детском саду».

Следует отметить в этой связи, что программа подготовительной к школе группы действительно выполняет важную социально-педагогическую функцию в отношении всех наших детей, в том числе в отношении детей из менее благополучных семей. В силу тех или иных обстоятельств эти семьи не могут уделять воспитанию и обучению ребенка должного внимания, и детский сад берет на себя функцию «подравнивания» детей до высокого уровня, отвечающего требованиям современной школы. Дети шестилетнего возраста, не посещающие детский сад, обязательно должны заниматься в подготовительных группах при школе. Программа для них разработана в соответствии с программой подготовительной группы детского сада.

Семья рассматривается нами как специфическая малая социальная группа. В России семья является первичной ячейкой общества, именно поэтому она играет главенствующую роль в процессе первичной социализации индивида, т. е. на самой ранней стадии общения ребенка с окружающей средой.

Первичное познание самого себя и окружающего мира, формирование отношения к нему начинаются у ребенка благодаря постоянному общению со своими родителями и другими членами семьи, под их воспитательным воздействием. В этот период у ребенка создается тот базис, на котором может быть построено все последующее воспитание и формирование личности человека. Высказываются мнения относительно механизмов формирования личности в семье. Данный процесс связывали и с формальной структурой семьи, и с ее социально-экономическим статусом, и с уровнем образования,- и с психологическими особенностями родителей. В последнее время определенно начинает вырисовываться единый главенствующий стержень в определении этого механизма — «атмосфера жизни в семье», стиль жизни семьи, ее уклад. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность родителей и их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка.

В этих условиях неизмеримо возрастает роль самовоспитания родителей, повышается их ответственность перед своими детьми и государством за правильное воспитание с первых лет жизни.

Известно, что важнейшим фактором семейного воспитания, влияющим на жизнь ребенка, является его глубоко эмоциональный, интимный характер. Он заложен в родственных чувствах, выражается в глубокой, кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. В воспитании детей дошкольного возраста эти родственные эмоциональные связи (матери и ребенка, отца и ребенка) имеют, конечно, свою специфику. Не менее важен и фактор постоянства, длительности воспитательных воздействий родителей и других членов семьи на детей в самых разных жизненных ситуациях.

Систематическая помощь родителям со стороны специалистов, своевременное, умное педагогическое вмешательство могут иметь неоценимое значение для ребенка и родителей. Об этом свидетельствуют не только данные исследований, но и широкий передовой опыт работы дошкольных учреждений с родителями своих воспитанников.

Исследователь должен всегда иметь в виду, что воздействие семьи на воспитание детей имеет двойственный характер. Одно — сознательное, целенаправленное, другое — как бы стихийное, т. е. воздействие, самих условий семейной жизни, ее быта, традиций, форм взаимоотношений родителей и других членов семьи, которым дети подражают.

Исследования, проведенные с помощью разносторонних методик, убедительно показал следующее: успех воспитания детей дошкольного возраста в семье зависит от понимания родителями целей и задач воспитания, степени овладения ими педагогическими знаниями и умениями, от их гражданской, общественной направленности, а не от принадлежности к той или иной социальной группе.

Важнейшее и обязательное условие хорошего семейного воспитания — атмосфера большой любви к ребенку (конечно, разумной, уважения к его личности, взаимоуважения между членами семьи.

Хотя бы коротко следует сказать о методах изучения семьи, исследованиях семейного воспитания детей. Эти методы достаточно специфичны, поскольку проводить исследование приходится не в условиях государственного педагогического учреждения (детский сад, школа, а в рамках семьи. Семья, хотя и является первой ячейкой нашего общества, конечно же, отличается известной уединенностью, интимным характером жизни и отношений. Поэтому так важно вызвать у родителей и у всех взрослых членов семьи желание общаться с педагогом-исследователем, быть с ним откровенным.

Общеизвестно, что для получения достоверного материала надо использовать наиболее объективные методы исследования. При изучении семьи, особенностей ее воспитательных воздействий на дошкольника наибольший эффект дает сочетание разных методов исследования, а также сопоставление полученных материалов.

Сопоставляются, например, материалы об одних и тех же детях, полученные в результате анализа бесед с разными членами семьи и воспитателями, а также целенаправленных наблюдений в различных условиях.

При проведении такого рода исследований широко сочетаются методы социологические, социально-педагогические и социально-психологические: анкетирование и интервьюирование, изучение дня ребенка, элементы социометрической методики, беседы, наблюдения. В результате выявляется картина состояния воспитательной работы в семьях.

Мы убеждены вместе с тем, что при разработке проблем семейного воспитания, взаимосвязи детского сада и семьи нельзя ограничиваться одной лишь констатацией состояния воспитания. Необходимо регулярно вести опытную работу в исследуемых семьях, организовывать естественный педагогический эксперимент (если ребенок посещает детский сад, то, разумеется, с помощью и участием воспитателя). Исследователь должен войти в семью как хороший знакомый, как друг семьи, желающий познать все лучшие стороны воспитания и оказать необходимую помощь.

Чрезвычайно важны исследования по выяснению взаимосвязей структуры семьи и характера ее воспитательных воздействий на детей. Эта же проблема одновременно представляет интерес и в плане социально-экономическом в связи с проблемой воспроизводства населения.

Не менее актуален вопрос об организации в семье различных видов совместной деятельности детей и родителей с целью определения наиболее эффективных путей повышения уровня всестороннего развития дошкольников.

По-прежнему необходимо дальнейшее изучение социальных и педагогических условий жизни и воспитания детей дошкольного возраста в неблагополучных семьях.

Возрастающая роль общественного дошкольного воспитания в нашей стране и все более сознательное отношение родителей к воспитанию своих детей вызывают необходимость проведения сравнительных исследований семейного и общественного воспитания, а также дальнейшего совершенствования применяемых методов исследования.

Несомненно, многие проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста, затронутые в выступлениях наших американских коллег, являются актуальными и для российских исследователей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка» Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» Одна из основных задач, стоящих перед руководителями и педагогами дошкольных учреждений на современном этапе, - это придание работе с родителями.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка». Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Описание: Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста, воспитателям.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация для родителей. “ Роль семьи в воспитании ребенка “ Семья в жизни ребенка! Семья – это дом, где всегда тепло,место, где.

Педагогическая гостиная для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» Педагогическая гостиная для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» Подготовила: инструктор по физической.

«Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Подарки бабушкам и дедушкам» — фотоотчет«Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Подарки бабушкам и дедушкам» — фотоотчет Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее важных тем на сегодня. Начиная с дошкольного возраста, дети.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста». Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Сообщение для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка». Подготовила воспитатель старшей группы Титкова Н. Н. Роль семьи в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 16:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вишневецкая Маргарита Ивановна (УИ 1364989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД