Ирина Кошкарова
Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1. Жестокое обращение с детьми : что это такое?
Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка, опекунами, приемными родителями.
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми : физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Публикация «Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся: • открытое неприятие и постоянная критика ребенка; • угрозы в его адрес в словесной форме; • замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; • ложь и невыполнение взрослым своих обещаний; • однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• "трудный" ребенок.
2. Направления деятельности педагога – психолога с родителями ДОО
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выделить основные направления деятельности детского сада в работе с семьей :
Диагностическая работа
Результаты диагностики позволяют глубже понять особенности и проблемы семейного воспитания, специфику общения родителей и детей, стили воспитания в семье, психологический микроклимат.
Диагностическая работа направлена на :
Изучение общего плана семьи. Данные о семье (состав, условия жизни, образование родителей, особенности воспитания ребенка) необходимы для полного представления о семье. Изучение общего плана семьи в нашем учреждении дошкольного образовании проводим с помощью следующих методов: анкетирование. Так, например, используем в своей практике анкету «Давайте познакомимся», в которую включены вопросы, охватывающие разные аспекты, необходимые для формирования полного представления о ребенке (общие сведения, состояние здоровья, особенности питания, поведение, навыки самообслуживания, особенности общения ребенка с другими людьми, познавательные потребности и интересы).
Полученные в результате этой диагностики данные позволяют классифицировать семьи по следующим категориям:
неполная; полная; многодетная семья; смешанная – с детьми от разных браков; опекунская семья; семья с приемными детьми; семья, воспитывающая ребёнка-инвалида; малообеспеченная семья; семья, находящаяся в социально – опасном положении.
С учётом типа семьи можно спланировать дифференцированное сопровождение семей. Сотрудники дошкольной образовательной организации должны учитывают типы семей при планировании разных мероприятий, чтобы ребенок из каждой семьи был задействован при проведении. Например, структура неполной семьи - в основном дети и мама, поэтому их участие в празднике для пап может вызвать у ребенка чувство дискомфорта. В таком случае на данный праздник приглашаются дедушки, дяди и другие мужчины данной семьи.
Такие семьи, как малообеспеченные, нуждаются в материальной поддержке, поэтому для такого типа семьи детский сад может организовать благотворительный вечер.
Еще одним направлением работы психолога с семьей является Учёт мнений родителей о работе детского сада при помощи анонимного почтового ящика. Родителям предлагается высказать мнение о работе учреждения в письменной форме, ответить на анонимные анкеты и поместить записки с оценкой деятельности и предложениями в почтовый ящик, который вывешивается в помещении сада. Например, при подготовке круглого стола «Поощрять или наказывать» родителям предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты и поместить ее в почтовый ящик. Результаты данной анкеты использовать при подготовке и проведении круглого стола.
Изучение психолого-педагогической культуры родителей позволяет выяснить: уровень знаний родителей о психическом развитии ребенка, возможностях и условиях его обучения и воспитания; стили родительского воспитания; особенности детско-родительских отношений.
Методы проведения данной работы следующие : беседы с родителями; наблюдение за общением родителей с детьми; анкетирование родителей; проективные методики.
Цель бесед с родителями состоит в выявлении их проблем и интересов для планирования просветительской деятельности.
Анализ наблюдения за общением родителей с детьми поможет выявить как позитивный опыт родителей, так и некоторые проблемы в их системе знаний и умений взаимодействия с детьми для дальнейшего построения работы с семьей.
Содержание анкет предлагаемых родителям: «Какие Вы родители», «Типы воспитания детей», тест - опросник «Родительское отношение» помогают выявить проблемы в воспитании детей, и спланировать работу по сопровождению семье, имеющих проблемы в воспитании детей.
Проведение психологического тестирования базируется на использовании специальных психологических методов, основным из которых является проективный.
Рисуночные тесты: «Рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман
«Дом –дерево- человек» Дж. Бурон.
Анализ рисунков, позволяет представить картину отношений в семье (сотрудничество и понимание, разлад и отчуждение, безразличие). Но более детальная оценка взаимоотношений между родителями и детьми выявляется
после наблюдения за их общением.
Наблюдение за общением родителей с детьми проводится в то время, когда родители приводят ребёнка в детский сад или забирают его домой. Здесь отмечаются: общий тон речи родителей (ласковый, безразличный, угрожающий); формы требований: желательные (просьба, совет, предложение, категоричные (приказ, распоряжение, указание); характер оценок: мягкие (похвала- одобрение, позитивное предвосхищение, согласие, пристыживание, недоумение) и жесткие (отрицательная оценка, упрек, угроза, отрицательное предвосхищение, характер высказываний родителей (интерес к жизни в саду, результатам деятельности, внимание или невнимание к взаимоотношениям ребенка со сверстниками и воспитателями, интерес к наглядному материалу, продуктам деятельности детей и др.).
Перечисленные характеристики отражают в целом отношение родителей к детям. Однако взаимоотношения – процесс двусторонний, поэтому при наблюдении фиксируются реакции ребенка: эмоциональный отклик ребёнка на родителей; поведенческие реакции (активное общение, телесные контакты, ласковость, подчинение, неповиновение, капризность, упрямство, игнорирование, словесная и невербальная агрессия); тон речи (живой, эмоциональный, бодрый, плаксивый, монотонный, резкий, крикливый); желание или нежелание идти домой, делиться впечатлениями прошедшего дня с родителем.
Планомерное проведение диагностической работы охватывает все аспекты взаимодействия родителей, педагогов и детей. Результаты изучения перечисленных категорий отношений позволяют оптимально планировать педагогический процесс, мероприятий с участием родителей, жизнедеятельность детского сада в целом.
В помощи нуждаются родители не только неблагополучных групп или групп риска, но и вполне благополучных семей, так как общество предъявляет к родителям постоянно растущие требования. Это определяет потребность родителей в новых психолого-педагогических знаниях. Для обогащения знаний взрослых в этой области в детском саду проводятся различные мероприятия с участием родителей, повышающие их педагогическую культуру.
Существует достаточно большое количество различных форм сотрудничества детского сада с родителями.
3. Формы сотрудничества педагога – психолога с родителями ДОО.
Индивидуальная форма:
Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями психолога и других специалистов учреждения образования. Проводятся по запросам родителей, исходя из годовых задач дошкольного учреждения, по результатам диагностик. Проводятся по определенным дням, согласно составленного расписания рабочего времени в кабинете педагога-психолога.
Психологические беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке.
Например, психологическая беседа «Чего боятся наши дети?», «Если ребенок говорит неправду».
Коллективные формы
Родительские собрания представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также
связанные с воспитанием и обучением детей, заслушиваются сообщения руководителей и специалистов детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение, которое фиксируется в протоколе. Общие родительские собрания проводятся три раза в год. На каждом общем родительском собрании педагог- психолог выступает с докладом, исходя из
тематики собрания, например:
сентябрь – «Реализация Закона РБ «О правах ребенка в условиях детского сада»»
январь - «Семейные взаимоотношения, как условие развития активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста»
Семинары: включают в себя активное обсуждение психолого - педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например, семинар - практикум «Преодоление межличностных конфликтов» ( Цель: овладение технологией профилактики и преодоления межличностных конфликтов). Семинар- викторина «Отцовская любовь» ( Цель: возрождение нравственно- этических норм и традиций семейного уклада). Проблемный семинар «Легко ли быть родителями» ( Цель: обмен опытом семейного воспитания).
Круглые столы: организуется в форме свободного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например, круглый стол «Поощрять и наказывать» ( Цель: профилактика жестокого обращения в семье, круглый
стол «Проблемы неполной семьи» ( Цель: определение правильной стратегии воспитания ребенка в неполной семье).
Групповые консультации. Включают подготовку практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих схожие проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например, родителям семей
группы социального риска - «Воспитание детей в неполных семьях». «Психологические основы воспитания будущего мужчины». Родители всех возрастных групп детского сада - «Образец поведения ребенок ищет в семье».
Клубы по интересам: представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой- либо деятельности, проведения активного досуга и т. д.
В каждой группе детского сада есть информационные папки, которые одержат материал по разным тематикам. Это рекомендации, брошюры, буклеты, информационные листы. Например, стендовая информация «Все о правах детей и обязанностях родителей».
Работа с неблагополучными семьями реализуется следующим образом :
активное вовлечение родителей в разные мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении (индивидуальное приглашение на вечера, собрания, семинары, праздники, концерты, привлечение их к совместной деятельности с детьми (украшению группы, утеплению помещения, уборке территории) с обязательной позитивной оценкой их участия; непосредственное общение с родителями в формальной (беседа с руководством, на родительском собрании) и неформальной обстановке (беседы во время посещения родителями детского сада, непринужденное обсуждение проблем за круглым столом); консультирование таких семей специалистами, которые есть в дошкольном учреждении (педагогом- психологом, врачом или медсестрой, воспитателями).
Обращение в судебные инстанции, органы местного управления, к руководству предприятий. Сотрудники дошкольных учреждений прибегают к этим мерам в крайнем случае, когда родители не реагируют на их обращения. Нельзя сказать, что в современных условиях это действенный метод, однако он может быть результативным при одновременном формировании соответствующего общественного мнения, которое достаточно значимо для людей обращение за содействием в социальные службы, в которых имеются различные специалисты, имеющие более широкий опыт общения с неблагополучными семьями.