Ирина Рафикова
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие для педагогов
по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия :
«Сказки учат многому…»
Автор- составитель:
Пузанкова Т. В., педагог-психолог МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
Рафикова И. Х., социальный педагог МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «жестокое обращение».
Публикация «Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Осознание и осмысление педагогическим коллективом необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешной работы и воспитания.
3. Обеспечить комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
4. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Условия проведения:
Приглашаются педагоги всех возрастных групп.
Продолжительность занятия : 1 ч. – 1ч. 20 мин.
Оборудование:
Костюмы, атрибуты сказочных героев.
Ход занятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня в нашем зале. Мы надеемся на ваше сотрудничество и активную деятельность. Хотим вас познакомить с действиями воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком.
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми :
физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие :
боязнь физического контакта с взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
Сексуальное насилие :
ночные кошмары, страхи;
не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие :
постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
задержка физического, умственного развития;
плохая успеваемость;
нервный тик, энурез.
Профилактика жестокого обращения с детьми :
создание доверительно-делового контакта с родителями;
участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Практическая часть:
В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок». Действительно ли так!
Сегодня мы рассмотрим 3 сказки: Красная Шапочка, Кот, Лиса и Петух и Волк, коза и семеро козлят.
-Давайте, вместе обсудим содержание прочитанных ранее нами сказок.
Красная Шапочка
Вопросы:
-Куда мама отправила Красную Шапочку? (К бабушке, в другую деревню)
-Зная доверчивость и общительность дочери, какой наказ дала мать дочери? (Идти прямо по тропинке, никуда не сворачивая)
- Последовала ли Красная Шапочка родительскому наставлению? (Девушка им не следует - напротив, она действует согласно советам волка: остановиться, «оглянуться вокруг» и послушать, «как сладко поют птицы».)
- К чему привело непослушание девочки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
Кот, Лиса и Петух
Вопросы:
- Какой в сказке Петушок? (Непослушный, доверчивый)
- Какая в сказке Лиса? (Обманщица, хитрая, злая)
- Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? ( уверенно говорить: «Нет», не реагировать на подкупы Лисы)
- Правильно ли сделал Петушок, что громко кричал и звал на помощь своего друга? (Да)
Волк, коза и семеро козлят
- Куда пошла коза? (в лес покушать травки)
- С кем остались дети? (одни дома)
- Как волк попал в дом к козе? (путем обмана и хитрости)
А сейчас обыграйте эти сказки так, чтобы видно было жестокое обращение в сказках.
Чему же учат нас эти сказки? Каким же надо быть в общении с незнакомыми людьми? (с незнакомыми надо быть осторожным, внимательным, наблюдательным, находчивым, решительным.) Скажите, на основании этих сказок мы можем довести информацию до детей?
Заключение: Мы живём в огромном мире. Нас окружают разные люди. Одни взрослые добрые, честные; любят и заботятся. Но есть и другие: хитрые, жестокие. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими - пытаясь похитить детей.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
Спасибо за внимание!