Ольга Андреевская
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ
«Каждый ребёнок имеет возможность быть
психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:
диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа,
профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОО) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребё нка:
особенности контакта ребёнка;
эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
эмоциональная подвижность;
особенности общения;
реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребё нка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
особенности моторной функции.
Коррекционно-развивающее направление
Структура коррекционно-развивающего занятия
Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).
Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).
Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).
Психо-коррекция познавательных процессов
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».
Формирование пространственных и временных представлений об окружающем
освоение пространства собственного тела
уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
определение пространственных направлений по отношению к себе
определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
пространственная ориентация на листе бумаги.
Формирование математических представлений
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).
элементарные логические игры, задачи,
упражнения на классификацию,
задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,
дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений, построение сериационных рядов.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.
Сказкотерапия
С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.
Куклотерапия
В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Игротерапия
Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.
Развитие игровой деятельности
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.
При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:
игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;
соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
учет структуры дефекта;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребенка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учет принципа смены видов деятельности;
Развитие мелкой моторики
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
• штриховка,
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка;
• волшебные узоры.
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.