Ирина Архипович
Профилактика жестокого обращения с детьми
Выступление
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
социальный педагог
Архипович И. Г.
Март 2017 г.
Современная жизнь несёт с собой высочайшие проявление цивилизации и крайне негативное проявление жестокости в отношениях между людьми, в том числе по отношению к ребёнку.
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми» размещена в разделах
Жестокое обращения с ребёнком существовало с давних времён, преобладало даже мнение, что ребёнок является собственностью родителей. Сейчас у ребёнка есть законные, то есть установленные законодательством права, которые должны соблюдать родители и защищать государство.
В современном мире жестокое обращение родителей со своими собственными детьми не является редкостью.
По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.
Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от родителей.
Педагогический энциклопедический словарь даёт такое определение жестокого обращения с детьми — умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Жестокость по отношению к детям может возникать в силу таких причин, как негативные нравственные качества взрослых, нередко вызываемые неудовлетворённостью сложившимся образом жизни, социальным положением в обществе, отсутствием работы и других неудач, следствием чего возникают конфликты в семье, проявляются психические заболевания.
В исследованиях и криминальной практике выделяют такие проявления жестокого обращения и проявления насилия:
физическое насилие — нанесение физических повреждений, применение телесных наказаний, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков, оно помимо причинения боли унижает достоинство ребёнка, запугивает его. Физическое насилие приводит к появлению желания отомстить;
сексуальное насилие — использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, использование порнографической литературы, фотографий, фильмов, рисунков с целью наживы и извлечения прибыли;
психологическое (эмоциональное) насилие — отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость в форме словесных оскорблений, угроз;
насилие в форме пренебрежения потребностями ребёнка — отсутствие условий для нормальной жизни, заботы о его здоровье и развитии.
Жестокое обращение с детьми может проявляться в насмешках, оскорблениях, унижающих сравнениях, необоснованной критике, отверженности, холодности, оставлении без психологической и моральной поддержки. Сказанное возможно в силу того, что по социальному статусу ребёнок находится в зависимости от взрослых, прежде всего родителей, и является доступным объектом для проявления над ним насилия в той или иной форме.
Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, их заменяющим, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.
Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).
Каким бы образом и в какой бы форме не проявлялось жестокое обращение к ребёнку оно не должно оставаться безнаказанным в моральном или в правовом плане.
Конвенция ООН о правах ребёнка предусматривает обязательство государств защитить детей от жестокого обращения обеспечивать, «чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
Семейный кодекс РФ гарантирует право ребёнка на уважение его человеческого достоинства, право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка.
Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием являются всегда: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко- угроза его жизни или даже смерть. Берегите детей!