Татьяна Алфеева
Работа над проектом «Я и моя семья» в старшей группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Я и моя семья»
«Воспитание культуры поведения детей
в семье и детском саду».
Автор проекта : Алфеева Татьяна Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад № 91 г. Ярославль.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители старшей группы № 10 «Колокольчик» (возраст 5-6 лет).
Публикация «Работа над проектом „Я и моя семья“ в старшей группе детского сада,» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.
Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения, понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Цель проекта : Способствовать формированию культуры поведения детей в условиях детского сада, семьи и общества.
Детская цель : Научить куклу Аню стать культурной и воспитанной.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Однако на развитие у ребенка представления о морали оказывают влияние одновременно семья, детских сад, окружающая действительность.
Под термином “культура поведения” мы подразумеваем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения:
• культура деятельности,
• культура общения,
• культурно-гигиенические навыки и привычки.
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр и т. п.
Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Поэтому ДОУ и семье необходимо действовать сообща.
Задачи проекта :
Для педагога:
1. Способствовать повышению общей культуры общения членов семьи и их сближению. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников с детьми и родителями).
2. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
4. Развивать коммуникативные навыки детей, культуру повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
6. Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе.
Для детей:
1. Знать, что они члены семьи, имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз).
2. Проявлять заботу о родных людях, уважение.
3. Знать, что у них есть обязанности по дому.
4. Знать фамилию своей семьи, имя, отчество, день рождения, домашний адрес всех членов семьи.
5. Видеть свои недостатки и уметь их исправлять.
Для родителей:
1. Оказание помощи в организации предметно-развивающей среды в группе.
2. Принять участие в мероприятиях, направленных на воспитание культурного поведения детей в семье и детском саду.
Форма проведения итогового мероприятия:
1. Развлечение «Моя весёлая семья».
2. Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов, фотоальбома с интересными моментами в рамках проекта.
Продукты проекта :
Для детей:
- рисование «Познакомьтесь- моя семья»,
- конструирование «Моё любимое место в квартире»,
- лепка «Мои родители»,
- портрет мамы ко дню матери,
- рисование «Букет для бабушки».
- аппликация «Подарок маме на 8 марта», «Подарок папе на 23 февраля».
- рассказы «Как я провёл выходные дни».
Для педагога:
Создание «Уголка семьи», конспекты занятий, бесед, консультаций, анкеты, картотека подвижных игр, дидактические игры, сценарий родительского собрания, презентация итогового развлечения, фотовыставка.
Для родителей:
- участие родителей и детей в совместных различных видах деятельности:
создание макета квартиры, альбомы «Наша дружная семья», «Мой маленький помощник», приобретение литературы, иллюстраций, выставка поделок
«Герб моей семьи».
Ожидаемые результаты:
- дети умеют приветливо и вежливо разговаривать друг с другом и взрослыми, понимают роль взрослых и детей в семье,
- испытывают добрые и нежные чувства к своим родным людям, гордятся ими,
-дети бережно относятся к книгам, вещам, игрушкам;
- расширены знания детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- родители приняли активное участие в реализации проекта и повысили свой уровень культуры в семье.
Содержание проекта :
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
- Подбор методической литературы.
- Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов, подбор подвижных игр, изготовление атрибутов для подвижных игр; подбор дидактических игр.
- Беседы: «Мой дом», «Моя семья».
- Чтение художественной литературы: загадки, пословицы, стихи, сказки, рассказы.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
- Дидактические игры: «Чьи детки», «Папа, мама и я», «Назови свое имя по-другому».
- Анкетирование родителей «Обязанности ребенка по дому».
- Рассматривание картинок, иллюстраций о семье.
- Индивидуальные беседы с детьми на темы: «С кем ты живешь?».
2. Деятельностный этап.
- рисование «Познакомьтесь- моя семья»,
- конструирование «Моё любимое место в квартире»,
- лепка «Мои родители», «Цветы для мамы»
- сочинение рассказов «Как я провёл выходные дни».
- чтение художественной литературы по теме “Моя семья” :
Е. Благинина «Посидим в тишине»; «Алёнушка»,
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
С. Баруздин «Мамина работа»,
С. Михалков «А что у вас?»,
сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»;
Я. Аким «Моя родня»,
В. Драгунский «Моя сестра Ксения»,
А. Барто «Машенька»,
К. Ушинский «Петушок с семьей»,
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
В. Вересаев «Братишка»,
Г. Виеру «Мамин день», «Маша, почему»,
С. Есенин «Бабушкины сказки» ,
русские народные сказки: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка».
- Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок», «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Федорино горе», «Марья – искусница»
- Дидактические игры «Кто старше?»; «Мамины помощники»; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», «Моя семья. Составь цепочку», «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?», «Кто первым поздоровается», «Вежливый ручеек», «До свидания, милое создание», «Подбери правильные вежливые слова».
- Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.», «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи», «Как тебя называют дома», «Как помогаем дома».
- Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник».
- Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день 8 марта», «Поздравительная открытка для папы»
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе», «Семья принимает гостей», «Семья отправляется в путешествие», «Ремонт в квартире» и др.
- Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая» (ко дню матери,
- «Наша дружная семья» (фотоальбом).
- Утренник, посвящённый мамам и бабушкам ко дню 8 Марта.
- Разучивание стихов, песен о семье.
- Родительское собрание: «».
- Драматизация сказок: «Репка», «Теремок».
- Выставка поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза» (совм. дети + родители).
- Консультации для родителей: «Общение детей и родителей в семье», «Ребенок-зеркало семьи», «Как воспитать патриота», «Поощрение и наказание», «Почитайте дома» и др.
- Поместить тесты в уголок для родителей с целью повышение их культуры общения в семье : «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель».
- Индивидуальные беседы: «Почему мама устала?», «Как ты помогаешь маме», «Моя бабушка», «Моя младшая сестра», «Кем работает твоя мама (папа?».
3. Завершающий этап.
- Развлечение «Моя весёлая семья».
- Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов, фотоальбома с интересными моментами в рамках проекта.