Светлана Николаева
Работа с родителями в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в последнее время становится очень актуальным. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия с родителями, уйдя от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг. Родителям надо помнить, что детский сад помощник в воспитании детей, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на воспитателей и устраниться от воспитательно-образовательного процесса.
Темочки:
Родители - самые близкие люди, которые могут прийти на помощь и мы, воспитатели, нуждаемся в их помощи. Роль родителей огромна в организации учебно-воспитательной деятельности детей.
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам детского сада, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Наш детский сад в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями, с целью: «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». В работе с родителями решаются следующие задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:
- в рамках реализации программы воспитания и обучения ребенка в детском саду;
- в рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родители знакомятся с задачами воспитания и обучения детей на этот учебный год.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором физкультуры проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Воспитатели детского сада при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью. Согласно полученным данным наиболее популярными являются: мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские собрания (35%); родительские клубы и конференции (30%).
С большим успехом проходит «Неделя открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительных групп. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе».
Силами воспитателей организуются выставки совместного творчества детей и родителей : «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Герои Олонхо»,«Рисуем вместе», «Животные Арктики» ит. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми.
Стали традиционными физкультурно - музыкальные праздники с родителями : «Папа, мам и я –спортивная семья», дружественные встречи между родителями разных групп.
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
С целью стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ.
Методы работы с родителями :
- Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
- Проигрывание ситуаций.
- Детские игры с родителями.
Существуют методы позволяющие выстраивать отношение с родителями.
Первый- «Давайте познакомимся!»На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.
Второй этап- «Давай подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», «игровые семинары.
Третий этап- «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско- педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными. Мы проводим консультации, консилиумы специалистов; группы общения родителей (проводит психолог и логопед). Родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекции для родителей, открытые показы воспитательно- образовательного процесса, вечера вопросов и ответов, проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары, наглядные работы (информационные стенды для родителей, папки-раскладушки, выставки детских работ, литературы).Экскурсии, совместные праздники и развлечения, спектакли, именины детей, педагогическая пропаганда, школа родителей, информационные корзины, семинары-практикумы, доска обьявлений, ящик предложений.
Результаты.
- Повышается активность всех участников группы. Они социально реализуются: шьют костюмы для детских праздников, делают декорации, участвуют в проведении праздников, активно участвуют в жизни детского сада.
- Группы родительского общения трансформируются в группы личностного роста.
Приемами взаимодействия с родителями являются :
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей остается «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо брольше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно хорошо знающие как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе- качество,а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы:
- Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.-235с.
- Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М. ,1991,-179с.
- Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство детского развития. М, -- Линка-Пресс,2001.240с.
- Кембелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер с английского. М, 1992.154с.