Приложение МААМ

Работа над лексико-грамматическим строем речи

Ирина Бадакова
Работа над лексико-грамматическим строем речи
▼ Скачать + Заказать документы

Работа над лексико-грамматическим

строем речи

Многозначные слова и омонимы

Дошкольникам непросто понять, почему слова, звучащие одинаково, обозначают разные предметы, явления, действия и признаки, поэтому, даже встречая их в контексте, дети иногда затрудняются в объяснении того, что эти слова обозначают, путаются, а в результате неверно воспринимают информацию.

Темочки:

Одинаково звучат многозначные слова, а также омонимы. Естественно, что объяснять детям все филологические тонкости различий между этими понятиями не следует; достаточно сказать, что различные значения одного и того же слова объясняются определенным сходством разных предметов, явлений и т. д., а омонимы звучат одинаково, но ничего общего в значении не имеют.

Работая над этой темой, активно используются рисунки, помогающие ребенку понять разные значения одного слова. Помогают детям понять, что у «одного» слова в разных контекстах могут быть разные значения, и сказочные истории.

Занятия по развитию речи содержат реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача воспитателя — помочь детям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре.

Перед ребенком открывается мир слов, новых и уже известных. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе, слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности. Дошкольники делают для себя языковые открытия на материале, казалось бы, простых, давно ставших доступными слов. Одно из таких открытий — это осмысление явлений омонимии и многозначности в языке. Задача воспитателя — познакомить старших дошкольников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами воспитателю надо четко разграничивать данные языковые явления, ему следует вспомнить, что «омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению» (Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. — М., 1989,—С. 23).

Особенностями возникновения в языке многозначных слов, их функционирования определяются задачи работы с ними на занятиях :

а) уточнение значений многозначного слова;

б) выяснение природы этого слова (сходство по форме, цвету);

в) определение круга сочетаемости многозначного слова;

г) наблюдение за использованием слова в речи.

Фрагмент занятия - беседа об инструментах, без которых не обойтись при шитье. В беседу органично включаются загадки:

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (Ножницы.)

Маленькая головка,

Тысяча глаз. (Напёрсток.)

Конь стальной,

Хвост льняной. (Иголка и нитка.)

Воспитатель просит детей вспомнить правила безопасности при работе с этими инструментами:

— Как следует подавать ножницы? Для чего нужен наперсток? Почему иголкой можно уколоться?

С последнего вопроса беседы начинается уточнение первого лексического значения слова игла (иголка) - Предмет рассматривается со всех сторон, указываются его свойства и назначение. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие осмысления слова, осознания его функций в языке, умения соотносить слово и предмет (например, вопросы, требующие всесторонней характеристики предмета, или проблемный вопрос о том, почему в одной из загадок об игле сказано, что она «весь мир одевает»).

Предметы (ветка ели, швейные иглы, ежик, обозначаемые разными словами, но"- не случайно оказались рядом. Отталкиваясь от первого лексического значения слова игла (заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нитки, употребляемый для шитья, дети путем сравнения находят общее между швейной иглой, хвоинками и острыми выростами на теле ежа: хвоинки и выросты у ежа по форме похожи на швейные иглы, все они при прикосновении оказывают колющее воздействие. У детей формируется представление о том, что слово игла (иголка) может называть похожие предметы, поэтому его значение раскрывается только в связи с другими словами, в предложениях: Портниха вдела нитку в иголку. Ель распушила зелёные иголки. Ёжик несёт на иголках яблоки. Таким образом, сочетаемость зависит от того, в каком значении употреблено многозначное слово. Так, определение зелёные связано со словом иголки в значение «хвоинки», а словосочетание вдеть нитку в иголку указывает на другое значение этого слова — инструмент для шитья.

Например, слова-омонимы:

коса (сплетенные вместе пряди волос)

коса (сельскохозяйственное орудие).

Лексические значения этих слов дети осмысливают с помощью отдельных предложений, текста и иллюстраций. Поскольку слова-омонимы обозначают разные предметы, их сочетаемость с другими словами неодинакова. Сравните: толстая коса — острая коса, заплести косу — наточить косу.

Неодинаковость лексических значений сказывается и на различных возможностях словообразования. Так, от слова коса в значении «сельскохозяйственное орудие» нельзя образовать слово с уменьшительным суффиксом -чк-, но: коса (прическа) — косичка. Таким образом, возможности функционирования омонимов в речи разные, они обусловлены лексическим значением слов.

Задачи работы со словами-омонимами:

а) уточнить лексические значения омонимичных слов;

б) установить возможности словообразования, провести пропедевтические

наблюдения за составом слов;

в) определить сочетаемость слов-омонимов с другими словами;

г) показать функционирование слов в связной речи (рассказ воспитателя, самостоятельное составление рассказов по наблюдениям, по картинке).

Исходя из поставленных задач, воспитатель определяет наиболее целесообразные приемы работы, подбирает дополнительный языковой материал для наблюдений. Анализ слов-омонимов можно начать с отгадывания загадки:

Щука ныряет,

Трава прилегает. (Коса)

Рассмотрев предметную картинку, дети могут ответить на вопросы о том, из каких частей состоит коса (железный нож и деревянная рукоятка с небольшой перекладиной, какой формы каждая часть инструмента (железный нож длинный, изогнутый, деревянная рукоятка длинная, прямая, с перекладиной для руки, для чего нужна коса (для срезания травы).

Предлагаем детям такую загадку:

Красная девица сидит втемнице, а коса на улице.

Анализируя содержание загадки, особое внимание уделяется слову коса, которое сходно по звуко-буквенному составу с первым словом коса.

Следующая ступенька работы—осмысление возможностей словообразования. Дети читают рассказ и озаглавливают его «Сенокос». В родственных словах сенокос, косит, коса, косилка на слух выделяется общая часть -кос- (аналогично в словах коса (прическа) — косичка). Полезны упражнения по составлению предложений со словами-омонимами, а также определение их значений в подобранных воспитателем словосочетаниях: острая коса, заплести косу, наточить косу, толстая коса.

В русском языке есть еще одно слово коса, значение которого толкуется так: узкая полоска земли, отмель. Дополняя им ряд омонимов, лучше предложить детям картинку и попросить составить по ней предложения (Коса протянулась далеко в море; Мальчики рыбачили с косы).

Слова-омонимы имеют определенную фразеологическую сочетаемость. На данном занятии уместно рассмотреть фразеологический оборот нашла коса на камень. Чтобы помочь понять его значение, взрослому надо пересказать жизненную ситуацию, в которой два человека упрямо не желают уступить друг другу. Осмысленное употребление фразеологических оборотов сделает речь старшего дошкольника образной, придаст ей новые оттенки.

В нашем языке одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом кисть мы называем пучок волос на рукоятке для нанесения краски (малярная кисть, пучок ниток или шнурков, употребляемый для украшения (пояс с кистями, плоды на стебле кустарника (виноградная кисть). Между данными предметами имеется сходство по форме. Старшие дошкольники с помощью воспитателя учатся устанавливать это сходство. С другой стороны, они не видят его в предметах, обозначаемых словами-омонимами.

«Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более, называется многозначным» (Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык,—М., 1989,—С. 22). Слово в языке становится многозначным в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого. Например, многозначное слово ворона. Прямое значение этого слова — всеядная птица. Но вороной часто называют человека-зеваку, ротозея. Налицо перенос значений по сходству поведения: ср. со словами-омонимами лук (огородное растение) и лук (инструмент для метания стрел, где каждое слово имеет самостоятельное значение. Предложение: Тут встанут новые леса! Слово встанут многозначное. Его прямое значение: принять стоячее положение, подняться на ноги. В данном контексте слово выступает в значении «появятся, вырастут».

Воспитатель предлагает составить предложение со словосочетаниями игольное ушко и уколоться иголкой. Дети наблюдают за тем, что первое словосочетание может быть использовано только в определенном контексте (речь идет о швейной иголке, а второе можно употребить в разных контекстах, поскольку в этом случае значение слова иголка раскрывается только через связь с другими словами в предложении. Ср. : Девочка укололась иголкой (значение слова неясно). Девочка шила платье и укололась иголкой. Малыш хотел погладить ежа, но укололся его иголками. Я укололась хвойной иголкой.

Языковой материал» помогает обобщить природоведческие наблюдения дошкольников: сравниваются иголки-выросты на теле ежа и дикобраза, хвоинки ели и лиственницы. Работа сопровождается предметными картинками и загадками:

Летом одевается,

Зимой раздевается. (Лиственный лес.)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ёлка, сосна.)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж.)

Воплощение в занятии основных приемов работы с многозначным словом (уточнение и сравнение всех его значений, подбор и анализ словосочетаний, предложений, составление небольших рассказов о предметах) пробуждает в детях внимание к слову, наблюдательность, желание постигать новые лексические возможности языка.

Работа над словарем и грамматическим строем речи

Синонимы и антонимы

Бедность словаря детей, общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться играя или рассказывая сказки.

Воспитатель дает лексическое значение слов синонимического ряда, а дети подбирают известные им синонимы. Необязательно давать сразу много понятий, на одном занятии достаточно выстроить два — три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к теме и насыщенные отрабатываемыми звуками. Помимо подбора слов, дети составляют с ними предложения, а воспитатель обращает их внимание на оттенки в значении отдельных слов синонимического ряда.

Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов и прилагательных, которые можно использовать на занятиях.

Работая с синонимами, мы даем их в контексте, чтобы ребенок улавливал смысл и оттенки значений этих слов.

Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причем варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.

Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам.

Сказочные истории, которые помогают детям овладеть грамматическими формами (род, число, падеж, активизируют их мыслительную деятельность, развивают воображение.

Истории рассказываются сначала воспитателем, а потом и самими детьми. При этом надо использовать игрушки, куклы, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, фланелеграф, теневой театр.

С помощью картинок или предметов отрабатываем категорию множественного числа существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Приведенные сказки и аналогичные им помогают детям на практике овладеть согласованием слов, заставляют их вслушиваться в окончания, развивают языковое чутье, активизируют словарь и т. д.

Сказка «Мышиные проделки»

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил-был старый-престарый словарь - книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.

Но повадились мыши грызть в словаре страницы; что ни день, то какое-нибудь слово пропадет, причем само слово пропадет, а его описание останется. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.

Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там что ни слово, то дырка.

- Давайте поможем старику-архивариусу восстановить слова по описаниям.

• Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.

• Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.

Блестит, сверкает, сияет, искрится.

• Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или что-то.

Боец, солдат, войн, военный, защитник.

• Как можно сказать о предмете, имеющем значительную величину, размер?

Большой, огромный, громадный, гигантский.

• Когда человек испытывает страх, он что делает?

Боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит от страха, трясется от страха.

• Что делает человек, когда быстрым, резким движением перемещает куда-нибудь какой-нибудь предмет?

Бросает, кидает, швыряет.

• Как называется сильный, разрушительный ветер?

Буря, ураган, шторм, тайфун.

• Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса.

Волшебница, колдунья, чародейка, фея, ведьма.

• Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающем жар?

Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскаленный.

• Как говорят о человеке, который все выполняет с большой скоростью?

Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный.

• Как иначе называются маленькие дети?

Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки.

• Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

• Что доставляет людям веселье?

Забава, потеха, развлечение, увеселение.

• Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочно растушую шерсть или волосы?

Косматый, лохматый, мохнатый.

• Как сказать о человеке привлекательном, нравящемся своим внешним видом?

Красивый, прекрасный, пригожий, прелестный, хороший.

• Говорить очень громко.

Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.

• Человек тихий, мягкосердечный.

Добрый, добродушный, мягкий, смирный, кроткий, незлобивый.

• Кто-то или что-то движется по кругу.

Кружится, вьется, вертится, крутится, вращается.

• Снежная буря.

Метель, буран, вьюга, пурга.

• Тот, кто не отличается красотой.

Некрасивый, страшный, безобразный, уродливый, уродский.

• Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок.

Беда, несчастье, бедствие, невезение, напасть, катастрофа, горе, злоключение.

• Небольшой по размерам предмет.

Маленький, крошечный, мелкий, карликовый.

• Несуразный в движениях.

Неловкий, неуклюжий, неповоротливый, нескладный, угловатый.

• Плохой человек.

Отвратительный, скверный, гадкий, противный, мерзкий, гнусный.

• Что можно сказать о плохой погоде?

Пасмурная, хмурая, облачная, непогожая, дождливая, холодная.

• Когда человеку невесело, какой он?

Грустный, печальный, унылый, горестный, скорбный.

• Проливать слезы от боли или горя.

Плакать, реветь, рыдать.

• Добиться победы или успеха в борьбе с кем-нибудь или чем-нибудь.

Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, пересилить, взять верх, одержать победу, справиться.

• Действие, происходящее в театре или в цирке.

Спектакль, представление, зрелище.

• Что-то мешающее.

Препятствие, преграда, помеха.

• Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять.

Твердый, крепкий, надежный, незыблемый.

• Воздействовать на кого-то страхом.

Пугать, страшить, грозить, стращать.

• Человек, совершающий путешествие, странствующий.

Путешественник, турист, странник, ходок.

• Усилия, направленные на создание чего-нибудь.

Работа, труд, дело, занятие, служба, бизнес.

• Человек, занятый каким-то делом, работой.

Рабочий, труженик, служащий, работник, трудяга, бизнесмен.

• Вести разговор.

Разговаривать, говорить, беседовать, толковать, болтать.

• Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем-нибудь интересным, веселым.

Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать.

• Намеренно все портить и ломать.

Разрушать, рушить, крушить, громить.

• Мальчик или девочка в раннем детстве.

Ребенок, дитя, младенец, чадо, малыш.

• Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли.

Родник, ключ, источник.

• Люди, соединенные кровными узами.

Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство.

• Отличающийся богатой отделкой и убранством.

Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный.

• Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.

Смелый, бесстрашный, безбоязненный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой.

• История, которая забавляет, вызывает смех, веселит.

Смешная, забавная, комичная, потешная, юмористическая, смехотворная, уморительная.

• Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться.

Весельчак, шутник, юморист, шут, комик, Петрушка, паяц.

• Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.

Страх, боязнь, испуг, ужас, жуть.

• Заключающий тайну, неразгаданный.

Тайный, таинственный, секретный, загадочный, потаенный, потайной, чудесный.

• Отсутствие света.

Темнота, мрак, темень, тьма, потемки.

• Требующий большого труда, больших усилий.

Трудный, непосильный, тяжкий, тяжелый, тягостный, каторжный.

• Отсутствие звуков.

Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.

• Обладающий умом.

Умный, понятливый, толковый, смышленый, разумный, головастый, башковитый.

• Нанести удар.

Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть.

• Хороший результат.

Успех, удача, достижение, победа.

• Испытать упадок сил после работы.

Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь.

• Человек занимающийся обучением или воспитанием.

Учитель, преподаватель, педагог, наставник, воспитатель.

• Маленький дом.

Хижина, лачуга, домишко, халупа, хибарка.

• Физически неразвитый человек.

Хилый, чахлый, слабый, болезненный, худосочный, тощий, щуплый.

Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причем варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.

Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.

Существительные

Храбрость (отвага) — трусость.

Красавец — урод.

Доброта — злоба.

Щедрость — жадность.

Здоровье — болезнь.

Веселье — грусть.

Смех (радость) — печаль.

Ум — глупость.

Свет — тьма.

Тишина — шум.

Холод — жара.

Молодость — старость.

Чистота — грязь.

Сила — слабость.

Грубость — нежность.

Прилагательные

Храбрый (отважный) — трусливый.

Смешной (радостный) - печальный.

Красивый — уродливый.

Добрый — злой.

Щедрый — жадный.

Здоровый — больной.

Веселый — грустный.

Умный — глупый.

Светлый — темный.

Тихий — шумный.

Холодный — жаркий.

Твердый — мягкий.

Молодой — старый.

Чистый — грязный.

Сильный — слабый.

Грубый — нежный.

Глаголы

Открыть — закрыть.

Отворить — затворить.

Отклеить — приклеить.

Оторвать — пришить.

Открутить — закрутить.

Отойти — подойти.

Любить — ненавидеть

Дать — взять.

Работать — бездельничать.

Болеть — выздоравливать.

Гасить — зажигать.

Запрещать — разрешать.

Мешать — помогать.

Уронить — поднять

Королевство кривых зеркал

Давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили там в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.

В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.

В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру, Взяла Завидз в руки одно из этих зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила (рис. 1). В зеркале она была совсем даже не старая, а. (молодая, не толстая, а. (худая, не горбатая, а. ("стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось. (веселое и доброе! А уши — о чудо! - не большие, а. (маленькие, нос не кривой, а., (прямой!- Грязное платье Завиды в зеркале стало. [чистым,], старые туфли. (новыми, короткая юбка. ("длинной].

Стоило Завиде направить свое зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась. (дождливой, пасмурной).

Но это еще не все. Когда Завида смотрелась Б зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась. (щедрой)

Шла как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу. (храброй). А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в. (смирного и миролюбивого).

Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.

А сейчас мы попробуем представить, что и у нас тоже есть такое зеркало, и подберем к словам другие — с противоположным значением.

Ее лучше всего проводить с мячом. Воспитатель говорит слово и бросает мяч ребенку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч воспитателю.

Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над определенными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема «Звуки Ш — Ж», набор слов может быть следующим:

Медлительный - шустрый;

тихий - шумный;

плохой - хороший;

узкий - широкий;

прочный - шаткий;

гладкий - шершавый.

легкий - тяжелый;

сухой - влажный;

холодный - жаркий;

трусливый - отважный;

простой - сложный;

грубый - нежный.

Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом «а». Детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:

Гусь медлительный, а воробей (шустрый).

Пух легкий, а камень (тяжелый).

Деревня тихая, а город (шумный).

Заяц трусливый, а лев (отважный).

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над лексико-грамматическим строем речи
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 17:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над лексико-грамматическим строем речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бадакова (УИ 2044758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД