Петрова Елена
Работа над изложением в школе для детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Петрова Елена Георгиевна, учитель начальных классов ГКОУ РО Таганрогской школы №1.
Изложение- один из эффективных способов развития связной речи учащихся с нарушением слуха. Данный вид работы направлен на формирование у детей умения пересказывать в письменном виде прочитанный или услышанный текст.
Публикация «Работа над изложением в школе для детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В соответствии с программой по развитию речи работа над изложением начинается с 3 класса. Дети учатся писать подробные и сжатые изложения по готовому или коллективно составленному, с помощью учителя плану. Подготовка к этой работе начинается с 1 класса на уроках чтения и развития речи. После прочитанного рассказа дети делают рисунки к тексту, находят и записывают предложения, которые им соответствуют. Из рисунков получается картинный план. Данный вид работы можно использовать при работе над изложением. В этом случае предложения, дети подписывают под рисунком, который соответствует определённой части текста изложения. Далее отвечают на вопросы по тексту. Учатся с помощью вопросов объединять части текста, описываемые в рассказе события, объясняя их. Потом начинается работа над пересказом прочитанного текста. Во 2 классе на уроках чтения дети учатся делить текст на части. С организующей помощью учителя, путём наводящих вопросов, дети учатся составлять план рассказа. С помощью плана передавать содержание прочитанного. Устно или письменно отвечать на вопросы по тексту.
Под руководством учителя дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные зависимости с помощью порядка следования предложений и частей текста. Определять основное содержание и главную мысль текста с помощью вопросов: о ком (о чём) прочитали? Кто главные герои рассказа? На этих уроках дети учатся соединять между собой отдельные части текста с помощью слов однажды, вдруг и т. д., личных местоимений, а также существительных и глаголов, которые переходят из одного предложения в другое. В ходе работы надо побуждать учащихся использовать в своих ответах новые слова и выражения, находить их в тексте по заданию учителя: «Найдите и прочитайте, как об этом пишет автор? Как можно сказать по- другому?» Дети не только овладевают определенным словарем, но и учатся отбирать наиболее выразительные слова для передачи содержания текста, соблюдая его логическую последовательность. На уроках развития речи в 1 и 2 классах, дети выполняют описание погоды, сезонные изменения природы, читают небольшие рассказы, сказки, а затем устно или письменно отвечают на вопросы по их содержанию.
Таким образом работа на уроках чтения и развития речи является непосредственной подготовкой к работе над изложением, которая начинается на уроках развития речи в 3 классе. Для изложения целесообразно выбрать несложный повествовательный текст с небольшим объемом (30-40 слов). Текст должен состоять из простых предложений. Текст для изложения дает детям образец того, как надо строить письменную монологическую речь.
Работа над изложением строится по- разному. Можно выделить несколько этапов работы над обучающим изложением :
1. Вступительная беседа.
2. Подготовка учителя к проведению изложения.
3. Вступительное слово учителя.
4. Чтение текста.
5. Словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения.
6. Составление плана.
7. Вторичное чтение.
8. Устный пересказ текста учащихся.
9. Самостоятельная работа учащихся над письменным изложением.
На первом этапе учитель знакомит детей с темой изложения, беседует с использованием картинок, которые являются вводом в тему текста, сообщает название рассказа.
После вступительной беседы, учитель читает текст. Учителю необходимо читать текст спокойным тоном. Между отдельными частями текста надо немного изменить высоту голоса и делать паузы чуть больше, чем между предложениями. Это поможет детям схватить разделение текста на отдельные части. Далее учитель объясняет детям значение непонятных слов. Трудные слова, правописание которых, учащимся неизвестно, надо написать на доске, побудить детей их произнести и написать в тетради. На этом этапе детям можно предложить задания: Выбери незнакомое слово, скажи по-другому и т. д.
Учитель проверяет понимание содержания текста в форме ответов на вопросы, которые в свою очередь помогают детям понять композицию текста и установить основную идею. Например, подумайте, какова основная мысль текста. Какие слова помогли тебе понять её? Найдите и прочитайте предложение. Придумайте такое заглавие, чтобы оно выражало главную мысль. Начинайте ответы так: «Автор хочет сказать, что …»; «Это помогают понять слова:…»; «Текст можно озаглавить…».
Вопросы учителя должны быть ориентированы на усвоение и раскрытие содержания, на установление связи между отдельными фактами.
Например, к тексту «Настоящие друзья» (учебник «Развитие речи» 4 класс) могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Кто был в больнице?
2. Что разрешали врачи делать Юре?
3. Как зовут одноклассников Юры?
4. О чём беспокоился Юра?
5. В какую игру любил играть Юра с друзьями?
6. Как помогали Юре друзья?
7. Какими оказались друзья Юры?
Последние вопросы помогают детям определить основную мысль текста, которая имеет большое воспитательное значение. К данному тексту в учебнике уже имеется готовый план. Поэтому важно научить детей чё тко делить содержание текста на три основные части: вступительную, основную, заключительную. Учитель просит детей сказать предложения, которые могли бы подойти к каждой части текста. Эта работа может носить коллективный характер. Учителем и детьми делаются поправки к формулировкам предложений изложения по пунктам, подбирая наиболее удачные слова и выражения. Возможен вариант пересказа детьми отдельных частей текста.
Особое внимание необходимо уделить над трудными случаями морфемного и звуко- буквенного состава слов. Грамматического оформления словосочетаний и предложений, как предупреждение возможных грамматических ошибок. Трудные слова, словосочетания для воспроизведения ребёнком устно и письменно можно заменить на более простые и доступные. Необходимо побуждать детей к активной речевой деятельности на уроке и добиваться от учащихся полных ответов на вопросы.
Варианты подготовки к изложению могут быть разными. Не допускается только одно- заучивание текста наизусть. При подготовке к изложению, надо помочь детям хорошо разобраться в содержании, в его смысле и логическом построении.
Обучение изложению длительный и сложный процесс, требующий большой и кропотливой подготовки. Изложение формирует у детей умение и навыки связного высказывания в устной и письменной форме, учит анализировать и определять основную мысль текста, правильно отбирать языковые средства, обогащает словарный запаси и повышает общий культурный уровень обучающихся.