Ирина Бочкарева
Рабочая тетрадь по ознакомлению детей с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе актуально и остро встает проблема выбора профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт,а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Выбор профессии осложняется тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Темочки:
Современная система дошкольного образования выдвигает перед педагогами задачу развития у дошкольников таких умений и способностей, как самостоятельность, инициативность, любознательность, умение наблюдать и экспериментировать, способность к принятию самостоятельных решений, что в дальнейшем поможет ребенку в выборе профессии и успешной реализации себя в профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Подготовка ребенка к выбору будущей профессии на этапе дошкольного детства, заключается в знакомстве с различными видами трудовой деятельности, что позволяет облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и эмоционального отношение к определенным видам деятельности. В основном профессиональная ориентация детей дошкольного возраста носит информативный характер - общее знакомство с миром профессий.
Ознакомление с профессиями начинается с ближнего окружения ребенка: профессии родителей, сотрудников ДОУ, ближайшей социальной сферы. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, сюжетные и дидактические игры, общение со взрослыми, мультипликационные фильмы, узнают о разных профессиях. Чем больше знаний, разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности детям еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений взрослых, которые окружают ребенка. Поэтому в детском саду на данном этапе создается определенная наглядная основа, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания человека.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Общая цель по профориентации дошкольников – создание условий для формирования наглядных представлений о существенных сторонах профессий.
Рассмотрев и проанализировав существующие проекты по ранней профориентации детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что эти проекты редко направлены на знакомство детей с профессиями, востребованными на больших промышленных предприятиях, которых много на Урале. В связи с этим цель проекта: Дать общие сведения о трудовой деятельности, содержании наиболее распространенных на Урале профессий. Создать условия для осознания детьми ценности и важности профессиональной деятельности в современном мире.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых :
Обобщать полученные из разных источников знания детей о профессиональной деятельности взрослых.
Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Воспитывать уважение, эмоционально – положительное отношение к людям труда, желание трудиться.
Формировать желание отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, так и навеянные сказками, игрой воображения.
Познакомить детей, с некоторыми профессиями в промышленности, востребованными на Урале (инженер, станочник в заводе, горняк, горщик (старатель, камнерез, ювелир и т. п.)
Формировать представление о необходимости профессиональной деятельности в жизни человека.
Формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Ожидаемые результаты работы с детьми :
у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых;
сформируется чувство уважения к людям разных профессий.
А так же реализация проекта поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребнка.
В перспективе продолжения данного проекта более детальное изучение профессий связанных с промышленными предприятиями, расположенными в непосредственной близости от ДОУ. Это позволит не только расширить кругозор детей, но и создаст предпосылки более осознанного выбора профессиональной деятельности детьми в дальнейшем. А так же работа над проектом будет способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников к активному участию в образовательном процессе и гармонизации отношений между детьми и взрослыми.