Светлана Красова
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы (часть 3
2.6. Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
В направлении выстраивания сотрудничества с семьями детей актуальным является создание условий для построения личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия всех участников образовательных отношений, то есть воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основные задачи, стоящие перед организацией дошкольного уровня образования в данной связи:
Публикация «Рабочая программа воспитателя подготовительной группы (часть 3)» размещена в разделах
- изучение и понимание особенностей семей воспитанников, их специфических потребностей в образовательной области, разработка подходов к реализации сотрудничества с семьями воспитанников;
- определение приоритетных для конкретной дошкольной образовательной организации направлений деятельности по взаимодействию с родителями детей, посещающих организацию дошкольного образования, учёт специфики региональных, национальных, этнокультурных и других условий жизни семей;
- построение образовательной среды и педагогического взаимодействия в ней на основе принципа уважения личности ребенка, признания его полноценным участником (субъектом) образовательных отношений как обязательного требования ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- обеспечение благоприятных педагогических условий для содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержка инициативы и пожеланий семей воспитанников по организации образовательного процесса;
- формирование отношений партнёрства и доверительности с родителями воспитанников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой организации дошкольного образования и интересами семьи;
- использование интересных, понятных и удобных в организации родителям воспитанников форм работы с семьёй;
- поддержка семейных традиций, приобщение детей к ценностям семьи;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сотрудничество педагогического коллектива с семьями воспитанников осуществляется через:
изучение воспитательных возможностей Детского сада и семьи
(социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека);
совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб в т. ч. вечера вопросов и ответов, праздники, экскурсии, проектная деятельность);
образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб)
Направление работы Формы работы
Нормативно-правовое регулирование отношений
семьи и образовательных организаций.
Изучение особенностей семьи, семейных традиций
в том числе традиций воспитания.
Возрастные особенности детей.
Воспитание привычки к здоровому образу
жизни, интересу к занятиям физкультурой
и спортом. Правила безопасности жизнедеятельности
детей в доме и на улице.
Развитие познавательных интересов детей.
Социально-коммуникативное развитие старших
дошкольников. Формирование взаимоотношений
со сверстниками. Формирование
у ребёнка гуманных чувств и отношений.
Развитие детской фантазии, воображения
и творчества.
Формирование у старших дошкольников интереса
к книге и любви к чтению.
Педагогические условия трудового воспитания
старших дошкольников и формирования
у детей разумных потребностей. Организация
совместного с детьми досуга
Опрос (анкетирование,
интервью, беседа).
День открытых дверей.
Родительское собрание.
Родительский клуб.
Родительская гостиная
(встречи со специалистами).
Круглый стол.
Деловая игра.
Беседа с родителями.
Индивидуальная
консультация.
Семинар-практикум.
Мастер-класс.
Экскурсия.
Субботник по
благоустройству.
Праздник.
Интернет-сайт организации.
Выставка (подборка)
литературы на
педагогическую тему.
Информационный стенд.
Формы работы с семьями воспитанников
Дата проведения Форма сотрудничества
Сентябрь 1. Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»
2. Консультация специалиста (педагог-психолог)
3. Анкетирование родителей и законных представителей «Изучение особенностей семьи, семейных традиций, в том числе традиций
воспитания».
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Октябрь 1. Групповые родительские собрания «Ваш ребёнок - будущий школьник»
2. Праздник «Золотая Осень» с участием родителей (законных представителей)
3. Выставка поделок, выполненных совместно родителями и детьми «Золотая Осень»
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Ноябрь 1. Консультации для родителей: «Формирование познавательных интересов детей»,
2. «Школа заботливых родителей». Анкетирование «Готов ли мой ребенок к школе?»
3. Организация совместной работы с родителями, готовимся к зиме.
4 Участие в конкурсах, совместно с детьми
Декабрь 1. Групповые родительские собрания.
2. Участие в выставке поделок «Мастерская Деде Мороза».
3. Новогодние утренники
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Январь 1. Консультативная помощь педагога – психолога: «Преодоление страха, как специфическая составляющая стрессоустойчивости будущего школьника».
2. Рождественская ярмарка (изготовление совместных игрушек, поделок)
3. Консультация «Проблемы физического развития современного ребёнка»
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Февраль 1. «Школа заботливых родителей» второе заседание Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе». Анкетирование родителей подготовительных групп «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
2. Открытые мероприятия к Дню Защитника Отечества.
3 Изготовление газеты «Мой папа самый лучший»
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Март 1. Праздник посвящённый дню 8 Марта
2. Выставка детских работ «Подарок мамочке».
3. Родительское собрание «Сегодня дошкольник – завтра школьник»
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Апрель 1. Выставка книжек-самоделок
2. .В родительском уголке поместить фотостатью «Из жизни детей группы»
3. Консультация ««Безопасность и здоровье наших детей».
4. Участие в конкурсах, совместно с детьми
Май 1. Выпускной бал
2. Консультация специалиста «Отдых детей в летний период».
Эффективное и педагогически целесообразное сотрудничество детского сада и семьи основывается на взаимном признании взрослыми, воспитывающими ребёнка, педагогического авторитета друг друга как субъектов единого педагогического процесса и
непременном утверждении значимости друг друга в глазах детей. Формирование уважительных взаимоотношений субъектов образовательного процесса служит одним из
перспективных направлений его гуманизации в современных организациях дошкольного
уровня образования.
III Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение программы
Дошкольное образовательное учреждение располагается на территории микрорайона Территория ограждена металлическим забором высотой 2 метра, озеленена, запрещенных видов деревьев нет, имеются цветники. Реализуется проект по благоустройству и озеленению территории МБДОУ «Д/с, На игровых площадках имеются теневые навесы, все площадки оснащены песочницами и малыми архитектурными формами для игр и занятия спортом. Все групповые помещения оборудованы детской мебелью по количеству детей: трехъярусные кроватки, столы и стульчики, шкафы для хранения игрушек и наглядных материалов, кабинки для верхней одежды, кабинки для полотенец. В каждой групповой комнате оборудованы центры развития. В средней, старшей и подготовительных группах созданы центры : познавательного развития; занимательной математики – игротеки; безопасности; экспериментирования; природы; конструирования; патриотического воспитания; социально-коммуникативного развития; дежурства; игры; театра; музыки; книги – речевого развития; изодеятельности; ряжения. Обновляются центы в соответствии с темой недели (проектная деятельность).
Центр активности оборудование
двигательной деятельности Кегли- 3 набора, игра «гольф», футбольные ворота-2 шт., баскетбольное кольцо, мишень «яблочко», мячи резиновые, мешочки с крупой, скакалки, обруч, массажные коврики, маски для подвижных игр, бубен.
познавательной и исследовательской деятельности и экологии Оборудование для экспериментов (ёмкости разной вместительностью, ложки, губки, воронки, сито и др., фартуки, клеёнки для стола, коллекции: бумага, ткань, камни.
Календарь природы, природный материал, книги о животных. Карточки: животные, птицы, фрукты, овощи.
Настольные игры: «чей малыш?», «отгадай растение», лото «фрукты и овощи».
Комнатные растения, лейки, палочка для рыхления, пульверизатор.
Сенсорного развития Вкладыши, разного вида шнуровки, пирамидки, матрёшка, пазл «мир чисел», «стройка», «Африка», «подводный мир» и др., мозаика, блоки Дьенеша, наборы геометрических тел.
конструирования Разные виды конструктора, строительные наборы деревянные и пластмассовые.
продуктивной деятельности Пластилин, доски для лепки, природный материал. Бумага для рисования, карандаши цветные, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, кисти разного размера. Картон цветной, цветная бумага, клей карандаш. Трафареты, шаблоны, картинки.
музыкально театрализованной деятельности Музыкальный центр, детские музыкальные инструменты. Набор перчаточных кукол, настольный театр «Репка», «Теремок».
правильной речи Детские книги, альбомы для рассматривания: «русские народные сказки», «Времена года», «Семья»
Сюжетно - ролевой игры Детская кухня, наборы посуды, стол, стульчики, диван мягкий, трюмо, куклы, коляска для кукол, дом 3-х этажный для кукол, набор «парикмахерская», продуктовый магазин, парковка,машинки большие и маленькие, железная дорога. Одежда и головные уборы для ряженья и игры.
3.2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Образовательная область УМК
Социально-коммуникативное развитие Гришаева Н. П. Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе /
Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Для детей 5– 7 лет: программа, методические
рекомендации, конспекты занятий / А. Д. Шатова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Для детей 5-7 лет: дидактические материалы
/ А. Д. Шатова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Познавательное развитие Салмина Н. Г. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 6-7 лет: дидактические карточки, методическое пособие / Н. Г. Салмина, М. С. Милаева, А. О.
Глебова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для
воспитателя младшей группы детского сада / М. Н. Султанова. – М. : Вентана-Граф, 2014. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». – СПБ: Детство-Пресс, 2007г
Логические блоки Дьенеша
Дары Фребеля
Речевое развитие Ушакова О. С. Развитие речи детей 3– 7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2014.
Ушакова О. С. Развитие речи детей 3– 7 лет: дидактические материалы /
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2014.
Художественно-эстетическое развитие Бакланова Т. Н. Музыкальный мир: программа, содержание занятий с детьми 3–7 лет, методические рекомендации / Т. Н. Бакланова, Г. П. Новикова. – М. : Вентана-Граф,2014.
Лыкова И. А. Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа : Планирование, конспекты, методические рекомендации /И. А. Лыкова. – М. : «Карапуз-дидактика», 2009г.
Лыкова И. А. Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа : Планирование, конспекты, методические рекомендации /И. А. Лыкова. – М. : «Карапуз-дидактика», 2007г.
Лыкова И. А. Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа : Планирование, конспекты, методические рекомендации /И. А. Лыкова. – М. : «Карапуз-дидактика», 2009г.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Ладушки – СПб: Акцидент, 2007.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. – СПБ: Акцидент, 2008
Физическое развитие Л. Н. Волошина «Играйте на здоровье». – М. : - Вентана-Граф, 2014
3.3. Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
Режимы дня в разработан на основе требований к организации режима дня и учебных занятий СанПиН 2.4.1.3049-13, требований вариативной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева и скорректированы с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.
В МБДОУ «Детский сад разработаны режимы :
• на холодный/теплый периоды года;
Контроль выполнения режимов дня в ДОУ осуществляют: медицинские работники, административно-управленческий аппарат, педагоги и родители.
Режим пребывания в группах общеразвивающей направленности – 12 часов.
Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 3-4 часов. Утренний прием детей осуществляется на воздухе в зависимости от погодных условий. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину – утром, и во вторую половину дня –до ужина. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, личная гигиена др.) занимает в режиме не менее 3-4 часов. Общая продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста 2 -2,5 часа.
Режим дня в детском саду в подготовительной группе (6 – 7 лет)
Холодный период года (сентябрь—май)
Режимные моменты. Время
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 7.00—8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50
Игры, подготовка к образовательной деятельности 8.50—9.00
Непосредственно образовательная деятельность: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв). Второй завтрак в 10.15 – 10.20 9.00—10.50
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд,
экспериментирование, общение по интересам, возвращение с прогулки 10.50—12.20
Подготовка к обеду, обед 12.20—12.40
Релаксирующая гимнастика перед сном 12.40—13.00
Подготовка ко сну, сон 13.00—15.00
Постепенный подъем, закаливание, воздушные, водные процедуры 15.00—15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25—15.45
Игры, досуги, кружки, занятия, самостоятельная деятельность по интересам, общение. 15.45—16.55
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. Игры, уход домой 16.55—19.00
Теплый период года (июнь—август)
Режимные моменты. Время
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика,
индивидуальное общение воспитателя с детьми,
самостоятельная деятельность 7.00—8.20
Завтрак 8.20—8.50
Игры, подготовка к образовательной деятельности 8.50—9.30
Подготовка к прогулке, образовательная деятельность на
прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
9.30—12.20
Самостоятельная деятельность по выбору и интересам 12.20—12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40—13.10
Релаксирующая гимнастика
перед сном 13.10—13.15
Подготовка ко сну, сон 13.10—15.00
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна,
воздушные, водные процедуры 15.00—15.30
Подготовка к полднику, полдник 15.30—15.55
Игры, досуги, общение по интересам, выбор
самостоятельной деятельности в центрах активности 15.55—16.55
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. Уход домой 16.55 – 19.00