Ольга Клюева
Рабочая программа воспитателя первая младшая группа (Содержательный раздел)
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержательный раздел Рабочей программы.
2.1. Учебный план ООП ДО в младшей группе МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Инвариантная часть Количество видов непосредственно образовательной деятельности
(кол-во/мин)
Основные направления развития детей, образовательные области Содержание образовательных областей Длительность НОД (мин) НОД в неделю/мин НОД в месяц/мин НОД в год/мин
Физическое развитие Физкультура 10 3/30 12/120
2ч 108/1080
18ч
Публикация «Рабочая программа воспитателя первая младшая группа (Содержательный раздел)» размещена в разделах
Двигательная, становление ценностей здорового образа жизни Ежедневно в рамках совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей в первой и второй половине дня
Речевое развитие Развитие речи 10 1/10 4/40 36/360
6ч
Чтение художественной литературы 10 1/10 4/40 36/360
6ч
Художественно-эстетическое развитие Лепка 10 1/10 4/40 36/360
6ч
Рисование 10 1/10 4/40 36/360
6ч
Музыка 10 2/20 8/80
1ч 20мин 72/720
12ч
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность, формирование позитивных установок к различным видам труда, формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе. Ежедневно в рамках совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей в первой и второй половине дня
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Направление развития Методическое пособие Наглядно-дидактическое пособие Рабочие тетради
Физическое развитие -Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движения. Г. И. Винникова, М. Сфера, 2010г., 128с.
- Сборник подвижных игр: Для занятий с детьми 2-7 лет/Авт. – сост. Э. Я. Степаненкова. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ- 2016г. 144с.
- «Физкультурные занятия в детском саду», О. М. Литвинова, М. Феникс, 2008г.
- «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста» Н. Ф. Губанова, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г,123с. Набор предметных картин: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Знаменитые спортсмены Мордовии».
Познавательное развитие -«Формирование элементарных математических представлений.
Вторая группа раннего возраста»,
И. А. Пономарева,
В. А. Позина
М. Мозаика – Синтез – 2016г,44с
- «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста» Н. Ф. Губанова, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г,123с. Набор предметных картин для занятий по математике:
Набор предметных картин для занятий по миру природы: «Времена года», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Вымершие животные», «Млекопитающие», «Перелетные птицы», «Хищные птицы», «Обитатели морей и океанов», «Насекомые», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Фрукты», «Овощи», «Комнатные цветы», «Лесные ягоды», «Деревья и листья», «Полевые цветы», «Цветы».
Речевое развитие -В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста», М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016г;
- «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста» Н. Ф. Губанова, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г,123с. Серия картин «Развитие речи», по О. С Ушаковой «Солнечные ступеньки» по обучению грамоте.
Социально-коммуникативное развитие - «Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста», О. А. Соломенникова, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. 63с.
– «Формирование основ безопасности у дошкольников (для занятий с детьми 2– 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2016г. -64с.
К. Ю. Белая
-«Социально – нравственное воспитание дошкольников с детьми» 80с., Буре Р. С.
- «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста»Н. Ф. Губанова, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г,123с. Набор предметных картин: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Электрические приборы», «Бытовая техника», «Профессии», «Транспорт», «Национальные костюмы Дальнего Зарубежья». «Солнечные ступеньки» по ознакомлению с окружающим миром «Предметы»
Художественно-эстетическое развитие - «Занятия с детьми 2-3 лет. Методические рекомендации.», Г. И. Винникова, М. Сфера, 2010г. 123с.
-«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. – М. Просвещение,1992г. Набор предметных картин: «Хохлома», «Гжель» «Городецкая роспись», «Портреты художников».
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
занятие образовательная деятельность в режимных моментах
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
Игры с предметами
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные)
Ситуации активизирующего общения
Двигательная активность Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
пальчиковые игры
Наблюдения
Праздники и развлечения
игровая деятельность детей Игры в парах и совместные игры
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Познавательное развитие».
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
занятие образовательная деятельность в режимных моментах
Предметная деятельность с игрушками; предметами;
Дидактические игры; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, видео, фото.
Наблюдения;
игры -
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., игры с предметами.
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные); действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр. ,
ситуации активизирующего общения Игровая, предметная деятельность детей Игры в парах и совместные игры
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Речевое развитие»
занятие Совместная
деятельность
с педагогом Самостоятельная
деятельность детей Образовательная деятельность в семье
Обучающие игры с использованием предметов и игрушек
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
Проблемные ситуации
Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него
Хороводные игры,
Пальчиковые игры
Речевые дидактические игры
Наблюдения
Слушание, воспроизведение, имитирование.
Экспериментирование и исследование
Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. п.)
Игры с предметами и сюжетными игрушками
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
Чтение, рассматривание иллюстраций
Совместная продуктивная деятельность
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Разучивание стихотворений
Речевые задания и упражнения
Показ настольного театра, работа с фланелеграфом Праздники и развлечения
Дидактические, настольно-печатные игры
Ситуативные беседы
Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром
Индивидуальная работа. Наблюдение за объектами живой природы,
предметным миром
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей
Речевые игры
Беседы (фактическая, ситуативная, объяснение
Совместное творчество
рассматривание иллюстраций
Совместные семейные проекты
Прогулки,
Рассказы
Домашнее экспериментирование
Прослушивание аудиозаписей
Выставка в книжном уголке
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Художественно-эстетическое развитие»
занятие Совместная
деятельность
с педагогом Самостоятельная
деятельность детей Образовательная деятельность в семье
Игровые, дидактические упражнения
Обследование предметов и игрушек
Проблемные ситуации («Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?»)
Упражнения по развитию мелкой моторики рук Прогулка
Образовательные ситуации («У природы нет плохой погоды»,
Обучающие занятия («Волшебная линия»,«Фигурные отпечатки»)
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Наблюдение
Беседы
Обсуждение
Дидактические игры
Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,
коллекций
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия
Ситуативные разговоры Дидактические игры
С. -р. игры
Рассматривание
предметов искусства
Ситуативное обучение
Упражнения
Обследование предметов
Прогулки
Домашнее экспериментирование
Совместное творчество
Сопровождение семьи:
Беседы
Консультации
Открытые просмотры
Выставка работ
Встречи по заявкам
Совместные игры
Совместные занятия
Опросы
Анкетирование
Информационные листы
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Физическое развитие»
занятие Совместная
деятельность
с педагогом Самостоятельная
деятельность детей Совместная
деятельность c семьей
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Подражательные движения
Физкультурные упражнения Упражнения:
- комплекс с предметами
-сюжетный комплекс
-подражательный комплекс
Физ. минутки
Утренняя гимнастика, индивидуальная работа
Гимнастика после дневного сна Подражательные движения под музыку
Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Консультативные встречи
Совместные занятия
2.4. Взаимодействие с семьей, с социумом
Месяц Направление, тема, содержание Форма взаимодействия Ответственный
Сентябрь Составление социально-демографического паспорта семей Анкетирование Воспитатели,
Ст. воспитатель
«Адаптация детей к детскому саду» Родительское собрание Воспитатели
«Как помочь своему ребёнку адаптироваться»;
«Режим и его значение в жизни ребенка». Индивидуальные беседы на темы Воспитатели
«Ясли – плюс и минус»
«Осень»
Консультация
Папка-передвижка Воспитатели
Воспитатели
Октябрь «Учимся пользоваться приборами».
«Развиваем мелкую моторику рук» Консультации для родителей Воспитатели
«Наш фотоальбом» Оформление альбома группы Воспитатели
«Что могут сделать родители» Материал в уголок для родителей Воспитатели
«Одежда детей в группе»,
«Формирование навыков кормления и одевания» Индивидуальные беседы в вечернее время Воспитатели
Посещение семей воспитанников с целью ознакомления с семейно-бытовыми условиями и методами воспитания в семье. Воспитатели
Ноябрь «Правила поведения в детском саду» Консультации Воспитатели
Оформление папки-передвижки ко дню матери. Воспитатели
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Консультация Воспитатели
«Игра – спутник детства» Материал в уголок для родителей Воспитатели
Декабрь «Возрастные особенности детей 2-3 лет». Родительское собрание Воспитатели
«Влияние прогулки на здоровье детей» Консультация для родителей Воспитатели
«Готовимся к празднику» Помощь родителей в подготовке к новогоднему празднику (разучивание стихов, песен, инсценировок) Воспитатели
«Грипп. Меры профилактики» Консультация Воспитатели
«Зимушка-зима» Оформление папки-передвижки Воспитатели
«Новогоднее чудо» Выставка поделок и сувениров Воспитатели
«Физические упражнения рекомендованы для занятия дома» Консультация Воспитатели
«Новогодние и рождественские праздники». Фотовыставка
Воспитатели
«Как не надо лечить ребенка» Консультация Воспитатели
Проводить индивидуальные беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду. Воспитатели
Февраль «Путешествие по реченьки» (развитие речи детей 3-х лет) Родительское собрание Воспитатели
1. «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка» Индивидуальные беседы с родителями Воспитатели
«Мы учимся говорить» Консультация Воспитатели
«Лучше папы не найти» Фотовыставка
Воспитатели,
родители
«Подвижные игры для детей раннего возраста» В уголок для родителей поместить информационный материал Воспитатели
Март «Знакомим детей с природой родного края» Консультация Воспитатели
Оформление папки-передвижки к 8 Марта Воспитатели
«Моя мамочка - солнышко» Фотовыставка Воспитатели
«Советы родителям»
В уголок для родителей поместить информационный материал Воспитатели
«Формирование навыков самообслуживания» Индивидуальные беседы с родителями
Апрель «Весна-красна» Оформление папки-передвижки Воспитатели
«Полезные советы» Консультация Воспитатели
«Поиграй со мной, мама!» (об использовании дидактических игр) Индивидуальные беседы с родителями на тему Воспитатели
Привлечь родителей к участию в благоустройстве участка группы.
Воспитатели, родители
Май «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций» Памятка для родителей Воспитатели
«Будь внимателен всегда, чтоб не случилась вдруг беда!» Родителям о правилах дорожного движения:
Буклет для родителей Воспитатели
«Как повзрослели и чему научились наши дети за год». Родительское собрание Воспитатели
«Учите ребёнка рассматривать книги»;
«Игры с водой и песком». Консультации Воспитатели
2.5. Планирование работы с детьми в группе (см. в приложении 1)
Перспективное планирование;
Календарно – тематическое планирование;
Комплексно-тематическое планирование.
2.6. Модели организации совместной деятельности с воспитанниками :
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Совместная деятельность
взрослого и детей Самостоятельная деятельность
детей Взаимодействие
с семьями
Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
Трудовая: совместные действия, поручение, задание,.
Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия,, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Музыкально-художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
Чтение художественной литературы: чтение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской Диагностирование
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.
Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей
Младший дошкольный возраст
Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное
развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы
Формирование навыков культуры еды
Этика быта, трудовые поручения
Формирование навыков культуры общения
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа
Эстетика быта
Трудовые поручения
Игры с ряжением
Работа в книжном уголке
Общение младших и старших детей
Сюжетно – ролевые игры
Познавательное
развитие Игры-занятия
Дидактические игры
Наблюдения
Беседы
Экскурсии по участку
Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Игры
Досуги
Индивидуальная работа
Речевое развитие Игры- занятия
Чтение
Дидактические игры
Беседы
Ситуации общения Игры
Чтение
Беседы
Инсценирование
Художественно-эстетическое развитие НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
Эстетика быта
Экскурсии в природу (на участке) Музыкально-художественные досуги
Индивидуальная работа
Физическое развитие Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
Физкультминутки на занятиях
НОД по физкультуре
Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна
Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
Физкультурные досуги, игры и развлечения
Самостоятельная двигательная деятельность
Ритмическая гимнастика
Хореография
Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
1) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. В соответствии с действующим СанПиНом в каждой возрастной группе проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: два занятия организуется в зале, одно - на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр. Один раз в месяц в дошкольных группах проводятся спортивные досуги и развлечения, 2 раза в год – физкультурные праздники.
Во время образовательной деятельности по познанию окружающего мира дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения нашего региона. Ознакомление дошкольников с природно-климатическими условиями воспитывают у детей любовь к родной природе и бережное отношение к окружающему миру.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (82 %, из неполных (18 %) и многодетных (12 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (66 %) и средним профессиональным (34 %)образованием. Высокий процент родителей со средним профессиональным дает возможность привлекать родителей к участию в педагогическом процессе.
Родительский коллектив условно можно проранжировать по степени участия в деятельности ДОУ: 24% - активно участвуют в жизни ДОУ, 60 % - эпизодически, 16 % - не принимают участия. С целью выявления запросов родителей используется анкетирование. По результатам опроса родителей в сентябре 2015 года, 89% родителей – удовлетворены качеством дошкольного образования в ДОУ; их устраивают специалисты, воспитатели, заведующий; родители чувствуют себя желанным гостем в детском саду.
70% опрошенных - довольны дополнительными услугами (кружками) в ДОУ; чувствуют, что их ребенок любит детский сад. 92 % родителей - удовлетворены качеством информирования об успехах ребенка в обучении, развитии, поведении; родители знают, что воспитатели и специалисты развивают у ребенка любознательность, интерес к учению, соблюдают конфиденциальность при решении вопросов.
22% опрошенных - не удовлетворены работой родительского комитета; не знают, имеют ли они право голоса в ДОУ; не устраивает качество питания, количество занятий в ДОУ.
Таким образом: деятельность учреждения направлена на реализацию запросов и интересов родителей, и в полной мере их обеспечивает, что позволяет говорить о том, что МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» выполняет социальный заказ семьи.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников ДОУ разнообразен (русские, татары, и другие, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ)
В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь 3% в селе, своеобразие социокультурной среды проявляется:
1) в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, и т. д., что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства;
2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей Саранска, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира.