Марина Балясова
Рабочая программа «Образовательная деятельность «Музыка». Целевой раздел
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста разработана в соответствии Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26, и на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной МДОУ ДС ОРВ № 2 «Звёздочка» МО «Барышский район». Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 «Звёздочка» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И. Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000, и в соответствии нормативно - правовыми документами:
Публикация «Рабочая программа „Образовательная деятельность „Музыка“, Целевой раздел» размещена в разделах
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Уставом МДОУ Д/С ОРВ №2 «Звёздочка» МО «Барышский район»,
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №2 «Звёздочка».
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 3-х до 7-ми лет.
1.2 Цель программы
Целью программы является : Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе :
- развитие внимания
- развитие чувства ритма
- развитие индивидуальных музыкальных способностей
3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах)
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
Методические принципы построения программы :
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях;
- Учет возрастных особенностей воспитанников;
- Гендерный подход к используемому репертуару;
- Последовательное усложнение поставленных задач;
- Принцип преемственности;
- Принцип положительной оценки;
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем;
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Формы проведения занятий:
1. Традиционное
2. Комплексное
3. Интегрированное
4. Доминантные
1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей музыкального развития детей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
музыкального развития детей (2-3 года)
В раннем дошкольном возрасте развивается музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку и пение, развивается умение отвечать на вопросы по содержанию картинок - развиваться наглядно-действенное мышление.
музыкального развития детей (3 - 4 лет).
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки по высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
1.4 Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ, используются педагогами для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
Целевые ориентиры для детей 2-3 года
-Учить детей внимательно слушать спокойные и добрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.
-Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона)
-Вызывать активность детей при подпевании и пении
-Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем)
-Постепенно приучать к сольному пению
-Развивать эмоциональность и образность восприятие музыки через движение
-Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприсядать, совершать повороты кистей и рук и. т. д.)
-Учить детей начинать движения с начала музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайчик прыгает, мишка косолапый идет).
-Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках. Тихо, высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом)
-Выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную
Менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Целевые ориентиры для детей 3-4 лет
- Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);
- Замечать изменения в звучании (тихо - громко);
-Способствовать развитию певческих навыков. Петь без напряжения, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
-Формировать навык сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
- Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);
-Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; идет медведь, крадётся кошка, ходит петушок и. т. д.
-Стимулировать самомтоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
- Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием
-Учить подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Целевые ориентиры парциальной программы «Праздник каждый день» «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева:
- накоплен опыт восприятия произведений музыкальной культуры разных стилей и народной музыки;
- ребёнок, сопереживает музыке, эмоционально отзывается на музыку;
- развито музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, жанра и др.);
- развито творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
- расширение знаний детей о музыке;
- дети выражают свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
- развиты музыкально-эстетические потребности, признание ценности музыки.
Планируемые результаты освоения парциальной программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» :
- развит интерес к самому движению под музыку;
- выполняет разнообразные по координации движения;
- умеет передавать в пластике характер музыки, игровой образ;
- способен запоминать и самостоятельно исполнят различные композиции;
- использует разнообразные движения в импровизации под музыку;
- выросла способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа.