Вероника Буева
Рабочая программа воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи 5–6 лет на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитания и обучения детей
с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет жизни
для групп компенсирующей направленности
на 2022-2023 учебный год.
Учитель-логопед Буева В. А.
Город Липецк.
Введение.
Публикация «Рабочая программа воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи 5–6 лет на учебный год» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
«Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР» разработана в соответствии с «Основной адаптированной программой дошкольного образования МАОУ СШ № 48
г. Липецк». Программа представляет собой целостную, систематизированную, четко структурированную модель коррекционной работы в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 8 лет. В программе представлены :
- указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей;
- представлена диагностика индивидуального развития детей,
- перспективное тематическое планирование,
- система коррекционно-развивающей работы,
- организация режима дня,
- организация предметно-пространственной развивающей среды,
- методическое обеспечение программы
Содержание.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1. Перечень нормативных документов
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Принципы рабочей программы
1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения коррекционной работы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы в образовательной
области «Речевое развитие».
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы в образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие»
2.3. Содержание коррекционно – развивающей работы в образовательной области «Познавательное развитие»
2.4. Содержание коррекционно – развивающей работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
2.5. Содержание коррекционно – развивающей работы в образовательной области «Физическое развитие»
2.6. Взаимодействие с участниками образовательного процесса
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации коррекционной работы
3.2. Организация предметно-пространственной среды и материально-
техническое обеспечение
3.3 Методическое обеспечение
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Деятельность учителя-логопеда ОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Основными задачами выступают:
– выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ОУ;
– формирование у педагогов профессиональной компетентности в сфере эффективного педагогического взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
– обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционной среды в семейных условиях.
Основная цель рабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников ОУ с речевыми нарушениями полноценную структуру речевой деятельности, обеспечения условий для овладения детьми с нарушениями речи родным языком. Иначе говоря, обеспечить комплексную коррекцию речевых нарушений у дошкольников.
Рабочая программа разработана на основе современных достижений в логопедической науке и практике, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н. Веракса, Н. Поддъяков, Н. В. Микляева, Ж. Глозман, С. Шаховская, А. Г. Арушанова, О. Г. Ушакова, Т. Б. Филичева, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:
1. У детей 5-6 лет речь как еще несформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
2. Речевое развитие опосредуется рядом факторов, прежде всего развитием интеллектуальных процессов и общения.
3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.
1.1. Перечень нормативных документов
Программа составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
- Декларацией прав ребенка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
-«Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авт. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. ;
-«Основной адаптированной программой дошкольного образования МАОУ СШ № 48 г. Липецк».
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи : звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития - от элементарных форм к более сложным.
При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие положения:
•степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований;
•в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;
•в реальной практике редко встречаются четко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы;
•у детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и еще не изжитые нарушения.
1.3. Цель, задачи
Целью данной Программы
является: создание единого коррекционно-образовательного пространства ОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребенка.