Ольга Волкова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В. Г. Белинский.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Сказки-добрые друзья“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу, как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Цель программы:
Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Принципы реализации программы
Принцип единства:
• сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
• использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его интересами, потребностями, особенностями;
• педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;
Принцип систематичности и последовательности:
• использования различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный;
• решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
Принцип наглядности:
• использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;
• создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, театра разных видов, загадок; картинок;
Принцип доступности:
• учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;
Направления работы:
Развитие способности восприятия литературного текста и общения по
поводу прочитанного.
Расширение кругозора детей через художественные образы.
Формирование интереса к книге.
Приобщение родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Интеллектуальное развитие дошкольников.
1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:
- дети пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;
- называют произведение, прослушав отрывок из него;
- дети могут прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является проведение литературных праздников, викторин, тематических выставок.
Литературные праздники развивают активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формируют чувство уверенности в себе, эстетические чувства.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение викторин, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: знание литературных произведений и их авторов, жанров художественных произведений и их героев.
Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельных книг. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
Младшая группа
Задачи:
1. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
2. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
3. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
4. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
5. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- проявлять стремление к постоянному общению с книгой;
- называть любимые тексты, объяснять, чем они ему нравятся;
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
- имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговые мероприятия в младшей группе:
Составление фотоальбома достижений кружка
Литературная викторина «По дорогам сказок»
Задачи: Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. Учить, интонационно точно, повторять песенки из сказок. Воспитывать любовь к литературным произведениям.
2.1. Образовательная деятельность.
Учебно-тематический план
Данная программа предназначена для детей 3-4 лет и направлена на расширение кругозора детей, через художественные произведения.
«Репка». 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Театрализованная игра в русскую народную сказку «Репка».
Аппликация в технике обрывания бумаги.
«Колобок». 2 Показ настольного театра сказки «Колобок»
Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»
Игра с мячом «Поймай колобка».
Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».
Игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой»
«Петушок и бобовое зёрнышко». 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Раскрашивание изображений курочки и петушка.
Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т. п.)
Выставка коллекции семян бобовых в уголке природы.
«Маша и медведь». 2 Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.
Чтение сказки с показом иллюстраций.
Инсценировка отрывка сказки.
Словесное упражнение «Какой, какая, какое?»
«Теремок». 2 Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки.
Просмотр видеофильма по русской народной сказке «Теремок».
Театрализованная игра в русскую народную сказку «Теремок».
Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов
«Гуси-лебеди». 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.
«Кот, петух и лиса» 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Инсценировка сказки с использованием дословных сказочных
выражений.
«Пых». 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Отгадывание загадок об овощах.
Игра «От каждого по словечку»
Аппликация овощей.
«Два жадных медвежонка». 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Словесное упражнение «Какой, какая?»
Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь
не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.
«Заюшкина избушка» 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Инсценировка отрывка сказки.
Словесное упражнение «Какой, какая?»
С помощью аппликации
изобразить домики зайца и лисы.
«Снегурушка и лиса» 2 Выставка книжек-сказок, в которых героям помогали разные животные.
Чтение сказки с показом иллюстраций.
Отгадывание загадок о диких животных леса.
Театрализованная игра в русскую народную сказку «Снегурушка и лиса».
«Волк и козлята» 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Рассматривание картинки с изображением козы и козлят в природе.
Инсценировка отрывка сказки.
С помощью аппликации
изобразить прощание козы с козлятами.
«У страха глаза велики» 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Рассматривание иллюстраций.
Лепка яблока.
«Бычок – чёрный бочок, белые копытца» 2 Чтение сказки с показом иллюстраций.
Раскрашивание иллюстрации с изображением бычка.
Содержание изучаемого курса
Чтобы речь детей была достаточно правильная, я уделяю большое внимание развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В своей работе главным образом я использую сказки.
В работе с детьми часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.
Достижение художественно-речевых навыков при чтении и драматизации планирую с детьми через следование принципам: системности, доступности, интеграции. На подготовительном этапе в группе была создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, разные виды театров.
Формы работы с детьми носят характер новизны, индивидуального подхода. Каждая тема преподносится в интересной и увлекательной форме, что способствует более прочному усвоению знаний.
Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служат рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям.
Чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям и эмоционально настроить их, я использую в своей работе аудио и видеозаписи, иллюстрации.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
Методы и приёмы обучения.
В процессе занятий используются различные методы.
Словесные:
беседы;
рассказ;
чтение художественной литературы;
использование игровых ситуаций;
игры — беседы с персонажами сказок;
прослушивание аудиозаписей;
упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй.
Наглядные:
групповые выставки;
видеопрезентации;
рассматривание иллюстраций.
Игровые:
игры – драматизации;
игры – инсценировки;
игры – забавы;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
Практические:
организация продуктивной деятельности детей;
оформление книжного уголка;
театрализовано-музыкальные развлечения.
Условия реализации программы:
• Систематическое проведение занятий в групповой форме.
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Сотрудничество педагога с семьей.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов участия детей в запланированных мероприятиях.
3. Организация выставок детских работ по изученным произведениям.
План работы с родителями
1. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».октябрь
2. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей» ноябрь
3. Совместное участие родителей и детей в выставке рисунков и поделок
«Моя любимая сказка». декабрь
4. Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста». январь
5. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». март
6. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». май
Индивидуальные беседы и помощь родителям по запросам в течении всего года
3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обеспечения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение:
- магнитная доска, магниты
- мебель (столы, стулья)
- демонстрационный экран (интерактивная доска);
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал: бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь;
- демонстрационный материал: иллюстрации и картинки (по всем темам программы, портреты авторов произведений.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по выбранному направлению.
Перспективное планирование работы кружка «Сказки – добрые друзья».
Октябрь
№ 1-2. Тема: «Репка»
Задачи: формировать первичные ценностные представления об окружающем мире, интерес к устному народному творчеству (сказкам); развивать диалогическую и интонационную выразительную речь, упражнять детей в изображении героев сказки;
Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки, цветная бумага, клей.
№ 3-4. Тема: «Колобок»
Задачи: Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям.
Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.
Оборудование: иллюстрации к сказке, настольный театр сказки «Колобок», графический рисунок, маски-шапки.
Ноябрь
№ 5-6. Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко».
Задачи: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста, познакомить с зерновой культурой – бобами, развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.
Оборудование: иллюстрации к сказке, мешочек с бобами, картинки для раскрашивания,
№ 7-8. Тема: «Маша и медведь».
Задачи: продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, развивать умение сопереживать героям сказки, учить правильно выполнять игровые задания.
Оборудование: иллюстрации к сказке, книги для выставки, маски-шапки.
Декабрь
№ 9-10. Тема: «Теремок».
Задачи: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, творческого воображения, имитация движений животных – героев сказки.
Оборудование: иллюстрации с изображением поля и животных – персонажей сказки, маски-шапки.
№ 11-12. Тема: «Гуси-лебеди»
Задачи: познакомить детей со сказкой, учить внимательно рассматривать иллюстрации к сказке, отвечать на вопросы воспитателя, рассказывать сказку по картинкам. Развивать память и внимание детей.
Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.
Январь
№ 13-14. Тема: «Кот, петух и лиса».
Задачи: формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Оборудование: иллюстрации к сказке, маски-шапки.
№ 15-16. Тема: «Пых»
Задачи: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая своего сверстника, закреплять в активном словаре названия овощей. Формировать умение правильно по смыслу называть качественные характеристики. Обогатить словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением овощей, бумажные заготовки овощей для аппликации.
Февраль
№ 17-18. Тема: «Два жадных медвежонка».
Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать сказку, эмоционально воспринимать содержание, упражнять в рисовании карандашами,
Оборудование: иллюстрации к сказке, контурное изображение сыра, карандаши.
№ 19-20. Тема: «Заюшкина избушка»
Задачи: способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки, умению обыгрывать и изменять сюжет. Развивать умение детей отвечать на вопросы, активизировать речь детей. Формировать зрительную память детей. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.
Оборудование: иллюстрации к сказке, заготовки силуэтов домиков лисы и зайца, клей.
Март
№ 21-22. Тема: «Снегурушка и лиса».
Задачи: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.
Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия. Формировать интонационную выразительность речи.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с изображением диких животных леса, маски-шапки.
№ 23-24. Тема: «Волк и козлята».
Задачи: обогащение эмоционального опыта детей, развитие восприятия, фантазии, воображения, развитие творческих способностей детей, формирование навыков аккуратной работы с материалом.
Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки с изображением козы и козлят в природе, зеленая бумага размером с альбомный лист с незавершенным сюжетом для наклеивания готовых силуэтных изображений, образец аппликации, заготовки силуэтов козы и козлят для создания аппликации.
Апрель
№ 25-26. Тема: «У страха глаза велики»
Задачи: помочь понять содержание сказки, развивать зрительное и слуховое внимание, умение рассматривать иллюстрации - узнавать изображенных героев, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: иллюстрации к сказке, пластилин.
№ 27-28. Тема: «Бычок – чёрный бочок, белые копытца».
Задачи: развивать у детей способность внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.
Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши.
Список использованных источников
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2010. -111с.
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. -224с.
6. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
7. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
8. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.
9. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.
10. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки // Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31-34.