Татьяна Петракова
«Черчение». Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в интеллектуальном направлении по черчению 8 класса (базовый уровень) разработана в соответствии с нормативными документами, определяющимися в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную деятельность, осуществляемую в рамках, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Публикация «„Черчение“, Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Черчение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планирование внеурочной деятельности разработано на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно – нравственного воспитания и развития гражданина России;
3. Общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
4. Типовое Положение об образовательном учреждении;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
9. Базисный учебный план Примерной основной образовательной программы.
2. Цели и задачи программы.
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания о форме геометрических тел и их положении в пространстве;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся, научить самостоятельно пользоваться учебными материалами.
3. Место предмета в учебном плане.
Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34 часа в год и 1 час в неделю.
4. Планируемые результаты освоения программы «Основы черчения»
Личностные УУД
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
• способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нормах морали.
• уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
• Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества, своей страной;
Регулятивные УУД
• постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач;
• формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• умение планировать пути достижения намеченных целей;
• умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
• умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
• владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
• формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
• умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.
Познавательные УУД
• формировать и развивать компетентность в области использования информационно коммуникационных технологий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать сво мнение;
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
• Умение приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека;
• применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Коммуникативные УУД
• уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
• вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;
• овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
5. Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
•и другие.
6. Содержание предмета.
8 класс
Введение. Правила оформления чертежей. 8 ч.
Значение графического изображения в производственной деятельности человека.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
Способы проецирования.
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей. 18 ч.
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
Эскизы деталей с натуры
7. Содержание программы с основными видами учебной деятельности учащихся
№
п/п Раздел темы Виды деятельности
Введение. Правила оформления чертежей. 8 ч
1 Введение. Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами. Участие в беседе с просмотром таблиц. Просмотр презентации об истории развития черчения. Работа в тетради. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т. д., данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.
2 Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа. Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. Применение правил оформления чертежа по ГОСТ. Политехническое воспитание.
3 Графическая работа №1.
Линии чертежа. Выполнение графической работы «проведение линий чертежа» (проверка знаний) на формате А4, провести линии, как показано на рис. 24
Развитие графических навыков, оформление технической документации. Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
4 Чертежный шрифт. Участие в беседе, просмотр презентации «Чертёжный шрифт». Выполнение графических и практических упражнений. Выполнение на листе формата А4 алфавита.
Учить писать буквы согласно требованиям стандарта, аккуратности, внимательности при выполнении надписей чертежа.
5 Чертежный шрифт.
6 Порядок чтения чертежей деталей. Воспитывать навыки логического, последовательного ведения работы.
7 Нанесение размеров. Масштабы. Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа.
Выполнение практической работы построение чертежа «плоской» детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.
8 Графическая работа №2
Чертеж плоской детали. Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами.
Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда
Способы проецирования 8 ч.
9 Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций. Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров.
10 Проецирование на две плоскости проекций. Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций
11 Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям. Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже.
12 Практическая работа №3
Моделирование по чертежу. Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по моделированию.
13 Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур. Дать понятие об аксонометрии как изображении. Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.
Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций. Закрепление основных правил. Работа в тетради.
14 Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.
15 Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. Учить строить окружность в изометрии. Познакомить с понятиями – овал, эллипс. Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием – работа в тетради.
16 Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. Дать основные понятия о техническом рисунке. Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»
Чтение и выполнение чертежей. 18 ч.
17 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.
18 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.
19 Проекции вершин, ребер, граней и точек. Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин. Формирование навыков построения проекций этих элементов.
20 Графическая работа №4
Чертеж и наглядное изображение детали Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции.
Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами.
21 Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах. Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей. Закреплять знания по теме: «Проецирование». Развитие образного мышления. Творческих способностей.
22 Графическая работа №5
Чертеж детали в трех видах по двум данным. Закрепление навыков построения проекций предметов. Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали. Формирование навыков самостоятельной работы.
23 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата. Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.
Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания
24 Практическая работа №7
Чтение чертежей Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.
25 Графическая работа №9
Эскиз детали и технический рисунок. Дать понятие об эскизах
26 1. Понятие об эскизах.
2. Эскиз и технический рисунок Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров
27 Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой. Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. Способствовать развитию пространственного и образного мышления.
28 Графическая работа №8
Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета.
Отработать навыки последовательного построения чертежа.
29 Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. Закрепление навыков построения видов и технического рисунка.
30 Геометрически построения. Сопряжения. Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. Углублять знания о практическом применении чертежей.
31 Графическая работа №6
Чертеж детали с элементами сопряжения. Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. Выявление знаний по данной теме.
32 Графическая работа №10
Чертеж детали с элементами конструирования. Закрепление навыков построения чертежей. Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу.
33 Чертеж детали с элементами конструирования Закрепление навыков построения чертежей. Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу
34 Графическая работа №11
Чертеж детали Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению.
35 Обзор разновидностей графических изображений. Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения. Уяснить значимость чертежей жизни. Закрепление полученных знаний
8. Тематическое планирование внеурочной деятельности.
№
п/п Раздел темы Количество часов
Введение. Правила оформления чертежей. 8 ч 8
1 Введение. Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами. 1
2 Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа. 1
3 Графическая работа №1.
Линии чертежа. 1
4 Чертежный шрифт. 1
5 Чертежный шрифт. 1
6 Порядок чтения чертежей деталей. 1
7 Нанесение размеров. Масштабы. 1
8 Графическая работа №2
Чертеж плоской детали. 1
Способы проецирования 8 ч. 8
9 Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций. 1
10 Проецирование на две плоскости проекций. 1
11 Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям. 1
12 Практическая работа №3
Моделирование по чертежу. 1
13 Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур. 1
14 Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов 1
15 Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. 1
16 Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. 1
Чтение и выполнение чертежей. 18 ч. 18
17 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. 1
18 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. 1
19 Проекции вершин, ребер, граней и точек. 1
20 Графическая работа №4
Чертеж и наглядное изображение детали 1
21 Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах. 1
22 Графическая работа №5
Чертеж детали в трех видах по двум данным. 1
23 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата. 1
24 Практическая работа №7
Чтение чертежей 1
25 Графическая работа №9
Эскиз детали и технический рисунок. 1
26 1. Понятие об эскизах.
2. Эскиз и технический рисунок 1
27 Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой. 1
28 Графическая работа №8
Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы 1
29 Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. 1
30 Геометрически построения. Сопряжения. 1
31 Графическая работа №6
Чертеж детали с элементами сопряжения. 1
32 Графическая работа №10
Чертеж детали с элементами конструирования. 1
33 Чертеж детали с элементами конструирования 1
34 Графическая работа №11
Чертеж детали 1
35 Обзор разновидностей графических изображений. 1
1
10. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п Наименование Количество
1 ПК 1
2 Принтер 1
3 Сканер 1
4 Экран 1
5 Проектор 1
6 Аудиоколонки 1
7 Презентации к урокам в программе PowerPoint 10
11. Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения.
«Черчение». Учебник для общеобразовательных учреждений, А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский – М. : АСТ: Астрель, 2015.
Инструктивно-методическая литература:
1. А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский, В. И. Вышнепольский «Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский «Черчение. 7-8 классы»
2. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М. М. Поташник – М. : Центр педагогического образования, 2008.
3. Методика преподавания черчения.
4. Карточки-задания по черчению для 8 класса.
Инструменты, материалы и принадлежности для черчения
1. Папка для черчения с листами формата А4
2. Готовальня школьная
3. Линейка, чертжные треугольники с углами 904545 и 906030 градусов, трафареты для вычерчивания окружностей и овалов
4. Простые карандаши М, 2М, ТМ, В, 2В, НВ, ВН, мягкий ластик, инструмент для оттачивания карандаша
5. Тетрадь в клетку формата А4