Ирина Никитушкина
Программа внеурочной деятельности для 8 класса «Ратные страницы истории Российского государства»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ратные страницы истории Российского государства»
Направление – духовно-нравственное
8 класс
Пояснительная записка
Актуальность:
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Данная программа внеурочной деятельности дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времён до конца XIX века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества.
Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий.
Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны, его славного военного прошлого.
Программа разработана для кадетского класса и позволяет привить навыки работы с исторической литературой.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной теме.
Изучение курса внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.
Новизна программы по внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» предполагает другой стиль общения учителя и учеников – беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15);.
- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся;
- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год;
- примерной программы по истории России.
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся
кадетского класса (8 класс) и охватывает период истории России с древнейших времен до кона XIX века. Программа дополняет школьный курс истории России сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работ с литературой и источниками.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о военной российской истории обучающихся кадетов 8 класса предложен курс внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства. Курс рассчитан на 35 часов в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Программа «Ратные страницы истории Российского государства» призвана способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.
Цель:
• Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;
• расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;
• подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин.
Задачи:
• развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;
• изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;
• развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
• способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;
• способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
• способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
• способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
видов универсальных учебных действий:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству.
Регулятивные:
- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определить наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки
и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация,
проект, реферат и др. ;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –
анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических
личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т. д. ;
- рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их
участниках;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные
в учебной литературе;
- представление в виде выступлений на занятиях внеурочной
деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;
- анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
исторических личностей, формулирование собственной позиции;
- обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;
- участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение
электронных презентаций
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
• усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;
• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
• формировать творческое мышление;
• способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.
С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности :
- анализ биографии видных военачальников;
- составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских
князей”, “Полководцы XVIII века” и т. п.
- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;
- тактический разбор сражения;
- работа с контурной картой.
Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Основные ценностные ориентиры:
- осмысление роли великих военных событий в судьбе России;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу
военных действий и деятельности отдельных личностей в различные
периоды истории нашего государства;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать
собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого,
вести дискуссию.
Основные принципы организации деятельности :
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие
в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Основой принцип работы - принцип добровольности. Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.
Перечень оборудования кабинета для реализации программы :
проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;
видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;
репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;
материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь, слоёное тесто и т. д.
Формы и методы работы
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:
• анализ исторической литературы и исторических источников;
• анализ отрывков на исторические темы;
• творческие задания;
• эвристическая беседа, лекция;
• дискуссия (дебаты);
• практические работы, викторины.
• подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т. д., высказывания выдающихся военачальников.
Формы подведения итогов:
творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты);
участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах.
Условия успешного освоения содержания программы внеурочной деятельности :
обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;
возможность создания и демонстрации электронных презентаций.
Основные формы контроля:
эссе;
решение проблемных заданий;
творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты, оцениваемые по системе: зачет-незачет.
Учебно-тематический план
№
Тема занятий Количество часов Содержание деятельности обучающихся
Тема I. Войско древней Руси
(3 часа)
1 Древнерусская рать.
1 Виртуальная экскурсия с элементами беседы с учащимися.
2 «Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.
1 Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.
3 «Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Поход Олега на Константинополь.
1 Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.
Тема II. Развитие военного дела
в XIII – XIV веках (4часа)
4 Русский богатырь Евпатий Коловрат.
1 Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Эссе
5 «И быть сеча велика» - Ледовое побоище.
1 Работа с картой, картиной В. А. Серова «Ледовое побоище».
6 «Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле.
1 Практическая работа – тактический разбор сражения.
7 Доспехи и холодное оружие русских воинов.
1 Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением.
Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов)
8 Рождение огнестрельного оружия.
1 Изготовление макетов огнестрельного оружия.
9 Войско Московского государства в 15 – 17 веках.
1 Лекция с элементами беседы.
10 Служилые люди в Московском войске.
1 Работа с историческим источником – анализ литературы.
11
«Стояние на реке Угре 8 октября – 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.
1
Просмотр фильма о создании диорамы «Великое стояние на Угре» и художнике П. Рыженко «Ополченец светлого воинства».
12
Взятие Казани Иваном Грозным.
1 Комментированное чтение текста исторического источника – «Казанская история» и троицкие литературные памятники о взятии Казани.
Тема IV. Русская армия
в XVIII веке
(5 часов)
13 Полки нового строя.
1 Беседа с использованием слайдовой презентации – последующее обсуждение.
14 Армия и флот времён Петра I.
1 Работа в группах - изготовление макетов кораблей.
15 «Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 года.
1 Просмотр видеофрагмента фильма «Петр Первый» с последующим обсуждением.
16 Генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.
1 Составление исторического портрета.
17 «Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.
1 Практическая работа – тактический разбор сражения.
Тема V. Развитие русского военного искусства в конце
XVIII – начале XIX веков
(9 часов)
18 «Русские прусских всегда бивали» -
Семилетняя война. 1 Просмотр электронных презентаций и анализ проделанной работы; работа с контурной картой.
19 «Наука побеждать» А. В. Суворова.
1 Анализ книги А. В. Суворова – составление тезисов.
20 Завоевание Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике. Полководческий талант А. В. Суворова.
1 Составление исторического портрета прославленного полководца А. В. Суворова.
21 Флотоводец Ф. Ф. Ушаков.
1 Виртуальная экскурсия.
22 «Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Швейцарский поход А. В. Суворова.
Работа с картиной В. И. Сурикова «переход Суворова через Альпы».
23 Русская армия времён наполеоновских войн.
1 Защита творческих работ учащихся.
24 Полководец М. И. Кутузов.
1 Анализ иллюстраций книги А. С. Корха «Михаил Илларионович Кутузов» - составление исторического портрета.
25 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
1 Интеллектуальная игра «Бородино».
26
Награды 18 – начала 19 веков.
1
Лекция с элементами беседы.
Тема VI. Армия и флот России
во второй половине XIX века
(9 часов)
27 Герои Севастополя. Виртуальная экскурсия – панорама «Оборона Севастополя».
28
Военная реформа 1874 года.
1 Просмотр электронных презентаций, выполненных учениками и анализ проделанной работы.
29
Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П. С. Нахимов.
1 Просмотр видеофрагмента из фильма «Крымская война» с последующим обсуждением.
30 Парусное вооружение корабля.
1 Практическая работа – изготовление макетов парусников.
31 Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков
1 Работа в группах - составление электронных презентаций.
32 «Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. 1 Практическая работа – тактический разбор сражения; работа с контурной картой.
33
«Покажите себя в деле молодцами!» -
Шипка и Плевна.
1 Просмотр фильма «Русский крест над Балканами» с последующим обсуждением.
34 Викторина «Русское военное искусство»
1 Работа по группам - участвуют в викторине.
35 «Ратные страницы истории
Российского государства»
1 Защита творческих работ учащихся – проекты, рисунки, макеты, поделки.
Итого - 35 часов
Содержание программы
Тема I. Войско древней Руси (3 часа)
Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь.
Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа)
Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.
Тема III. Военное дело в период складывания централизованного
государства (5 часов)
История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани.
Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов)
Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.
Тема V. Развитие русского военного искусства в конце
XVIII – начале XIX веков (8 часов)
Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и флотоводцы 18 века: Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, Ф. Ф Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков.
Тема VI. Армия России во второй половине XIX века (9 часов)
Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П. С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Список источников :
1. Борисов Н. С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993
2. Военная энциклопедия. https://www.claw.ru/book/encilopedia.html
3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1
4. История военного искусства. А. А. Строков. М. ,1994.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003
6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999
7. История России с древнейших времен до конца XVII века. / А. П.
Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. Ред.
А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”,
1997.
8. Символы и награды Российской державы/ В. Н. Балязин, А. А.
Кузнецов, Н. А. Соболева. – М. :ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
9. Халин К. Е. Полководцы России. – М. : ООО “Дом славянской книги”,
2005.
10. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России : Книга для
учащихся средних и старших классов. – М. : Просвещение, 1992.
11. Беловинский Л. В. С русским воином через века: Книга для
учащихся. – М. : Просвещение, 1992.