Ветчинкина Галина
Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию по детей дошкольного возраста с УО (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
2.3. Организация образовательного процесса
Этапы коррекционной работы с детьми
1-2 неделя сентября-диагностика (обследование и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками, индивидуальная работа с детьми.
сентябрь-декабрь-первый этап коррекционно-развивающего обучения.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию по детей дошкольного возраста с УО (продолжение)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
февраль-май-второй этап коррекционно-развивающего обучения.
3-4 неделя мая-контрольное диагностическое обследование детей.
Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами, с учетом ведущей деятельности дошкольного возраста - непосредственно образовательная деятельность организуется в игровой форме.
Планирование работы с детьми всех уровней развития осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка по всем видам деятельности, указанным в программе.
Продолжительность непрерывной НОД для детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» :
4-5 лет не более 20-25 минут;
6-7 лет не более 25-30 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, обязательно проводится физкультминутка или динамическая пауза-каждые 7 минут по 2-3 минуты. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
НОД организуется учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня отделения дневного пребывания. С целью комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с умственной отсталостью 1 раз в неделю проводятся подгрупповые, фронтальные и бинарные занятия со следующими специалистами:
социальный педагог
учитель-логопед
педагог-психолог
музыкальный руководитель.
Образовательная деятельность учителя-дефектолога организована в соответствии с задачами образовательной области «Познавательное развитие», которая интегрируется со всеми остальными образовательными областями и реализуется в различных видах детской деятельности.
Приоритетные направления работы учителя-дефектолога с детьми :
коррекция нарушений психомоторного и речевого развития;
развитие компенсаторных возможностей детей;
социальная адаптация детей в коллективе сверстников;
развитие коммуникативных навыков;
развитие игровой деятельности;
развитие познавательной активности.
Основная задача познавательного развития детей – формирование у них восприятия и целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Непосредственно образовательная деятельность по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром проводится по следующим направлениям:
Ознакомление с явлениями социальной жизни.
Ознакомление с предметным миром.
Ознакомление с природой и явлениями природы.
Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений знакомит детей с величиной, формой, цветом окружающих предметов, учит ориентироваться в пространстве и времени, осуществляются действия с множествами на дочисловом уровне.
НОД по обучению игре способствует возникновению у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, появляются орудийные действия, закладываются основы сюжетно-ролевой игры. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий: развиваются восприятие, образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь и воображение
Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному восприятию направлена на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов, накоплению и обобщению практического и чувственного опыта ребенка. Развитие мелкой моторики имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, так как тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Во время НОД по развитию речи (с элементами логоритмики) планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, направленные на формирование лексико-грамматических средств языка на обобщение, систематизацию знаний ребенка и развитие его языковых способностей. Включение в эту деятельность музыкально-ритмических упражнений и различных игр создают предпосылки для коммуникативной направленности общения, вызывают активный интерес ребенка к окружающему миру, развивают слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, дыхательные и артикуляционные упражнения способствуют развитию речевой моторики, развитию чувства ритма, координации движений.
Планирование непосредственно образовательной деятельности детей
по познавательному развитию
День недели Форма НОД Интеграция ОО
Понедельник Индивидуальные занятия Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие.
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Вторник Подгрупповые занятия Социальное развитие и ознакомление с окружающим Речевое развитие.
Художественно – эстетическое.
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Среда Фронтальные занятия Развитие речи
(с элементами логоритмики) Познавательное развитие.
Художественно – эстетическое.
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Четверг Индивидуальные занятия Сенсорное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое.
Физическое развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Пятница Подгрупповые
занятия
Социальное развитие и обучение игре Познавательное развитие.
Художественно – эстетическое.
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Речевое развитие.
Виды деятельности во время организации НОД:
Игры на развитие пространственной ориентировки.
Развивающие игры на восприятие цвета, формы, величины.
Манипулятивные игры на развитие ручной моторики.
Дидактические игры на выделение предмета из группы предметов, сортировка с опорой на образец.
Сюжетно-отобразительные игры.
Разучивание потешек, песенок, чтение стихов, сказок.
Конструктивные игры по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
Дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Словесно-моторные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Театрализованная деятельность.
Продуктивная деятельность.
2.4. Содержание коррекционной работы
Цель коррекционно-развивающей работы : развитие и обогащение социального, познавательного и коммуникативного опыта детей дошкольного возраста с умственной отсталостью разной выраженности.
«Формирование элементарных математических представлений»
Задачи:
учить детей осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне;
обогащать опыт выполнения ориентировочных действий детьми, формируя у них умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции форму, величину предметов;
развивать зрительно-двигательную координацию детей;
учить детей перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости, подражая действиям взрослого;
формировать у детей начальные представления о времени.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема Основное содержание
Сентябрь Ориентировка в пространстве. Игры и упражнения на:
-ориентирование в групповых помещениях;
-ориентирование на горизонтальной поверхности;
-определение пространственного расположения предметов относительно себя.
Октябрь
Ноябрь Группировка предметов. Игры и упражнения на:
-группирование по форме;
-группирование по величине;
-группирование по цвету.
Декабрь
Январь Образование множеств. Игры и упражнения на:
-выбор однородных предметов;
-выбор неоднородных предметов;
-выкладывание в ряд.
Февраль
Март Ориентировка во времени. Игры и упражнения на:
-определение контрастных признаков времен года (зима-лето);
-определение части суток (день-ночь).
Апрель
Май Количество. Игры и упражнения на:
-различение количества «пустой-полный»;
-различение количества «один-много».
«Сенсорное развитие»
Задачи:
формирование сенсорных эталонов;
воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
развитие слуховых ориентировочных реакций;
развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете;
формирование ориентировки на свойство и качества предметов через тактильное восприятие;
развитие тонкой моторики рук : захват предмета пальцами.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема Основное содержание
Сентябрь Представления о величине. Игры и упражнения на:
-ориентирование в 2-х контрастных величинах;
-выделение по слову и тактильно 1-2 предметов по величине: большой-маленький, и др.
Октябрь
Ноябрь Представления о форме. Игры и упражнения на:
-различение определенной формы: шар, куб);
-опускание различных форм в прорези;
-выделение предложенной формы среди других: по слову, по образцу и подражанию.
Декабрь
Январь Представления о цвете. Игры и упражнения на:
-выделение 2 основных контрастных цвета (желтый-зеленый, красный-синий);
-соотнесение цвета с разными предметами: солнышко-желтое, цыпленок-желтый и т. д. ;
-выбор цвета по слову, по образцу и поражанию).
Февраль
Март Целостное восприятие. Игры и упражнения на:
-собирание сборно-разборных игрушек из 2-4 частей (пирамидка, матрешка);
-собирание картинки из 2-4 частей.
Апрель Слуховое восприятие. Игры и упражнения на:
-ориентирование на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан, погремушка и др.);
-различение по голосу близких людей и знакомых детей : «Угадай, кто позвал?»;
-различение животных и птиц по звукоподражанию: «Кто как кричит?».
Май Тактильно-двигательное восприятие. Игры и упражнения на:
-различение на ощупь разных по форме предметов;
-ориентировка и распознавание фактуры и температуры предметов (твердый-мягкий, холодный-теплый, колючий-гладкий).
«Социальное развитие и ознакомление с окружающим»
Задачи:
формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта с взрослым;
обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка с взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражания действиям взрослого;
формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира;
обогащать чувственный опыт детей : учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема Основное содержание
Сентябрь «Я сам» : части лица. Игры и упражнения на:
-показ частей лица (глаза, рот, нос, уши) на себе, на кукле, на картинке;
-рассматривание себя в зеркале, узнавание себчя на фотографии.
Октябрь «Я сам» : части тела. Игры и упражнения на:
-показ частей тела (голова, руки, ноги, туловище) на себе, на кукле, на картинке;
-наблюдение за своими действиями в зеркале («помаши ручкой», «похлопай в ладошки», и др.);
Ноябрь • «Я и другие» :
• сверстники. Игры и упражнения на:
-реагирование на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени;
-восприятие сверстника и выделение его из окружающей среды;
-узнавание детей по голосам, в зеркале.
Декабрь –январь • «Я и другие» :
• Взрослые. • Игры и упражнения на:
-различение близких взрослых (фото матери, отца, бабушки, дедушки);
-взаимодействие со знакомым взрослым и персоналом учреждения.
Февраль-март • «Я и окружающий мир» :
• предметы. Игры и упражнения на:
-знакомство с овощами и фруктами (лук, огурец, капуста, лимон, банан);
-знакомство с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, самолет);
-знакомство с предметами, окружающими детей на улице (дома, машины, автобусы);
-знакомство с предметами одежды и обуви (платье, рубашка, сапожки, колготки).
Апрель-май • «Я и окружающий мир» : природа.
Игры и упражнения:
-знакомство с явлениями природы: дождь, ветер, снег и др. ;
-знакомство с признаками зимы (зимой холодно, идет снег, вода превращается в лед, признаками лета (летом тепло; светит солнышко; деревья, листья, трава зеленые);
-знакомство с объектами неживой природы: вода, земля, песок;
-знакомство с животными: лошадью и коровой (части тела; как голос подает);
-наблюдение за рыбками в аквариуме, за попугаями в клетке, за насекомыми на участке.
«Социальное развитие и обучение игре»
Задачи:
знакомить детей с игрушками и действиями с ними;
воспитывать у детей интерес к игровой деятельности;
учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого, воспроизводить с игрушками знакомые игровые действия.
учить ребенка взаимодействовать в игре со сверстниками.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема Основное содержание
Сентябрь Кукла Маша (обучающие игры). Игры и упражнения на:
-кормление куклы, укладывание спать, купание, раздевание и одевание, называние ее по имени в процессе игры и др.
Октябрь Приключения игрушек (отобразительные игры). Игры и упражнения на:
-обыгрывание сюжетных игрушек: мяч, машина, зайка, мишка, матрешка и др. ;
-выполнение знакомых игровых действий в игре в соответствии с сюжетом.
Ноябрь Игры с машиной
(конструктивные игры). Игры и упражнения на:
-катание по комнате, катание в машине кукол, игрушек, погрузка и выгрузка кубиков из машины и др. ;
-постройка гаража, ворот для машины и др.
Декабрь-январь Сказка в гости к нам пришла (театрализованные игры). Игры и упражнения на:
-показ и инсценировка знакомых сказок;
-драматизация игровых ситуаций;
-звукоподражания;
-с музыкальными игрушками.
Февраль-март Моя любимая игрушка (имитационные игры). Игры и упражнения на:
-производство отсроченных действий со знакомыми игрушками («найди, запомни свою игрушку», «назови, покажи свою любимую игрушку», «покажи, как ты играешь со своей игрушкой» и др.).
Апрель-май Наши помощники (игры с бытовыми предметами-орудиями). Игры и упражнения на:
-выполнение практических и игровых задач;
-выполнение действий с предметами, имеющими фиксированное значение.
«Развитие речи» (с элементами логоритмики)
Задачи:
развивать слуховое внимание, формировать целостный образ предмета;
развивать фонематический слух, чувство ритма, координацию движений;
формировать невербальные формы коммуникации;
воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема Основное содержание
Сентябрь Мои любимые игрушки. Игры и упражнения на:
-побуждение к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»);
-инсценировка знакомых стихов А. Барто с использованием игрушек;
-формирование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера.
Октябрь Во саду ли, в огороде. Игры и упражнения на:
-понимание и выполнение простых инструкций («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай»);
-учить детей отвечать на вопросы : Кто это? Что это? Где это растет?
-развитие слухового внимания и сосредоточения.
Ноябрь Золотая осень. Игры и упражнения на:
-понимание слов: дай, на, возьми, иди, сядь, сиди и др. ;
-приобщение к игре на детских шумовых инструментах.
Декабрь Зимушка-зима. Игры и упражнения на:
-формирование у детей невербальных форм общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению;
-привлечение детей к участию в доступных им видах музыкальной деятельности.
Январь Наши друзья- домашние животные. Игры и упражнения на:
-разучивание потешек про домашних животных, разыгрываниеих содержания, используя игрушки и «живые» картинки;
-инсценировка знакомых р. н. сказок закрепление знакомых звукоподражаний и лепетных слов в пассивной и активной речи;
-создание положительного фона взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Февраль В гостях у лесных зверят. Игры и упражнения на:
-знакомство детей с произведениями русского фольклора о диких животных;
-составление фразы из двух слов по действиям с игрушками («мишка топает», «лиса идет», «зайка прыгает»);
-воспитание эмоциональной отзывчивости детей на звучание музыки.
Март Папа, мама и я- дружная семья. Игры и упражнения на:
-формирование умения отвечать на вопросы: как зовут маму? Как зовут папу, бабушку, дедушку?
-разучивание пальчиковой игры «Моя семья»;
-развитие у детей чувства ритма, передача ритма в движении.
Апрель Веселое путешествие (виды транспорта). Игры и упражнения на:
-выполнение совместного действия по речевой инструкции (сначала с взрослым, затем-со сверстником: «Прокати машину», «Крути руль», и др.);
-ориентировка в пространстве музыкального зала.
Май Скоро лето. Игры и упражнения на:
-определение источника звука, направление звука;
-узнавание голосов детей, звучания шумовых музыкальных инструментов.
2.5. Организация мониторинга
Необходимым условием реализации рабочей программы является проведение психолого-педагогического обследования.
Направления обследования обеспечивают его комплексный характер, раскрывая целостную картину физического и психического развития ребенка : его двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности, умений и навыков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье.
Содержание обследования непосредственно связано с содержанием психолого-педагогической работы, что позволяет более точно составлять программу обследования конкретной группы воспитанников, видеть уровень их актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Первичное обследование (см. ниже Карта первичного обследования ребенка) ребенка с умственной отсталостью объяснятся необходимостью получения полной и целостной информации об уровне и возможностях развития ребенка. Необходимую информацию о каждом ребенке учитель-дефектолог получает, используя метод наблюдения, в процессе проведения образовательной деятельности, в режимные моменты, в совместной деятельности с детьми, а также в ходе самостоятельной деятельности детей.
КАРТА ПЕРВИЧНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Дата обследования:
Фамилия___Имя___
Дата рождения___Возраст___
Принятие заданий___
Сотрудничество со взрослым (контактность)___
Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое)___
Познавательное развитие___
Сенсорное развитие (уровень развития восприятия)___
Ориентировочно-познавательная деятельность___
Характер действий:
Хаотические действия___, пробующие действия___
Примеривание___, зрительная ориентировка___
Уровень развития наглядно-действенного мышления___
Уровень развития наглядно-образного мышления___
Уровень развития элементов логического мышления___
Уровень развития количественных представлений___
Уровень сформированности представлений:
об окружающем___, о себе___
о своей семье___, о предметах ближайшего окружения___
о явлениях и объектах природы___
о причинно-следственных связях в природе___
Уровень развития игры___
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности :
конструирование по подражанию___, рисование предметное___
по образцу___, рисование сюжетное___
Уровень развития речи :
понимание речевой инструкции___
способы общения (эмоциональные, деловые, речевые)___
состояние артикуляционного аппарата___
наличие и характер фразовой речи___
сформированность грамматического строя речи___
сформированность фонетической стороны речи___
Рекомендации:___
Мониторинг достижений детей
Мониторинг достижений детей (см. Приложение, проводимый в начале учебного года, позволяет выстроить оптимальную для каждого ребенка коррекционно-развивающую траекторию. А в конце учебного года итоговый мониторинг дает полное представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей работы с ним.
2.6. Организация работы с семьей
Одной из важнейших задач учителя-дефектолога является сотрудничество с семьями воспитанников с целью установления партнёрских отношений с семьями воспитанников, создания атмосферы общности интересов, активизации и обогащения педагогических знаний и умений родителей.
Основные формы взаимодействия с семьей
Этапы взаимодействия Формы
Информационно-аналитический и диагностический этап
Сбор информации о ребенке:
-состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
-протекание адаптации (для вновь поступивших детей);
-индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
-состав семьи;
-психологический микроклимат, стиль воспитания.
Опрос, интервьюирование, наблюдение, анализ полученной информации.
Организационно-методический этап
Просветительская деятельность:
-наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, буклеты, памятки);
-консультации, индивидуальные беседы;
-выступления на родительских собраниях, круглых столах и др.
Вовлечение родителей в педагогический процесс:
-дни открытых дверей;
-подготовка к культурно-массовым мероприятиям;
-организация досуговой деятельности;
-совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, и др.);
-организация выставок.
Контрольно-оценочный этап Беседы
Анкетирование
План работы учителя-дефектолога с родителями
Время проведения Тематика Форма
Сентябрь «Организация режима дня аутистичного ребенка». Буклет
Октябрь По запросу и индивидуально. Консультирование
Ноябрь «Наши мамы». Презентация
Декабрь «Игрушки: роль, виды, назначение». Стендовая консультация
Январь «Сенсорное развитие ребенка». Анкетирование
Февраль «Игры для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата». Стендовая консультация
Март «Занимаемся дома» Групповая консультация
Апрель «Равные возможности» Буклет
Май «Наши успехи!» Родительское собрание
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды
кабинета учителя-дефектолога