Ольга Владимировна Коняева
Рабочая программа «Учимся играя» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Детский клуб «Чайка»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Направленность программы 3
1.1.2 Актуальность программы 3
1.1.3. Педагогическая целесообразность 4
1.1.4. Отличительные особенности программы 4
1.1.5. Адресат программы 4
Публикация «Рабочая программа „Учимся играя“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
1.1.6. Объем программы 5
1.1.7. Формы обучения и виды занятий по программе 6
1.1.8. Режим занятий 6
1.2. Цель и задачи программы 8
1.3. Содержание программы 9
1.3.1 Учебный план 1 года и 2 года обучения 9
1.3.2. Учебно - тематический план 1 года и 2 года обучения 10
1.3.3. Содержание учебно – тематического плана 1 года, 2 года обучения 12
1.4. Планируемые результаты 23
2. Комплекс организационно – педагогических условий 24
2.1. Календарный учебный график программы 24
2.2. Условия реализации программы 51
2.3. Формы и методы отслеживания результатов реализации программы 52
2.4. Методические материалы 54
3 Список литературы 56
4 Приложения 58
4.1. Нормативные документы 58
4.2. Глоссарий 58
4.3 Диагностические методики 60
4.4. Вспомогательный материал 63
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона.
Обучение грамоте – это обучение чтению и письму, определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами, это речевое развитие детей.
Психологами доказано, что детям в возрасте 3-5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи, а дети после пяти лет обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают.
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся, играя» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.
Программа «Учимся, играя» направлена на формирование у детей 5-7 лет представлений о языке, как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, на обучение элементам грамоты.
Содержательной основой программы является формирование фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка, о грамматических понятиях (словообразовательных, фонетических, что представляет огромное значение для развития всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, понять и выполнить учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа направлена так же на приобщение детей к культуре и традициям многонационального Оренбуржья. Программа предполагает реализацию проекта «Вместе дружная семья» по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
При реализации программных задач дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего формирования личности ребёнка.
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена требованием современного времени и отечественного законодательства в применении универсальных технологий, удовлетворяющих потребностям в интеллектуальном, нравственном развитии подрастающего поколения.
Известный психолог Выготский Л. С. считал, что, обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций ребёнка. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости ребёнка к речи.
Программа выполняет социальный заказ родителей (законных представителей) на дополнительное речевое развитие детей 5-7 лет, так как интеллектуальное развитие ребенка (наряду с эмоциональным и психологическим) является приоритетным для успешного развития личности.
1.1.3. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в решении основной идеи комплексного гармоничного развития ребёнка 5-7лет. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Комплексно игровой метод организации занятий даёт возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Дети, играя, постигают понятие звук, буква, слог, слово. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий обучить детей слоговому чтению. Развитие мелкой моторики рук, графических навыков оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка. При этом, обучение чтению и письму детей 5-7 лет, рассматривается не только как цель, но и как важнейшее средство языкового, нравственно-эстетического развития культуры речевого поведения ребёнка.
1.1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является следующее :
1. Образовательный процесс строится на комплексном использовании игровых технологий различных авторов, а именно:
рабочие тетради с игровыми заданиями авторской педагогической технологии педагога высшей квалификации Е. В. Колесниковой «От А до Я», которые обеспечивают наглядно-практические действия ребёнка;
технология кубиков и таблиц Н. А. Зайцева, которая предназначена для организации развивающего пространства, которая позволяет творчески подходить к содержанию программного материала, способам его подачи (методам и приемам, вносит в работу элементы исследовательской деятельности, кардинально сокращать время овладения навыками чтения, грамотного письма;
букварь Н. С. Жукова, рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Р. Ф. (в рамках обучения чтению);
тестовые задания О. Н. Крыловой издательство «Экзамен», Москва 2012 год, которые показывают уровень умений ребёнка понимать и выполнять поставленную задачу, контролировать и корректировать собственные действия;
2. Содержание программы предполагает комплексное взаимодействие блоков (1- речевое развитие, 2 – графомоторные навыки, где присутствует единый игровой сюжет, который мотивирует детей к внутренней активности саморазвития;
3. Особая форма организации занятия, т. е. каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказку, формирующее мотивацию к данному виду деятельности и позволяющее детям с радостью, увлечением, интересом познать многогранность мира, ждали новых встреч, новых знакомств.
1.1.5. Адресат программы
Программа «Учимся, играя» ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет.
Наполняемость групп – 8 -10 человек. Комплектование групп на новый учебный год производится в сроки с 1 мая до 31 августа ежегодно, в остальное время проводится доукомплектование в соответствие с установленными нормами (САНПиНа и Уставом учреждения). Количество вновь принимаемых детей определяется в зависимости от количества выбывших детей. Прием детей в объединение осуществляется по заявлению родителей.
В возрасте 5-7 лет происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Очень важно, чтобы ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к обучению. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л. А. Венгер, С. В. Мухина, Д. Б. Эльконина и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т. к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Возрастные особенности детей 5-7 лет : Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, ребёнок может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В 5-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, дети этого возраста активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К семи годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К 6-7 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой.
1.1.6. Объем и сроки освоения программы
Программа «Учимся, играя» рассчитана на два года обучения в объеме - 288 часов.
Первый год обучения реализуется через разделы:
Раздел 1: «Игры с Дедом Буквоедом» - занятия проводятся 2 раза в неделю – 72 часа в год;
Раздел 2: «Графомоторные навыки» - занятия проводятся 2 раза в неделю- 72 часа в год.
Второй год обучения реализуется через разделы:
Раздел 1: «Весёлая грамматика» - занятия проводятся 2 раза в неделю – 72 часа в год;
Раздел 2: «Графомоторные навыки» - занятия проводятся 2 раза в неделю – 72 часа в год.
1.1.7. Формы обучения и виды занятий
Очная форма обучения по программе предполагает аудиторные (беседы, практические задания, игровые и двигательные упражнения) и внеаудиторные (часы интересного общения, экскурсии).
В программе «Учимся, играя» активно используются вариативные формы организации учебной деятельности:
Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей. На этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.
Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.
Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов.
Методы:
игровые методы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
сказкотерапия;
наглядный ( с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакат, фото, показ мультимедийных материалов);
практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Формы:
беседы, в которых дети в доступной форме знакомятся друг с другом и учатся строить новые отношения со сверстниками и взрослыми;
практические задания (речевые упражнения, логические задачи, ребусы и головоломки, рисуночные и проективные методики);
игровые и двигательные упражнения (командные игры, упражнения релаксационного характера и др., в процессе выполнения которых дети учатся сотрудничать и ориентироваться на партнера, приобретают навыки общения в коллективе и команде.
1.1.8. Режим занятий
Первый год обучения по 1 разделу «Игры Деда Буквоеда» – проводятся 2 занятия в неделю по одному академическому часу (длительность занятий 30 минут). Один раз в месяц проводятся занятия по микрогруппам;
по 2 разделу «Графомоторные навыки» - проводятся 2 занятия в неделю по одному академическому часу (длительность занятий 30 минут). Один раз в месяц проводятся занятия по микрогруппам.
Второй год обучения по 1 разделу «Весёлая грамматика» – проводятся 2 занятия в неделю по одному академическому часу (длительность занятий 30 минут). Один раз в месяц проводятся занятия по микрогруппам;
по 2 разделу «Графомоторные навыки» - проводятся 2 занятия в неделю по одному академическому часу (длительность занятий 30 минут). Один раз в месяц проводятся занятия по микрогруппам.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие личности детей 5-7 лет в различных видах речевого общения (чтение и письмо, подготовка их к усвоению грамоты.
Задачи:
Воспитывающие:
воспитывать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;
воспитывать уважение и интерес к народным традициям воспитать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину – Оренбуржье;
воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях;
Развивающие:
развивать любознательность как основу познавательной активности у детей 5-7 летнего возраста;
развивать память, внимание, мышление;
развивать общую и мелкую моторику руки, графические навыки;
развивать инициативность и самостоятельность.
Обучающие:
обучать детей звуковому анализу слов;
обучать детей пользоваться звуковой схемой слова;
обучать делению слов на слоги;
обучать обозначать звук буквой;
обучать графомоторным навыкам;
обучать читать и писать слоги, слова.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план
Первый год обучения Второй год обучения
Раздел Количество часов Раздел Количество часов
аудиторные внеаудиторные
занятия аудиторные занятия внеаудиторные
занятия
1. Подготовительный
10 2 1. Подготовительный 8 2
2. Игры «Деда Буквоеда»
61 1 2. Весёлая грамматика. 63 1
3.«Графомоторные навыки» 63 1 3.«Графомоторные навыки» 68 1
4. Контрольно – закрепляющие занятия 6 2 4. Контрольно закрепляющие занятия 3 2
Итого 144ч. Итого 144ч.
ВСЕГО: 288ч.
1.3.2. Учебно – тематический план первого года обучения
№ Название раздела, темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1. Подготовительный 10 4 6
Инвариантная часть
1. 1 Вводное занятие: «Давайте познакомимся» 2 1 1 Беседа на знание правил безопасного поведения
1.2 Как зарождалась речь. Устная и письменная речь 2 1 1 Беседа
1.3 Мир слов окружающих нас 4 1 3 Наблюдение
Вариативная часть
1.4 «Игры – небылицы» 2 1 1
2. Игры Деда Буквоеда 62 12 50
Инвариантная часть
2.1 Звуки, буквы речи 25 4 21 Тестовые задания
2.2 Слоговые домики 10 1 9 Практические задания
2.3 Предмет слово схема 10 1 9 Наблюдение
2.4 Весёлый марафон 12 6 6 Интеллектуальные игры
Вариативная часть
2.5 «Поле чудес» 1 1 Задания на повторение.
2.6 «Необычные слова» 1 1 Наблюдение
2.7 «Буквенное лото» 1 1 Беседа
2.8 «Собери из букв слова» 1 1 Тестовые задания
2.9 Экскурсия «В библиотеку!» 1 1 Наблюдение
Итого 72 16 56
3.«Графомоторные навыки» 66 6 60
Инвариантная часть
3.1 Обводка по точкам 42 2 40 Беседа
3.2. Штриховка 10 3 7 Наблюдение
3.3 Графический диктант 10 1 9 Практические задания
Вариативная часть
3.4 «Буква из бобового зерна» 1 1 Беседа
3.5 «Помоги художнику» 1 1 Наблюдение
3.6 «Чудесный мешочек» 1 1 Анкетирование
3.7 Экскурсия в культурный комплекс «Национальная деревня» 1 1 Наблюдение
4. Контрольно – закрепляющие занятия 6 6
Инвариантная часть
4.1 «Узелки на память» 1 1 Тестовые задания
4. 2 Открытоезанятие: «Путешествие в Королевство звуков» 1 1 Наблюдение
4.3 «Карнавал слов» 2 2 Наблюдение
4. 4 Итоговое мероприятие:
«Игры Деда Буквоеда» 2 2
Итого 72 6 66
Итого по 2 разделам 144 22 122
1 Мероприятие
Второго года обучения
№ Название раздела, темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1. Подготовительный 8 3 5
Инвариантная часть
1. 1 Вводное занятие: «Скоро в школу я пойду» 2 1 1 Беседа
1.2 Речь - главное средство общения. История древних букварей. 4 1 3 Беседа
Вариативная часть
1.3 «Добавь словечко» 2 1 1
2. Весёлая грамматика. 64 11 53
Инвариантная часть
2.1 Звуки, буквы речи 30 10 20 Беседа
2.2 Слоговое чтение 10 1 9 Практические задания-
2.3 Звуковой анализ слова 10 10 Наблюдение
2.4 Тестовые упражнения 9 9 Тестовые задания
Вариативная часть
2.5 «Приключения буквы У» 1 1 Беседа
2.6 «Добавь словечко» 1 1 Наблюдение
2.7 «Бесконечное предложение» 1 1 Беседа
2.8 Экскурсия «В библиотеку!» 1 1 Наблюдение
2.9 «Конец слова за тобой» 1 1 Наблюдение
Итого 72 14 58
3.«Графомоторные навыки» 69 6 63
Инвариантная часть
3.1 Техника письма 35 4 31 Беседа
3.2. Моделирование 15 2 13 Наблюдение
3.3 Графический диктант 15 15
Вариативная часть
3.4 «Поселим буквы в домики» 1 1 Беседа
3.5 «Найди ошибку» 1 1 Наблюдение
3.6 «Алиса в стране чудес» 1 1 Практические задания
3.7 Экскурсия в культурный комплекс «Национальная деревня» 1 1
4. Контрольно закрепляющие занятия 3 - 3 Тестовые задания
Инвариантная часть
4. 1 Итоговое занятие: «Чудо дерево» 1 1 Наблюдение, анализ
4. 2 Итоговое мероприятие:
«Солнечный круг» 2 2 Портфолио
Итого 72 6 66
Итого по 2 разделам 144 20 124