Ирина Татаринцева
Рабочая программа танцевального кружка для детей 5–7 лет «Звонкий каблучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа программа
танцевального кружка для детей 5-7 лет.
«Звонкий каблучок»
срок реализации 1 год
Составитель Татаринцева И. В.
музыкальный руководитель
Жердевка
2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебно-таматический план…5
3. Содержание образовательной программы…6
4. Методическое обеспечение…7
5. Методы и приёмы обучения…. 9
6. Материально-техническое обеспечение…. 10
Публикация «Рабочая программа танцевального кружка для детей 5–7 лет „Звонкий каблучок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
7. Список литературы…11
Приложение
Пояснительная записка
«Звонкий каблучок» (возраст 5-7лет) дополнительная образовательная программа танцевального кружка для одарённых детей художественно-эстетической направленности.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца : классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Танцевальное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут одарённому ребенку развить свои творческие способности заложенные природой.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т. е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне.
В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств, методов физического, эстетического и музыкального воспитания одарённых детей. А отличительной особенностью программы является то, что занятия в танцевальном кружке проводятся с одарёнными детьми разновозрастной группы.
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для ДОУ с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Цель программы : Развитие артистичности, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, посредством искусства танца у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать хореографические навыки детей.
2. Развивать фантазию, воображение, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.
3. Создавать атмосферу радости детского творчества в коллективе.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей от 5 до 7 лет. Возрастной состав танцевального кружка 12человек смешанный.
В итоге – год обучения составляет 32часа.
Количество занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть: танцевально-ритмическая гимнастика, танцы-минутки (3-5 минут)
2. Основная часть: повторение, изучение нового материала, закрепление. (15минут)
3. Заключительная часть: музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (8 минут).
Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). (см. Приложение 1)
В результате прохождения программы «Звонкий каблучок» дети:
Знают: отличительные черты народного и эстрадного танца; позиции рук и ног в народном танце; историю происхождения разучиваемых танцев.
Умеют: импровизировать под музыку, используя знакомые танцевальные движения; сочинять несложные танцевальные движения; показывать в движении основные средства музыкальной выразительности; исполнять танцы, разученные в учебном году, артистично, выразительно, музыкально точно.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие задатков у одарённых детей в танцевальных движениях. 2. Самовыражение себя в танцах.
3. Сохранение и укрепление в них творческой независимости и свободы.
Результатом работы будет являться : организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах, отчётный концерт.
Учебно-тематический план.
Разделы
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие
1
1
1. Русский народный танец
1
13
14
2. Современный эстрадный танец
2
15
17
ИТОГО
4
28
32
Содержание образовательной программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство детей с историей танца. Показ видео фильма.
Раздел I. Русский народный танец.
Теория: Познакомить детей с русской народной песней изучаемого танца. Познакомить детей с историей изучаемого русского народного танца, с костюмом. Познакомить с элементами танцевальных движений в русских народных танцах : «тройной притоп», «ковырялочка», «моталочка» и др.
Практика: Разучить шаги русского народного танца : переменный шаг, переменный шаг с притопом, приставной шаг в сторону и др. ; положение рук в русском народном танце : «на поясе», «на кулачках». Отработать движения в парах : «Свечка», «Лодочка», «Приставной шаг в сторону в парах» и т. д. Исполнять танец под музыку чётко, самостоятельно переходить с движения на движение.
Раздел II. Современный эстрадный танец.
Теория: Познакомить детей с разучиваемым танцем. Провести беседу об особенностях эстрадного танца.
Практика: Разучить новые движения: «Приставной шаг в парах (руки мальчика на талии девочки, у девочки на юбочке)», «Закрутка», «Повороты на носках из стороны в сторону» и др. Отработать способность детей двигаться синхронно под музыку. Движения выполнять чётко, согласно ритму музыки. Исполнять танец весело, задорно, с удовольствием.
Раздел III. Участие в конкурсах и концерт.
Практика: Выступление детей перед родителями.
Методическое обеспечение программы.
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем научить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия включены простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволяет добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда.
Разучивание танцев проводится в такой последовательности:
- вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения, знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца.
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем дети повторяют, при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их).
Движения разучиваются под музыку или под счет.
Разучивая танец, мы работаем над движениями рук, ног, корпуса, головы, следя за соблюдением гармонии движения.
Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступаем к соединению их в танцевальную композицию; комбинации разучиваем и отрабатываем. Важно сформировать у детей представление о танцевальном образе. Первое представление о танцевальном образе и, соответственно, о стиле исполнения мы получаем, прослушивая музыку.
Затем комбинации собираем в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и танец целиком многократно повторяются учащимися в целях запоминания и достижения грамотного и выразительного исполнения. Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица. И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии в занятия включены музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления выбираются доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. Каждое занятие содержит различные виды работы, но заканчивается веселой игрой или просто улыбкой друг другу под музыку.
Методы и приёмы обучения
Успешное решение поставленных задач на занятиях танцевального кружка в ДОУ возможно только при использовании методов и приемов обучения.
МЕТОДЫ
ПРИЁМЫ
Наглядный метод
- иллюстрации: русского народного костюма, танцующей пары.
- Двигательный показ под музыку педагогом.
- Показ движений в упражнениях.
- Показ под музыку сюжетно-образных движений.
- Показ элементов народных, эстрадных танцев под музыку (под счет).
- Показ ребёнком движения.
Словесный метод
- Беседа о характере музыки, средствах её выразительности.
- Образный рассказ о новом танце.
- Пояснения в ходе выполнения движений.
- Напоминание о правильности, образности движений.
- Объяснение.
- Оценка, поощрение.
Практический метод
(Многократное выполнение конкретного танцевального движения).
- Упражнения для развития танцевальных навыков одарённых детей (изменение движений в соответствии с характером музыки, регистровых изменений, динамических оттенков, темповых изменений, метроритма).
- Подготовительные упражнения (освоение в интересной, занимательной форме танцевальных движений).
- Последовательное разучивание материала.
Игровой метод
- Обыгрывание упражнений.
- Сюжетные игры для организации детской деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы :
1. Светлый просторный зал с деревянным покрытием.
2. Технические средства: телевизор, проектор, музыкальный центр.
3. Музыкально-дидактические пособия: CD диски, видеоролики.
3. Сценические костюмы.
4. Реквизит для танцев : ленты, музыкальные инструменты и др.
5. Тренировочная одежда: чешки, футболка, шорты – велосипедки.
Список литературы:
1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». Редактор М. Е. Гурьянова, художник Ю. Д. Федичкин. «Айрис-пресс». Москва, 2001г.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000.
3. Москва, 2006г.
4. Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика (Учебно-методическое пособие). Серия «Уроки мастерства». Москва. Изд. «Глобус», 2009.
5. Михайлова М. А, Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Редактор Чупина Т. В., художник Турилова. «Академия развития» Ярославль 2004 год.
6. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду.
7. Редактор В. Чернина, художник М. Душин. «Линка-пресс» Москва 2006 год.
Приложение 1
Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития
(разработана на основе методик А. Н. Зиминой и А. И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
- передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма) :
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
-соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами») :
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
- воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
-воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо») :
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
-сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
-танцевальное :
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Приложение 2
Название раздела
Теория
Структура занятия
Практика
Всего
1. Танцевально-ритмическая гимнастика, танцы-минутки.
1мин
5мин
6мин
2. Танец
3мин
12мин
15мин
3. Музыкально-подвижная игра, игры импровизации, упражнения -игры.
1мин
4мин
5мин
4. Игровой самомассаж, дыхательные упражнения.
1мин
3мин
4мин
Итого:
6мин
24мин
30 мин