Елена Абашина
Рабочая программа по ФЭМП для детей 3–4 лет
▼ Скачать
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАДОУ №272
протокол № __от ___ УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ № 272
___ Берлизова Г. А.
приказ № ___от ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе дошкольного образования
МАДОУ № 272
по формированию элементарных математических представлений
(Программа «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
для детей 3-4 лет
Публикация «Рабочая программа по ФЭМП для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
группа № 10
Авторы-составители:
Абашина Е. В.
Подборская Е. С.
2018-2019 гг.
Ростов-на-Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным переченем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ № 272;
• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272.
Программа ориентирована на совершенствование навыков обработки информации, умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Программа предусматривает проведение непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) один раз в неделю, продолжительностью 15 минут и охватывает следующие разделы:
• количество;
• величина;
• форма;
• ориентировка в пространстве;
• ориентировка во времени.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
• формирование элементарных математических представлений
• формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
• формирование представлений о форме предметов,
• формирование представлений о цвете предметов,
• формирование представлений о размере,
• формирование представлений о количестве,
• формирование представлений о числе
• формирование представлений о целом предмете и его части,
• про формирование представлений пространстве и времени.
Задачи:
Количество:
• развивать умение видеть общий признак предметов группы
• учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
• различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного»;
• находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
• понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;
• сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
• учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;
• отвечать на вопросы, пользуясь словами «больше», «меньше», «столько же»,
• учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина:
• сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
• при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приёмами наложения и приложения;
• обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький, одинаковый).
Форма:
• познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
• Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве:
• различать правую и левую руки.
• развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева;
Ориентировка во времени:
• учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
• принцип развивающего обучения, цель которого развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы : 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов в год.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку : человек
Группа здоровья: I -, II –, III.
Пол: мальчиков, девочка.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2018 года
Условия реализации программы :
Оснащение для игровой деятельности:
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:
- Куклы мелкие и средние (до 30 см)
-мягкие антропоморфные животные (крупные, средние,
- наборы масок сказочных персонажей,
-набор элементов театральных костюмов (шапочки, накидки, маски, шарфы и пр. ,
- набор элементов ролевых атрибутов (шапочка врача, каска пожарника и пр. ,
- тематические плоскостные фигурки сказочных персонажей на подставках,
- игровой материал для организации «режиссерской» игры
- Наборы мелких фигурок (животные, сказочные и фантастические персонажи, «семья» и пр,
Игрушки-предметы оперирования:
- наборы столовой и кухонной посуды;
- Набор аксессуаров и одежды к куклам среднего размера
- Набор медицинских принадлежностей
- Транспорт различного назначения средних и мелких размеров
- Наборы «железная дорога», «аэропорт», «космодром» и пр. (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)
Маркеры игрового пространства:
- Универсальная складная ширма/рама 3-5 створчатая
- Универсальные мобильные игровые модули (стойка с рулем/штурвалом (съемным, касса, кушетка и пр.)
- Набор дорожных знаков, светофор для мелкого транспорта
Полифункциональные материалы:
- Объемные модули, крупные, разных форм
- Крупный строительный набор
- Ящик с мелкими предметами-заместителями.
Оснащение для продуктивной деятельности:
Строительные наборы:
-крупногабаритный деревянный (типа «Поликарпов», «Развитие» от 100 деталей и выше) и мягкий модульный (типа «Мини-1,2,3,4») напольные,
-блоки сборные цветные (до 60 деталей,
-мелкий пластиковый конструктор (типа «избушка», «стадион», и пр. ,
- наборы мелкого тематического строительного материала (типа- «городок», «аэропорт», «автостанция»,
-конструкторы серии «LEGO»
Плоскостные конструкторы:
- «Мозаика»
Наборы игрушек для обыгрывания построек (транспорт, фигурки животных, людей и т. п.).
Природные и бросовые материалы:
- Наборы цветной бумаги, фольги и картона различной фактуры,
-упаковочные материалы, катушки, мелкая пластиковая упаковка, ленты, тесьма, нитки, пенопласт, кусочки меха, кожи и ткани, пробки,
- шишки, мох, желуди, морские камешки, семена подсолнечника, тыквенных культур, сухоцветы, орехи и пр.
Образцы изделий художественных народных помыслов, мелкой пластики.
Демонстрационный материал (репродукции картин, портреты русских и зарубежных художников).
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
Образно-символический материал:
-наборы иллюстрации
Нормативно-знаковый материал:
-наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала
Оборудование для двигательной деятельности:
-материал для развития основных видов движений (ленты, кольца, мячи, флажки, обручи, канат, балансиры и пр. ,
Игровые пособия, оптимизирующие двигательный режим:
-атрибуты для спортивных игр,
-игровой лабиринт,
-кольцеброс,
-рефлексогенные дорожки, коврики (сенсорная тропа, тактильная дорожка и др.
- Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы,
- Мат с разметками,
-скакалки
Технические средства обучения. Рабочее место воспитателя
Акустическая система для помещения (магнитофон);
Стол и стул воспитателя.
Комплекс учебных и наглядных пособий:
Дидактические наборы «Дикие и домашние животные», «Семья», «Чей домик и пр.»
Тематический словарь в картинках «Мир человека».
Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»
Набор знаков дорожного движения
Серия пособий «Опасные ситуации»
Дидактические и методические пособия, предусмотренные ООП.
Электронные игровые, учебные пособия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата № Программное содержание Количество часов
Сентябрь
05.09.2018
12.09.2018
19.09.2018
26.09.2018
1
2
3
4
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур.
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Закрепление пройденного материала - уметь различать и называть шар (шарик, куб (кубик).
Повторение и закрепление пройденного материала по различению контрастных по величине предметов.
1 час
1 час
1 час
1 час
Октябрь
03.10.2018
10.10.2018
17.10.2018
24.10.2018
31.10.2018
5
6
7
8
9
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путём.
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно – двигательным путё м и сравнить круги по величине: большой, маленький.
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, короче.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Ноябрь
07.11.2018
14.11.2018
21.11.2018
28.11.2018
10
11
12
13
Повторение и закрепление пройденного материала по умению составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
1 час
1 час
1 час
1 час
Декабрь
05.12.2018
12.12.2018
19.12.2018
26.12.2018
14
15
16
17
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами – длинный - короткий, длинный - короче, одинаковые по длине.
Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче
.
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный-короткий, длиннее-короче.
1 час
1 час
1 час
1 час
Январь
09.01.2019
15.01.2019
23.01.2019
30.01.2019
18
19
20
21 Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Познакомить детей с треугольником : учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнения две равные группы предметов способом наложения; обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже,одинаковые по ширине.
1 час
1 час
1 час
1 час
Февраль
06.02.2019
13.02.2019
20.02.2019
27.02.2019
22
23
24
25
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжить знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Продолжить учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу, слева – справа.
Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.
Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжить учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжить совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами, поровну, столько – сколько.
1 час
1 час
1 час
1 час
Март
06.03.2019
13.03.2019
20.03.2019
27.03.2019
26
27
28
29
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше.
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
1 час
1 час
1 час
1 час
Апрель
03.04.2019
10.04.2019
17.04.2019
24.04.2019
30
31
32
33
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и названия числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и названия числа).
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначить результат сравнения словами большой, маленький.
Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.
Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади,вверху – внизу, слева – справа.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
1 час
1 час
1 час
1 час
Май
08.05.2019
15.05.2019
22.05.2019
29.05 2019
34
35
36
37
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
Учить определять пространственное расположение предметов используя предлоги на, под, в и т. д.
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Свободное планирование работы с учётом усвоения
программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. 1 час
1 час
1 час
1 час
Итого 37 37 часов
Планируемые результаты освоения Программы.
Ребёнок
• умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
• может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
• различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
• понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
• понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».