Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по мордовскому (мокша) языку для детей 5–7 лет

Татьяна Оськина
Рабочая программа кружка по мордовскому (мокша) языку для детей 5–7 лет

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Публикация «Рабочая программа кружка по мордовскому (мокша) языку для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Материал к программе сформирован на основе примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под редакцией О. В. Бурляевой и др. Программа построена с учетом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания обучения.

Педагогическая целесообразность. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и доброте, формированию желания видеть неповторимость окружающей родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, формирование познавательного интереса к языку своего народа.

Новизна программы состоит в том, что она составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

Цель программы : формирование интереса к мокшанскому языку, воспринимать и понимать его на слух. Развитие желания говорить правильно, красиво на родном языке.

Задачи программы :

1. Формирование звуковой культуры речи: правильное и внятное произношение звуков родного языка.

2. Формирование и развитие речевой культуры общения, норм литературного произношения.

3. Расширение активного и пассивного лексического запаса.

4. Воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.

Принципы формирования рабочей программы.

При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста.

В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принцип доступности, наглядности, индивидуального подхода. А также:

• принцип развивающего обучения;

• функционально- семантический принцип;

• принцип целостности;

принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;

• принцип личностно- ориентированного подхода;

• принцип культуросообразности.

На каждом учебном занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки. Таким образом, создаются условия для его самореализации.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Кружок «Мокшаночка» посещают дети с основной группой здоровья. (Приложение № 1. «Список детей».)

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-6 лет (старшая группа, первый год обучения, 6-7 лет (подготовительная группа, второй год обучения). Наполняемость группы 10 человек.

На каждом учебном занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки. Таким образом, создаются условия для его самореализации. (Приложение № 2. «График работы».)

Непосредственно образовательная деятельность кружка «Мокшаночка» имеет познавательно-речевое направление.

Каждое НОД включает:

1. Ритуал приветствий: «Давайте поздороваемся». «Минутка вхождения» - для закрепления слов.

2. Фонетическую зарядку для закрепления произношения сложных звуков» - льх, рьх, льхть, рьхть и т д.

3. Сюрпризные моменты: приход игрушек, куклы - мордовочки, сказочных героев.

4. Загадки.

5. Разучивание прибауток, потешек, песенок, стихотворений, считалок.

6. Беседы познавательного характера.

7. Дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.

8. Чтение произведений мордовских писателей.

9. Рассматривание иллюстраций.

Для успешного решения образовательно-воспитательных задач необходимо, чтобы у детей в начале изучения программы вызвался интерес к изучению мордовского (мокша) языка, создать эмоциональный настрой. Для этого мы знакомим детей с историей, культурой, природой своего родного края. Следующий этап изучения мордовского (мокша) языка включает в себя задачу: выучить заданный материал по данной теме, закрепить речевые образцы и словарь на мокшанском языке. В конце занятия предусматривается разучивание мордовского фольклора и мордовских подвижных игр.

Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия. Тщательно подбирается материал для чтения произведения мордовских писателей.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5 минут, имеет свои задачи:

1. проводится текущая проверка пройденного материала

2. пробуждается интерес у детей к изучению мордовского (мокша) языка.

Для решения этих задач в подготовительной части используются следующие методические приемы: приветствие, фонетическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа.

Основная часть занимает 12-15 минут и содержит следующие задачи:

- накопление определенного словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование навыков речевого общения;

- познавательное развитие детей.

Для этого с детьми проводятся игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответная беседа; ведется работа с предметными и сюжетными картинками с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.

Заключительная часть занимает 3-5 минут.

Основными задачами являются: закрепление в разговорной речи детей лексического материала по определенной теме на мордовском (мокшанском) языке; с помощью мордовского фольклора развивать разговорную речь детей; с помощью мордовских подвижных игр развивать двигательную активность детей.

Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:

1. Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.

2. Упражнения на развитие равновесия и координации.

3. Дыхательная гимнастика.

5. Точечный массаж и самомассаж.

Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.

Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 5-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

1.2 Планируемые результаты освоения программы

Что должны знать дети после одного года обучения:

знать словарь, предназначенный для средней группы;

• уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами;

• уметь спрашивать, как кого зовут, называть свое имя и имена других;

• давать краткое описание предмета (некоторые качества, цвет, размер (оцю, ёмла);

• понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия;

• рассказывать вместе с воспитателем потешку, спеть песенку, поиграть в игру.

К концу второго года обучения дети должны:

• усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;

• понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

• давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);

• рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);

• уметь считать до 5, 10;

• уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь программного материала;

• знать 1-2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения из устно-поэтического творчества мордовского народа.

К концу подготовительной группы дети должны:

• знать словарь и весь лексический материал, предусмотренный программой;

• давать описание предмета, явления, ситуации; давать им краткую оценку;

• описывать собственные действия и действия других лиц, указывая место и время действия: (м.) (Мон стянь шобдава. Вася якай идень саду. Тоса цебярь, пара.); (э.) (Мон стинь валске. Вася яки эйкакшонь кудов. Тосо вадря, паро);

• рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в детском саду, режиме дня, об экскурсиях;

• составлять по вопросам воспитателя небольшой рассказ по сюжетной картинке, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 3-5 предложений.

Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Учебно- тематический план (первый год обучения)

№ Наименование разделов и тем Общее количество

Учебных часов Теоретические часы Практические часы

1 Мир старины 2 часа 1час 1час

2 Мы знакомимся 3 часа 1час 1час

3 Игрушки 2часа 1час 1час

4 Семья 1 час 0,5часа 0,5часа

5 Мой день 1час 0,5часа 0,5часа

6 Овощи и фрукты 2часа 1час 1час

7 Зима 1час 0,5часа 0,5часа

8 Домашние животные 1час 0,5часа 0,5часа

9 Дикие животные 1час 0,5часа 0,5часа

Учебно- тематический план (второй год обучения)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов Теоретические часы Практические часы

1 Необычная экскурсия в мир старинных вещей 1 0,5 0,5

2 Мой родной город 1 0,5 0,5

3 Детский сад 2 1 1

4 Игрушки 2 1 1

5 Моя семья 2 1 1

6 Овощи и фрукты 2 1 1

7 Домашние животные 2 1 1

8 Одежда и обувь 1 0,5 0,5

9 Части тела. Личная гигиена 1 0,5 0,5

10 Дни недели 1 0,5 0,5

11 Диагностическое исследование 2 1 1

12 ИТОГО 32 15 17

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Режим и формы занятий.

Занятия проводятся 1раз в неделю:

- 25 минут в старшей группе (воспитанники 5-6 лет).

- 30 минут в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет).

Формы и методы работы с детьми : Ритуал приветствия, фонетическая зарядка, словесные и дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, подвижные игры, разучивание мордовского фольклора, стихотворений, слушание мордовских песен, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2.3. Взаимодействие с семьями (Приложение № 3, «Сведения о составе семьи»)

Работа с родителями

Тема Форма проведения Сроки проведения

1. «Использование дидактических игр по обучению детей дошкольного возраста мокшанскому языку» Сообщение Октябрь

2. «Место детей в традиционной культуре мордвы» Доклад Ноябрь

3. «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» Консультация Декабрь

4. «Аукцион мордовских народных подвижных игр» Доклад Январь

5. «Найди пару» (дидактическая игра) Открытое мероприятие. Показ родителям дидактических игр «Найди пару». Февраль

6. Обучение детей мордовскому языку Выступление Март

7. «Взаимосвязь преподавания родного языка с культурными ценностями мордовского народа» Консультация Апрель

8. Итоги за год Беседа Май

9. Изготовление родителями костюмов к народным праздникам В течение года

3.3 Описание материально-технического обеспечения программы

Материально-техническое обеспечение

Демонстрационный материал:

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картотеки:

«Мордовский фольклор»,

«Мордовские подвижные игры»

Дидактический материал:

Стилизованные матрешки

Куклы в национальном костюме

Флаги: российский, республики Мордовия

Игрушки (звери, предметы посуды)

Муляжи продуктов

Мяч (для игр)

«Чудесная коробка ощущений»

Фишки

Цветные атласные ленты (для игр)

Карандаши

Раскраски

Листы бумаги А4

Список литературы

1. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.

2. «Мы в Мордовии живем : прим. Рег. модуль прог. дошк. образования/ Бурляева О. В. и др. – Саранск, Морд. книжное изд-во,2011.-104 с.

3. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор» и музыка композиторов Мордовии) : Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю. А. Мишанин; ред. текстов А. Д. Шуляев; ред. О. О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257с.

4. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт. -сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

5. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков – С, изд. Дом «Писатель».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Кукла Алдуня у нас в гостях» по обучению мордовскому (эрзя) языку кружка «Родное слово» Тема: «Кукла Алдуня у нас в гостях» Цель: создать эмоциональный интерес к изучению мордовского языка. Задачи: Обучающие: учить воспринимать.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому развитию детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТОПОТУШКИ» Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Чаткина М. П. Саранск.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Тема возрождения России стала звучать.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 3–4 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Рабочая программа кружка по моделированию для детей среднего возраста «Волшебные превращения» 1. Целевой раздел Пояснительная записка Детское моделирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рабочая программа кружка «Юный дизайнер» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Новый. Дополнительная общеобразовательная.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Рабочая программа танцевального кружка для детей 5–7 лет «Звонкий каблучок» Рабочая программа программа танцевального кружка для детей 5-7 лет. «Звонкий каблучок» срок реализации 1 год Составитель Татаринцева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по мордовскому (мокша) языку для детей 5–7 лет
Опубликовано: 26 января 2019 в 14:25
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД