Бабушкина Галина
Конспект урока по формированию читательской грамотности в 1 классе «Согласный звук [щ’]. Буква Щ, щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
Образовательная:
Формировать представление детей о звуке [щ’], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;
Развивающая:
Развивать критическое мышление, аналитические навыки, творческое воображение учащихся.
Воспитывающая:
Поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками, окружающего мира, истории; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство дружбы и товарищества.
Задачи урока через планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ:
• Создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• Работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• Формировать способности учащихся к саморазвитию;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
• Формировать представление детей о звуке [щ’], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
• Развивать фонематический слух, мышление, память, внимание;
• Формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД
• Формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• Коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;
Коммуникативные УУД
• Развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
• Учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы, слушать и понимать речь других;
• Учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;
• Создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;
Познавательные УУД
• Создать условия для развития фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [щ’], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
• Вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук
• [щ’], обозначать согласный звук [ щ’ ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;
• Формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;
• Развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Оборудование: Учебник «Азбука» (автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2012, наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звукобуквенного разбора слов, интерактивная доска.
Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снег порхает и сверкает
в золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок
- Как тихо падает снег, так же тихо присядьте и вы за свои рабочие места.
- Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Давайте поможем снежинкам опуститься на нужную крышу домика - слияния. Подумайте, какие снежинки лягут на крышу домика твердого слияния. А какие на крышу домика мягкого слияния?
- Почему?
Молодцы распределили все слияния верно. Ручки готовы к работе.
Проверим готовы ли наши «Чуткие ушки» к работе.
А сейчас я вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
Показав красный карандаш
А утвердительный - тогда
Покажите зеленый карандаш.
Не сомневаюсь я, ребятки,
У вас конечно есть догадки,
Но у меня для вас совет:
Ответы "ДА", ответы "НЕТ"
Давать мгновенно не спешите,
Подумав, верно покажите.
Наша речь состоит из предложений
Предложения состоят из слов
Слова состоят из звуков
Буква гэ согласная
Звук [м’] мягкий
Буква я обозначает два звука в начале слова
Звук [б] не парный
Буква е обозначает два звука после согласного
Звук [к] звонкий
Буква ю всегда обозначает один звук
Буква ы согласная.
Молодцы, ушки готовы к работе.
- Проверим готов ли наш звонкий голосок к работе. (Речевая разминка)
- Какой звук чаще всего повторялся?
- Как вы считаете какова тема нашего урока?
- А чему будем учиться?
II. Введение в тему урока.
Ребята, а вы любите получать подарки?
Нам прислали подарок. Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма и угадайте, кто прислал этот подарок.
ФИЛЬМ
- Так кто же приготовил для нас подарок? (Емеля)
- А сейчас послушайте чтение детей и скажите кого увидел в ведерке Емеля?
-Что такое прорубь?
-Прорубь, по словарю Ожегова - это отверстие, лунка, прорубленная во льду на реке, водоёме. Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
А вы знаете что такое коромысло?
Коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече. А мужчины из этого проруби ловили рыбу
- Какую рыбу поймал Емеля?
(щуку)
-Вспомните, чего хотел Емеля?
(Чтобы вёдра сами пошли, не расплескав воды).
-Сбылось ли его желание?
(Сбылось)
-Как сбылась мечта людей в настоящее время о том, чтобы вода сама поступала в дом?
(Да, вёдра с водой заменили водопровод, открываешь кран, а из него течёт вода.)
-Как надо относиться к воде?
(Бережно, экономно)
Ребята, щука пришла к нам не случайно. Она нас хочет научить чему-то новому.
Итак, вы готовы открыть новое?
III. Работа над новым материалом.
1 (Анализ слова щука составление схемы, характеристика звука, живая схема).
2. Отгадайте загадку
Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко,
Ходят важные лещи
Шириной с тарелку.)
Лещи – это много, а как сказать, если он один? (Лещ)
Составим схему слова:
(Анализ слова)
• Характеристика звука
• Какой это звук? Давайте его охарактеризуем.
• Произнесите звук [щ’] (Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, мягкий)
• — Как произносим звук [щ] в этих словах, твердо или мягко? Звук [щ’] всегда мягкий. Какие еще вы знаете буквы которые обозначают всегда мягкий звук? (й,ч) Назовите ещё одно свойство [щ]. (Он шипящий.
- Итак, составим характеристику звука [щ].
(Мы с вами узнали, что звук щ – согласный, глухой, мягкий, непарный)
3. Заселите букву ща
4. Найдите и раскрасьте букву ща
5. Назовите слова, которые спрятались в Букве ща
IV. Физминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
V.Чтение слогов – слияний, слов
– Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро со слогами щ и ведро со словами).
– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).
Вы хорошо читали слоги. Научимся читать слова. Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос, что делаю? (ищу, чищу).
Найдите и прочитайте слова, которые обозначают животных, птиц, рыб (щуки, лещи, щегол, щенок)
Найдите слова со звуком щ
VI. Чтение и анализ стихотворения.
Прочитаем забавное стихотворение Григория Павловича Виеру. (Сначала хорошо читающий ученик., потом по цепочке)
О ком стихотворение? Что сделала щука? (проглотила щетку) Почему щетка щекочет ей глотку? (щетинистая, колючая) С кем щука перепутала щетку? (с рыбкой) Как вы поняли? Найдите и прочитайте слова щуки.
Покажите голосом, что щука удивляется. У кого получилось лучше?
VII.Работа по карточке.
VIII. Закрепление. Чтение текста и работа над содержанием
– Внимательно перечитайте слова из ведёрка и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто, состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок)
– Чтение стихотворения Е. Благининой.
Елена Благинина восхищается окружающим миром, любит и ценит его, учит бережному отношению к животным. Персонажи Благининских стихов — ветер, дождик, яблоки, радуга, садик, березки, животные — близки и дороги детям.
-Словарная работа (тщедушный – хилый, слабосильный);
Мой щенок
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
от злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс
— настоящий.
Е. Благинина
V Рефлексия
Портрет щуки