Марина Бабешко
Рабочая программа «Шашечный дебют».
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Публикация «Рабочая программа „Шашечный дебют“,» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Игра в шашки – хороший тренер, она учит принимать решения, выслушивать мнения других и уметь настоять на своем, достойно выигрывать и уметь проигрывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам сверстников. Она является прототипом будущей серьезной деятельности, а именно в игре ребенок учится развивать аналитические способности, рассчитывать возникающие позиции и оценивать их. Кроме этого, шашечная борьба требует логически мыслить, развивает и углубляет логику. В игре нужны и фантазия и аналитические способности, воля к победе и выдержка.
Простота правил и доступность инвентаря делают эту игру возможной в группе.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Научить начинающего шашиста мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Таким образом, мирная шашечная игра – это борьба, состязание в логичности мышления, выдержке, умения предвидеть развитие событий. Все это достигается не только способностями, а в большей степени целенаправленной подготовкой. А также, шашки – прекрасное развлечение, которое позволяет снять стрессовые нагрузки.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель:
Создание благоприятной среды для развития эмоционально – волевой сферы у детей (воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить); для коррекции коммуникативной сферы. Формирование качеств для успешной учебы в школе.
Задачи:
Образовательные:
• направлены на развитие внимания, памяти, мышления, диалогической речи, логики;
• обучение основам шашечной игры;
• обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию настойчивости и целеустремленности, находчивости и внимательности, уверенности и трудолюбия;
• способствовать формированию навыков спортивного этикета;
• способствовать формированию навыков соревновательной деятельности;
• способствовать воспитанию чувству ответственности, умению проигрывать, честности;
• способствовать формированию у детей умения применять полученные знания на практике.
Оздоровительные:
• осуществление всестороннего физического развития воспитанников;
1.3 Принципы к формированию программы
Программа построена на принципах гуманизации, личностно ориентированной направленности, увлекательности и творчества, системности, доступности, последовательности.
Занятия по обучению игре в шашки позволят целенаправленно применять методы словесного и наглядного воздействия.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенностей развития детей подготовительного возраста.
В этом возрасте растут и развиваются все физиологические функции, происходит качественное изменение головного мозга.
В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения. Увеличивается быстрота двигательной реакции. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми. Развивается абстрактное мышление, доступны функции самоконтроля, дети способны исправлять свои ошибки.
1.5 Планируемый результат.
В процессе игры у ребенка развивается устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива. Ребенок стремиться достигать результатов в своих действиях.
Реализация программу можно решить проблему разностороннего развития ребенка, его умственных способностей, фантазии, укреплению памяти, формированию и укреплению сильных черт личности. Игра в шашки должна позволить детям ощутить атмосферу риска, учить их видеть допущенные ошибки, прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных с взрослым партнером по игре.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Перспективно-тематическое планирование (на октябрь).
1 «Волшебная доска»
Цель: Дать первоначальные понятия об игре – «Русские шашки».
2 «Шашки на игровом поле».
Цель: Продолжить знакомить детей с правилами игры. Познакомить детей с тихим и ударным ходом.
3 «Дороги шашек».
Цель: Закрепление пройденного материала. Учим детей оценивать позицию, работать с диаграммами. Повторить: цель игры; правила игры.
4 «Дороги шашек».
Цель: Познакомить детей с приемами игры. Обучать детей одному из приемов: поддать свою шашку для того, чтобы побить еще больше шашек противника. Продолжить учить детей работать с диаграммой.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Форма и режим занятий.
Возраст 6-7 лет. Длительность занятий - 30мин. Кол-во занятий в неделю - 2.
3.2 Организационно-методические рекомендации.
Программа рассчитана на 1 год обучения - знакомство и обучение игре в шашки, учить комбинировать партии, развитие творческого интереса к игре в шашки.
Длительность занятия соответствует возрастным нормам детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Занятия начинаются в октябре, заканчиваются в мае.
ФОРМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки детей дошкольного возраста являются: теоретические занятия, практические игры, соревнования (между детьми в группе, соревнования внутри детского сада, районные соревнования между ДОУ).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий по игре в шашки необходимы стандартные шашечные доски.
3.3 Список используемой литературы.
Городецкий В. Г. Учимся играть в шашки 1956
Городецкий В. Борьба в середине партии. – М. : Физк. и спорт, 1965.
Городецкий В. Шашки 1954.
Лебедева Л. В. Методическое пособие. Игра в шашки как средство интеллектуального развития дошкольников. Москва 2007.
Городецкий В. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990