Зухра Раимовна Тураманова
Рабочая программа старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию образовательного процесса в старшей группе дошкольного возраста в условиях работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей недели с 7.00. до 19 ч. т. е. 12 часового пребывания ребенка в детском саду с выходными днями – субботой и воскресеньем. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ программы «Детский сад-Дом радости». Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Публикация «Рабочая программа старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012.
• Уставом МБДОУ “59
• Письма Минобразования Ростовской области от 08.08.2014. № 24/411-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
• Требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Учебно-методического комплекса «Детский сад-Дом радости.» Н. М. Крыловой
• Образовательной программы МБДОУ
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
1.1 Научно-методическое обеспечение
Образовательные направления реализуются посредством программ и технологий представленных ниже в таблице.
Основная программа формирование содержания обучения и воспитания в детском саду: Программ а «Детский сад – Дом радости» Крыловой Н. М. ООО «ТЦ Сфера», 2014 гг.
Образовательное
направление Технологии
Познавательное развитие Крылова Н. М «Детский сад - Дом радости»;
В. В Воскобович «Формирование и развитие математических представлений», «Дидактические игры В. В. Воскобовича». Пермь.
Петерсон Л. Г «Практический курс математики для дошкольников»; Экологическое воспитание - С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников». Издательский центр Академия 2001 г. ;
Человек в истории культуры (нравственно-патриотическое воспитание, родной край) - А. Д. Долбня; «Флора и фауна донского края» из опыта работы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду». М. : КАРАПУЗ 2000 г. ; Конструирование
Речевое развитие Крылова Н. М «Детский сад - Дом радости»;
Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» / Р. М. Чумиева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина, - Ростов н/Д, 2005 г. ; Журова Л. Е. Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. - «Обучение дошкольников грамоте» Москва «Школа-Пресс» 1999г. ; Ознакомление с художественной литературой и развитие речи - А. И. Сорокин; «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. Москва. Просвещение 1982 г.
Социально коммуникативное развитие Крылова Н. М. «Детский сад-Дом радости»;
С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» - пособие для воспитателя. Москва. Просвещение 1989 г. ;
Л. В. Музыченко «Азовские родники Дона» - по ознакомлению детей дошкольного возраста и культурой донского казачества. Ростов-на-Дону. ГБОУ ДПОРО РИПК и ППРО 2010 г. ; Г. Н. Калайтанова, Т. И. Агуреева «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» - методическое пособие для воспитателя. Ростов-на-Дону РОИПК и ППРО 2001 г. ; А. Д. Долбня «Флора и фауна донского края» из опыта работы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду». М. : КАРАПУЗ 2000 г. ;
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи - А. И. Сорокин «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. Москва. Просвещение 1982 г. ; Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» - пособие для педагогов. Ярославль. Академия развития 1997 г.
Художественно- эстетическое развитие Лыкова И. А., Файзулаева Е. Д, Шершун Е. С., «Значение художественной деятельности для адаптации ребенка к детскому саду /Детский/ Сад: теория и практика 2013г. №7; Лыкова И. А. Методические рекомендации к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»; Лыкова И. А. Программа худ. воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветной мир» 2007г. ; Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/саду»; Лыкова И. А. «Проектирование образовательной области» «Художественно-эстетическое развитие» Новые подходы условия введения ФГОС ДО.
Физическое развитие Н. Н. Ефименко. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста». Программа ЛИНКА-ПРЕСС 1999г. ; Формирование привычки здорового образа жизни «Сберегающее здоровье, технология безопасности познай себя».
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей (5-6лет)
Физическое развитие
В физическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Масса тела его увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К 6 годам его рост достигает в среднем 116 см, масса тела — 21,5 кг; окружность грудной клетки — 56—57 см.
Ребенок, воспитывающийся по Программе «Детский сад — Дом радости», отличается более высоким темпом прироста длины тела в пятилетнем возрасте по сравнению с собственными показателями четырехлетнего возраста. У мальчика за год увеличивается длина тела на 14,1, а у девочки на 15,0 см. Прирост длины тела с 4 до 6 лет увеличивается у мальчика на 19,4 см, а у девочки на 18,8см. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность ребенка, он успешно овладевает основными движениями. Функциональные возможности организма ребенка данного возраста создают базис для формирования и возрастания физической и умственной трудоспособности. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы воспитанника возрастает роль коры головного щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения. Шестой год жизни ребенка очень важен для развития его воли, выдержки, осознания ответственности за результаты как индивидуальных, так и совместных действий, развитию, благодаря самостоятельности, дружеских, коллективных взаимоотношений в процессе разнообразных видов физической культуры. К концу пребывания в старшей группе ребенок должен обладать крепким здоровьем, гармоническим физическим развитием, хорошей двигательной подготовленностью. Он, как правило, организован, его внимание устойчиво и продолжительно. Для него характерны двигательная уравновешенность, дисциплинированность. У него в этом возрасте возникает желание быть красивым, здоровым. Он начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье.
Социально-коммуникативное развитие
Важные изменения происходят и в структуре самосознания старшего дошкольника. Развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками. Появляется самокритичность, которая в ряде случаев может сыграть важную роль в развитии стремления к самосовершенствованию. Ребенок овладевает адекватной самооценкой полученного им результата в разных видах деятельности, особенно в трудовой, конструктивной. Однако в новых видах деятельности (игровая, художественная и др.) и в системе межличностных отношений для него характерна тенденция к завышению самооценки (у отдельных детей сохраняется тенденция к занижению).
Вместе с тем на основе опыта ранее освоенных и новых видов деятельности, эмоционального и оценочного отношения окружающих (родителей, педагогов, сверстников) развивается осознание ценности своего «Я», своих достоинств. Ребенок начинает осознавать себя во времени, складывается первоначальное представление о своем будущем («Когда я вырасту большой.»).
Овладев разными видами деятельности, воспитанник старшей группы открывает в себе одаренность к определенным видам, осознает себя как неповторимая индивидуальность. Именно в них он нередко проявляет креативность, своеобразное нестандартное видение мира: оригинальность образов в рисунках, поделках, в сервировке стола, выразительность движений, изобретательность в конструировании, в словотворчестве, драматизации, музыкальной деятельности. Но в то же время ребенок шестого года жизни уже понимает границы своих возможностей для такого же успешного результата, как у сверстника. Углубляются возникшие в средней группе мотивы поведения : мотив самоутверждения через качественное и оригинальное выполнение деятельности, мотив признания сверстниками на основе представления о том, кого называют «другом».
Наш воспитанник способен адекватно представить себе поло - ролевую структуру своей личности. Он не только хорошо знает о своей принадлежности к мужскому или женскому полу, но и понимает, что это уже необратимо, навсегда. У него формируется чувство тождественности с другими представителями пола. Углубляется личностное развитие, ибо он начинает разбираться в системах социальных отношений — родственных (дочка — внучка — сестра, со сверстниками. Он осознает, что окружающие люди — разные, отличаются возрастом, внешним видом, полом, характером, поведением, и начинает ориентироваться в этнических различиях.
Преобладающей формой общения ребенка с взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения с взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у него происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств.
Продолжается развитие национального самосознания, осознания себя жителем определенного города (поселка, жителем России. Он открывает некоторые национальные праздники, национальные ритуалы.
У него проявляется эмоциональный интерес к себе и окружающим людям, их внутреннему миру. Развивается осознание себя как субъекта деятельности, как ранее освоенных, так и новых ее видов. Ребенок осознает возможность различных результатов собственной деятельности, нацеливает сам себя на разные уровни достижений.
Ребенок приобретает ряд коммуникативных умений, значимых для взаимодействия в определенной микросреде: устанавливать межличностные контакты с окружающими людьми; располагать к себе, вызывать понимание окружающих людей, проявлять доброжелательное отношение к окружающим; он делает самостоятельные попытки выразить свою привязанность, любовь к близким, используя как средства детской субкультуры, так и усвоенные в общении с взрослыми; ребенок имеет представление о нормах поведения человека, овладел (частично) культурой поведения (в детском саду, на улице, в транспорте); владеет некоторыми умениями делового и «ролевого» общения (в игре).
В сюжетно-ролевых играх наш воспитанник шестого года жизни отображает труд взрослых, события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта (животноводы, полеводы, кондитеры, сотрудники театра и т. д.). В совместных играх формируется система коллективных взаимоотношений между детьми.
Это положительно отражается на всех сторонах его развития. Особое значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Воспитанник шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания. Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть такие виды деятельности, как труд. Ребенок способен систематически выполнять разные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд ручной) в разных формах (труд рядом, поручение, дежурство). Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других, позаботиться о них.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок старшей группы овладевает основами эстетического и художественного восприятия окружающего мира природы и социальной действительности. Он проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства, чувствует и понимает их характер, настроение, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, различает средства выразительности, жанры и виды.
У воспитанника данного возраста развиваются художественно-творческие способности: поэтический и музыкальный слух; чувство цвета, ритма, формы и композиции; навыки импровизации в инсценировках, музыкальной деятельности, творческого рассказывания.
Продолжают развиваться продуктивные виды деятельности как формы самодеятельности, в которых ребенок воплощает свои замыслы, доводит их до конца. У него проявляется устойчивый интерес к разным видам художественной деятельности, стремление активно участвовать в пении, танцах, рисовании, лепке, оформительской работе, выразительном чтении и рассказывании, драматизации. музыки и выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет) В изобразительном искусстве различает их жанровые особенности, форму,
Познавательное развитие
Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Наш воспитанник уверенно определяет направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях; замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений.
Им усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра», о последовательности времен года. Восприятие приобретает более целенаправленный характер: он может рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые выделяет воспитатель.
Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Ребенок может оценивать не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств.
У ребенка интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных представлений, соответствующих науке-системные и систематизированные знания, которые он усваивает с помощью разного вида моделирования (предметного, схематизированного, графического). Он начинает не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать зависимости и закономерности между ними (например, связи функционирования и функциональные между компонентами деятельности, взаимоотношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т. д.). Содержание познания оказывает влияние на развитие интереса к речи-доказательству, к рассуждениям о наблюдаемых фактах, к овладению
умением строить элементарные умозаключения. Вот почему метод беседы становится в этом возрасте ведущим.
Ему открываются многообразные Миры (природы родного края, труда людей разных профессий, создающих богатство данного региона, предметов быта, созданных народными умельцами, музыка и фольклор и т. д., что создает базу для патриотического воспитания.
Речевое развитие
У воспитанника продолжают совершенствоваться все виды (повествование, описание, доказательство, объяснение) и стороны речи: чище становится произношение (большинство из детей правильно произносят все звуки родного языка, более развернутыми становятся фразы; ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно, расширяя словарный запас, в который включаются метафоры, речевые обороты, свойственные родному языку. Высказывания его приобретают связный характер, оформленный в соответствии с видом речи. Ребенок с удовольствием сочиняет на основе модели последовательности рассказа короткие сюжетные и описательные тексты. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. чувствует характер, настроение произведений литературы.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определё нными федеральным государственным образовательным стандартом:
Принцип гуманистической направленности
Педагогический процесс, построенный в соответствии с этим принципом, имеет следующие особенности:
— признание каждого ребенка неповторимой индивидуальностью;
— учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки;
— сочетание личностно-ориентированного, требовательного и корректного поведения педагога, целенаправленно организующего жизнь и деятельность ребенка и коллектива детей;
— целенаправленное содействие развитию в совместной деятельности между детьми коллективных взаимоотношений;
— содействие овладению ребенком на уровне самостоятельности разнообразными видами
деятельности как средством самовоспитания, самообразования и саморазвития;
— всемерная поддержка экспериментально-поисковой деятельности воспитанника;
— создание благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольника, а также для становления индивидуального стиля его деятельности и саморазвития им его таланта;
— проявление особого внимания к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;
— приобщение к основам духовной культуры и интеллигентности, радостной потребности и необходимости учиться в школе самостоятельно (книга, компьютер и другие средства познания).
Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании
Реализация принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.
— обеспечение тесной взаимосвязи образования с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, многонациональным искусством России и мировой культуры, а также открытие ребенку имен высокообразованных представителей человечества и особенно россиян, которые обогатили мировую культуру;
Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников
Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности;
взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т. е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.
Принцип гармонии трех начал
Проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального.
Принцип развития психики в деятельности и общении
Предусматривает понимание воспитателем, что деятельность — системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, а в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т. е. самодеятельности.