Cветлана Цицарова
Рабочая программа учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.4. Психофизические особенности детей с ЗПР.
1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей, подготовительной
к школегруппах.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план (График организации образовательного процесса)
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.2. Формы и методы организации коррекционной работы
2.3. Годовое планирование.
2.4. Программа взаимодействия с семьями воспитанников.
2.5. Комплексно-тематическое планирование занятий по ФЦКМ, развитию речи,
ФЭМП, развитию фонематическоговосприятия в старшей группе для детей с ЗПР
на 2015-2016 учебный год.
2.6. Комплексно-тематическое планирование занятийпо ФЦКМ, развитию речи,
формированию элементарных математических представлений, подготовке к
обучению грамоте в подготовительной к школе группедля детей с
ЗПР на 2016-2017 учебный год
2.7. План индивидуально- развивающей работы с детьми старшей группы на
2015-2016 учебный год.
2.8. План индивидуально- развивающей работы с детьми подготовительной группы
на 2016-2017 учебный год.
2.9. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов
3. Организационный раздел
3.1. График организации образовательного процесса
3.2. Режим дня. Расписание занятий.
3.3. График рабочего времени. Циклограмма деятельности учителя-дефектолога.
3.4. Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
4. Список литературы.
5. Приложение
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и
подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития
детских дошкольных учреждений.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной
программы МКДОО «Детский сад № 56» компенсирующего вида, потребностей и
возможностей воспитанников ДОО.
Программа составлена в соответствии с
Конвенцией о правахребенка
Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
"Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;
Теоретической и методологической основой программы являются : положение
Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А. А. Катаева,
Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, Л. Б. Баряева, С. Г. Шевченко).
Региональный компонент ФГОС реализуется при изучении следующих лексических
тем: «Моя Родина», «Наш город», «Наш дом», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел»,
«Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и
домашние животные», «Рыбы».
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей
программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия
и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
познавательного развития детей сЗПР старшей и подготовительной к школе групп
МКДОУ компенсирующего вида. Так же в программе используются кинезиологичес-
киеметодики направленные на активацию различных отделов коры больших полушарий,
что позволяет корректировать проблемы ребенка в различных областях психики.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность,
доступность и повторяемость материала.
Основываясь на итогах первичного диагностического обследования, на основе
общей программы развития, на каждого ребенка составляется индивидуальная
программа сопровождения, включающая в себя: цели и задачи, план индивидуальной
работы, диагностическую карту, мониторинг достижений. Индивидуальная программа
сопровождения является приложением рабочей программы дефектолога.
2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР
Основная цель рабочей программы –устранение/ сглаживание дефекта
психологической незрелости, формирование психологического базиса для
полноценного развития личности каждого ребенка.
Задачи:
1. Всестороннее развитие всех психических процессов, преодоление недостатков
познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов
дошкольников.
2. Формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний,
умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования по
формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию,
развитие речи.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы
дефектолога в соответствии с программным содержанием
Принципы
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип гуманизации.
3. Принцип системности и доступности.
4. Принцип комплексного подхода.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний.
6. Принцип психологической комфортности.
4. Формы и методы организации коррекционной работы
В процессе обучения используются различные формы организации НОД:
индивидуальные, подгрупповые. Продолжительность подгрупповых занятий: в старшей
группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Индивидуальные занятия с
ребенком проводятся 2-3 раза в неделю по 5-25 минут в зависимости от
психофизиологических возможностей ребенкасогласно расписанию по организации
НОД.
Методы работы :
Методы, повышающие познавательную активность
Элементарный анализ
Сравнение по контрасту и подобию, сходству
Группировка и классификация
Моделирование и конструирование
Ответы на вопросы детей
Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность
Воображаемая ситуация
Придумывание сказок
Игры-драматизации
Игры-презентации
Сюрпризные моменты и элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности
Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
Перспективное планирование
Перспектива, направленная на последующую деятельность
Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений
Повторение
Наблюдение
Экспериментирование
Создание проблемных ситуаций
Беседа
В своей работе дефектолог использует рекомендации по развитию восприятия Ивановой, дидактический и игровой материал Нищевой, активизирующие игры Карабековой и Андрющенко.
Во время проведения НОД учителем – дефектологом применяются все вышепере-численные методы. Особенностью работы в данной группе является использование специально выбранного персонажа, который проходит сквозь весь учебный
процесс в году, участвует в закреплении детьми материала, является помощником
и советчиком. Персонаж любим детьми и они с желанием идут заниматься.
5. График организации образовательного процесса
Сроки
Содержание работы
1-15 сентября
13-24января
15-30 мая
Первичная диагностика познавательного развития детей
Обследование познавательного развития детей (анализ достижения
детьми промежуточных результатов освоения Программы)
Мониторинг образовательного процесса (анализ результатов
освоения Программы)- Познание (ФЦКМ, ФЭМП);
Коммуникация (Развитие речи)
15 сентября – 15 мая
Непосредственно образовательная деятельность:
индивидуально-подгрупповые занятия
6. Содержание программы
(представлено в виде текстовых таблиц на основе методических рекомендаций С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», рассчитанной на 2 года обучения).
В старшей группе проводятся по два подгрупповых занятия в неделю по формированию элементарных математических представлений (72 часа в год, ФЦКМ (72 часа в год, формированию фонематического восприятия (36 часов в год). Продолжительность – 25 минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю согласно расписанию по организации НОД.
В подготовительной группе - подгрупповые занятия по формирование элементарных математических представлений 2 раза в неделю (72 часа в год, развитию речи и ФЦКМ по 1 разу в неделю (36 часов в год, подготовка к обучению грамоте 2 раза в неделю (72 часа в год). Продолжительность – 30 минут.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся2 раза в неделю согласно расписанию по организации НОД.