Светлана Громовик
Рабочая программа кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказки «Приключение Капельки» и повышению интереса к художественной литературе познавательного характера.
Пояснительная записка.
«Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»
А. А. Блок
«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно».
А. С. Пушкин
Введение.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Педагоги дошкольных учреждений, учителя средних школ, работники библиотеки в последнее время наблюдают снижение активности чтения книг вообще и художественной литературы в частности.
На это существует ряд причин.
Во-первых, глобальная информатизация окружающего мира : посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Да и в книжных магазинах можно увидеть авторские сказки для детей, содержание которых предложено в кратком, а то и в измененном варианте. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком виде просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев.
Во-вторых, наличие большого количества рекламы в СМИ, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Родители редко вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно они являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет речевое развитие в отдельную образовательную область, которая включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. А значит детская литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Мир детской литературы, детской книги помогает душе трудиться, развиваться человеку интересной личностью.
Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом :
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2013г.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт №30384 от 14.11.13г.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2017года;
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказки «Путешествие капельки» Гирш И. Н.
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Тогда сказка будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1.
Основными принципами построения программы являются :
• Принцип дифференциации – планирование деятельности по работе с содержанием книги для старшего дошкольного возраста
• Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
• Принцип занимательности и наглядности
• Принцип недопустимости менторской позиции и порицания
Основными задачами программы являются :
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Срок реализации данной рабочей программы – 6 месяцев. Содержание рассчитано на детей от 6-ти до 7-ми лет.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Данная работа организуется в подготовительной группе с октября по март каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях.
Список литературы:
1. Антипина Л. А. «Кружковая рабочая программа»
2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
7. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. М. : Сфера, 2009.
8. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : Линка-пресс, 2002.
тематический план
в октябре - 2 занятия начиная с 3ей недели. Темы:1) "Капелька и корабль"Рассматривание иллюстраций картин Айвазовского. ТРИЗ игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз». 2) "Начало путешествия" Дополнения основной картины деталями из текста.
в ноябре - 4 занятия. Темы: 1).«Знакомство с Росинкой».Сравнения понятий «капля» и «роса» в ходе экспериментов. Выставка книг. 2). «День рождения Белочки».Изготовления сюжетной картины из пластилина. 3) «Лесной пожар». Разработка презентации по теме. 4) «Колыбельная песенка». Выставка иллюстрированных детских книг с колыбельными песнями. Показ действия главы с помощью теневого театра.
в декабре - 4 занятия. Темы: 1) «Рассвет». Нетрадиционная техника рисования – ладошками.
2)«Знакомство с людьми». Игра «Пазлы» 3) «Путешествие в город».Последовательное восстановление отрывка с помощью сюжетных картинок4) «Удачное плавание или семь футов под килем». Силуэтная аппликация.
в январе - 2 занятия начиная с 3ей недели. 1)«Шторм на море». Нетрадиционная техника рисования – кляксографии. 2)«Встреча со старым другом». Игра «Найди отличия»
в феврале - 4 занятия. 2ое - делится на 3 части. 1)«Новые знакомства»
Художественное творчество рисование к прочитанной главе 2) «Подготовка зверей к зиме».
Работа по тесту. Изготовление объемной аппликации.
в марте - 1 занятие. тема: 1)«Встреча с грустной Капелькой».Просматривание видеоролика «Путешествие Капельки»