Папки-передвижки

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1

Анна Каштанова
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1
▼ Скачать +Заказ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №100 «Капитошка»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа

«Сам себе мастер

Составитель:

Каштанова Анна Сергеевна –

воспитатель

г. Новосибирск 2017

№ Содержание Страницы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка 1

1.1. Цели и задачи программы 1

Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию „Сам себе мастер!“ Часть 1» размещена в разделах

1.2. Принципы и подходы к формированию части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений 2

1.3. Временная продолжительность и срок реализации программы "Город мастеров" 2

1.3.1. Режим образовательной деятельности: 2

1.4. Кадровый потенциал

1.5. Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 3

1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 3

1.7. Критерии оценки работы по программе 3

1.8. Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы 4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Модель реализации программы «Сам себе мастер 4

2.1.1. Организация методического и педагогического сопровождения. 4

2.1.2. Организация деятельности дошкольников 5

2.1.3. Перспективный план работы с дошкольниками «Город мастеров» 16

2.1.4. Взаимодействие с семьями воспитанников 27

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация режима 28

3.2. Организация развивающей предметно- пространственной среды 29

3.3. Программно-методическое обеспечение реализации программы 33

3.4. Технические средства (звуковые, визуальные, экранные, аудио - визуальные (теле-, видеоаппаратура и др.) и оборудование. 33

I. Пояснительная записка

Программа «Сам себе мастер направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности и изучении истории своего народа.

Программа является дополнением к ООП ДОУ по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с приоритетным направлением "Изобразительная деятельность". Программа «Сам себе мастер позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности через участие в итоговом ежемесячном мероприятии, которое проводится с целью закрепления ЗУН, полученных на ННОД в течение месяца. Программа реализует нестандартный подход к развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка. В конце месяца проводится занятие, в помещении, стилизованном под русскую избу, где для дошкольников организованы мини-мастерские (3-4) по народным ремеслам, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования: выбор костюма, изобразительной техники, материалов, средств и т. д. Костюмированное мероприятие проходит под музыкальное сопровождение с использованием народных песен, стихов, потешек.

1.1. Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному творчеству родного края, через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

• Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в работе с детьми.

• Знакомство дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства, с техническими приёмами и способами нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов.

• Формирование навыков экспериментирования с изобразительными материалами, создания новых композиций, образов.

• Воспитание любови к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.

• Создание культурно - образовательной среды в ДОУ, имеющую весь необходимый набор атрибутов для закрепления знаний по историко-культурным, национальным особенностям родного края: выставочный зал «Русская изба».

• Создание игр и пособий для воспитания патриотических чувств к своей Родине, через знакомство с традициями, творчеством и промыслами русского народа.

• Взаимодействие с социумом.

1.2. Принципы и подходы к формированию части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Принципы художественно – творческого развития детей средствами народного искусства:

Принцип учета регионально – краеведческих особенностей народного искусства.

Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы.

Принцип интеграции разного содержания воспитательно – образовательной работы с детьми на материале народного искусства: изобразительно – пластического, музыкально – поэтического, обрядово – календарного.

Принцип сочетания в процессе воспитательно – развивающей работы с детьми репродуктивных и творческих типов заданий (повтор, вариации, импровизация).

1.3. Временная продолжительность и срок реализации программы «Сам себе мастер

Программа «Сам себе мастер предназначена для дошкольников старшей группы.

Срок реализации – 1 год.

1.3. 1 Режим образовательной деятельности:

Деятельность по программе «Город мастеров» с дошкольниками проводится 1 раз в месяц, во второй половине дня в форме развлечения.

При организации итоговых мероприятий педагоги ДОУ могут использовать выставочный зал «Русская изба», музыкальный зал, в теплый период времени года мини-мастерские функционируют на игровых площадках.

Ежегодно может проводиться корректировка перспективных планов по взаимодействию с педагогами, социумом и родителями в рамках данной программы.

1.4. Кадровый потенциал

Реализация программы требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрация ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, помощники воспитателя, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, воспитанники, родители воспитанников.

Воспитатели организуют мини-мастерские в соответствии с календарно-тематическим планированием. Продумывают оформление помещения в народном стиле, в соответствии с изучаемым народным промыслом, готовят необходимые материалы и костюмы «народных умельцев» для взрослых и детей. Музыкальный руководитель, который отвечает за музыкальное сопровождение.

1.5. Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

• Повысится уровень профессиональной деятельности педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

• Повысится качество образования дошкольников в области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

• Увеличится количество детей, включенных в новую продуктивно - познавательную деятельность, в результате которой выпускники ДОУ научатся получать знания об историко-культурных, национальных традициях родного края.

• Расширится развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, для проведения мероприятий по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием Сибири в обучающем центре «Русская изба».

1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

• Сформировано представление об историко-культурных, национальных особенностях родного края, о многообразии видов декоративно-прикладного творчества, об основных центрах народного промысла Сибирского региона.

• Имеют навык работы в различных нетрадиционных техниках изобразительной деятельности (бисероплетение, граттаж, эбру, «холодный фарфор», витраж и др.).

• Имеют навык работы с различным нестандартным оборудованием и инструментами (плоские кисти, гончарный круг).

• Сформированы умения экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать новые композиции, образы.

• Сформировано уважительное отношение к национальному наследию русского народа, к работам народных мастеров.

1.7. Критерии оценки работы по программе :

• Наличие методических материалов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;

• Наличие современной материально-технической базы;

• Степень участия детей, родителей и педагогов в творческих и профессиональных конкурсах;

• Анкетирование родителей «Степень удовлетворённости родителями образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ».

1.8. Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы

В качестве инструментария определения эффективности освоения детьми содержания программы является методическое пособие: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

II Содержательный раздел

2.1. Модель реализации программы «Сам себе мастер

Организация методического и педагогического сопровождения.

Организация деятельности дошкольников.

Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с социальными партнерами.

2.1.1. Организация методического и педагогического сопровождения.

Для повышения уровня знаний педагогов по художественно – эстетическому развитию дошкольников запланированы семинары – практикумы, консультации и мастер-классы, цель которых познакомить педагогов с художественными промыслами Сибири, их историей, особенностями введения детей в мир народного творчества, а также нетрадиционными техниками изотворчества. Работа рассчитана на 1 учебный год, предусмотрено 6 занятий.

План мероприятий для повышения уровня компетентности педагогов по художественно – эстетическому развитию дошкольников

Месяц Мероприятие Ответственный

Сентябрь Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Ремесленники Сибири» Старший воспитатель

Октябрь Мастер-класс «Символы и их значение в народной культуре Сибиряков». Знакомство с техникой рисования «Эбру» Воспитатель

Ноябрь Мастер – класс «Посуда сибирских умельцев» Знакомство с изготовлением посуды в технике «холодный фарфор». Воспитатель

Январь Семинар-практикум «Знакомство с русским народным костюмом, отличительные признакирегиона» Воспитатель

Февраль Семинар-практикум «Народная кукла. Обереги.» Воспитатель

Март Мастер-класс «Бисероплетение» Старший воспитатель

2.1.2. Организация деятельности дошкольников.

В основу образовательной деятельности по данной программе ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Набор тем, используемые нетрадиционные технологии изобразительной деятельности и необходимые материалы представлены в календарно-тематическом планировании.

Перспективный план работы с дошкольниками «Сам себе мастер старшая группа

Месяц Неделя Используемые технологии изодеятельности Тема

Задачи Материал

«Осень»

Сентябрь 1 Фоамиран

«Цветы» Учебная: продолжать формировать представления о работе с фоамираном; выполнить основу через трафарет; передать образ весеннего цветка; Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с тушью и зубочисткам, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда Фоамиран, трафарет, клей.

2 Рисование плоской кистью «Листопад»

Учебная: учить детей рисовать широкой плоской кистью, набирая два цвета одновременно; выполнять силуэт листка; передать образ листьев; продолжать знакомить с промыслом – жостовские подносы.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Бумага, гуашь, широкая кисть, палитра.

«Символы в узорах и орнаментах жителей Сибири»

Октябрь 1 Роспись на камнях

«Символы и их значение в народной культуре Сибиряков

«Весёлый лучик»

Учебная: познакомить воспитанников с основными символами и их значением в культуре сибиряков. Обучать детей рисовать на камнях - солнце, как символ уходящего лета.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: прививать любовь к народной культуре, воспитывать у детей аккуратность и собранности, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, культуру труда. Камни (деревянная щепа, акриловые краски, кисточки.

2 Рисование плоской кистью «Букет ромашек» Учебная: учить детей рисовать широкой плоской кистью, набирая два цвета одновременно; выполнять круговой силуэт; передать образ цветов.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Бумага, гуашь, широкая кисть.

3 Кляксография «Узоры»

Учебная: формировать представления о новом виде декоративного искусства - кляксография. Передать образ первого снега, на ветке с ягодами.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать мелкую моторику рук, дыхательную систему.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Акварель, гуашь, альбомные листы, тушь, соломинки, клей ПВА, соль.

4 Знакомство с техникой

Эбру

«Узоры»

Учебная: формировать представление о новом виде искусства – эбру; умение передавать узор на водную основу; правилам безопасности с обращением с красками и острыми предметами.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Жидкий клейстер, лоток, бумага, масляные краски, растворитель для масляных красок, шило, кисточки.

«Ярмарка ремесел»

Ноябрь 1 Работа с глиной «Работа ремесленников» Блюдце Учебная: продолжать формировать представление о глиняных изделиях, их применение в быту; выполнить небольшое блюдце, в виде птички.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Глина, стек, палочка, образцы и картинки посуды

2 Народная текстильная кукла «Радуга»

Учебная: формировать представление о народной кукле; её разных видах и предназначений; сделать самую простую и яркую куклу.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с лоскутами ткани, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Лоскуты ткани, нитки, ленты.

3 Холодный фарфор Колокольчик Учебная: продолжать формировать представление о фарфоровых изделиях, их применение в быту; выполнить небольшую чашечку, с ручкой; работа с пластичным материалом.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Фарфоровая масса, стеки, картинки и образцы фарфоровой посуды.

4 Граттаж

Трафаретные рисунки

Учебная: формировать представления о новом виде декоративного искусства – граттаж; научить создавать основу самостоятельно; выполнять рисунок при помощи трафарета; правилам безопасности с обращением с острыми предметами. Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с тушью и зубочисткам, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда. Картон, цветные восковые карандаши, тальк, вата, тушь чёрная, кисть, зубочистки, трафарет.

«Зимушка-зима!»

Декабрь 1 Мозаика из соли

«Снеговик» Учебная: формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства-мозаика; показать детям, что можно сделать из простой соли (крашенной); передавать образ зимнего символа (снеговика, при помощи геометрических фигур.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с привычным материалом, но не в привычном его применении, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Клей ПВА, тёмный картон, разноцветная соль.

2 Изонить

«Новогодняя ёлка» Обучающая: формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства-изонить. Выполнить силуэт фигуры конус в образ новогодней ёлке; привнести в работу праздничную нотку.

Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой и нитями, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Картон, скотч, нитки, клей ПВА, пуговицы, блёстки.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитиюКонспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитию тема: «Знакомство с Городецкой росписью» Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников.

Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию «Открытка для мамы» Цель: Учить детей составлять из отдельных частей целую композицию. Задачи: Создать творческую атмосферу, празднично-приподнятое настроение;.

Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию «Зимний пейзаж» Цель занятия: Формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации. Задачи: 1. Расширить представление детей.

Мастер-класс для воспитателей по художественно-эстетическому развитию изодеятельности «Мы рисуем» картину» Мастер-класс для воспитателей по художественно-эстетическому развитию (изодеятельность) «Мы рисуем» картину» Задачи работы с педагогами:.

Программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки» во второй младшей группе .

Рабочая программа для средней группы (9 часть) 2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников Цель: Приобщение родителей и воспитателей и создание единых установок на формирование у дошкольников.

Рабочая программа по образовательной области по художественно-эстетическому развитию «Музыка» 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы 1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей.

Рабочая программа в подготовительной группе ДОО. 1 часть ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного.

Рабочая программа в подготовительной группе ДОО. 2 часть Количество и счет. - совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20..

Рабочая программа в подготовительной группе ДОО. 3 часть Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. - формирование привычки сохранять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1
Опубликовано: 13 августа 2019 в 18:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Анна Каштанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД