Анна Каштанова
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1
▼ Скачать +Заказ
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №100 «Капитошка»
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа
«Сам себе мастер!»
Составитель:
Каштанова Анна Сергеевна –
воспитатель
г. Новосибирск 2017
№ Содержание Страницы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка 1
1.1. Цели и задачи программы 1
Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию „Сам себе мастер!“ Часть 1» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
1.2. Принципы и подходы к формированию части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений 2
1.3. Временная продолжительность и срок реализации программы "Город мастеров" 2
1.3.1. Режим образовательной деятельности: 2
1.4. Кадровый потенциал
1.5. Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 3
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 3
1.7. Критерии оценки работы по программе 3
1.8. Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы 4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Модель реализации программы «Сам себе мастер!» 4
2.1.1. Организация методического и педагогического сопровождения. 4
2.1.2. Организация деятельности дошкольников 5
2.1.3. Перспективный план работы с дошкольниками «Город мастеров» 16
2.1.4. Взаимодействие с семьями воспитанников 27
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация режима 28
3.2. Организация развивающей предметно- пространственной среды 29
3.3. Программно-методическое обеспечение реализации программы 33
3.4. Технические средства (звуковые, визуальные, экранные, аудио - визуальные (теле-, видеоаппаратура и др.) и оборудование. 33
I. Пояснительная записка
Программа «Сам себе мастер!» направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности и изучении истории своего народа.
Программа является дополнением к ООП ДОУ по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с приоритетным направлением "Изобразительная деятельность". Программа «Сам себе мастер!» позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности через участие в итоговом ежемесячном мероприятии, которое проводится с целью закрепления ЗУН, полученных на ННОД в течение месяца. Программа реализует нестандартный подход к развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка. В конце месяца проводится занятие, в помещении, стилизованном под русскую избу, где для дошкольников организованы мини-мастерские (3-4) по народным ремеслам, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования: выбор костюма, изобразительной техники, материалов, средств и т. д. Костюмированное мероприятие проходит под музыкальное сопровождение с использованием народных песен, стихов, потешек.
1.1. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному творчеству родного края, через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
• Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в работе с детьми.
• Знакомство дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства, с техническими приёмами и способами нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов.
• Формирование навыков экспериментирования с изобразительными материалами, создания новых композиций, образов.
• Воспитание любови к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
• Создание культурно - образовательной среды в ДОУ, имеющую весь необходимый набор атрибутов для закрепления знаний по историко-культурным, национальным особенностям родного края: выставочный зал «Русская изба».
• Создание игр и пособий для воспитания патриотических чувств к своей Родине, через знакомство с традициями, творчеством и промыслами русского народа.
• Взаимодействие с социумом.
1.2. Принципы и подходы к формированию части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Принципы художественно – творческого развития детей средствами народного искусства:
Принцип учета регионально – краеведческих особенностей народного искусства.
Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы.
Принцип интеграции разного содержания воспитательно – образовательной работы с детьми на материале народного искусства: изобразительно – пластического, музыкально – поэтического, обрядово – календарного.
Принцип сочетания в процессе воспитательно – развивающей работы с детьми репродуктивных и творческих типов заданий (повтор, вариации, импровизация).
1.3. Временная продолжительность и срок реализации программы «Сам себе мастер!»
Программа «Сам себе мастер!» предназначена для дошкольников старшей группы.
Срок реализации – 1 год.
1.3. 1 Режим образовательной деятельности:
Деятельность по программе «Город мастеров» с дошкольниками проводится 1 раз в месяц, во второй половине дня в форме развлечения.
При организации итоговых мероприятий педагоги ДОУ могут использовать выставочный зал «Русская изба», музыкальный зал, в теплый период времени года мини-мастерские функционируют на игровых площадках.
Ежегодно может проводиться корректировка перспективных планов по взаимодействию с педагогами, социумом и родителями в рамках данной программы.
1.4. Кадровый потенциал
Реализация программы требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрация ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, помощники воспитателя, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, воспитанники, родители воспитанников.
Воспитатели организуют мини-мастерские в соответствии с календарно-тематическим планированием. Продумывают оформление помещения в народном стиле, в соответствии с изучаемым народным промыслом, готовят необходимые материалы и костюмы «народных умельцев» для взрослых и детей. Музыкальный руководитель, который отвечает за музыкальное сопровождение.
1.5. Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
• Повысится уровень профессиональной деятельности педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
• Повысится качество образования дошкольников в области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
• Увеличится количество детей, включенных в новую продуктивно - познавательную деятельность, в результате которой выпускники ДОУ научатся получать знания об историко-культурных, национальных традициях родного края.
• Расширится развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, для проведения мероприятий по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием Сибири в обучающем центре «Русская изба».
1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
• Сформировано представление об историко-культурных, национальных особенностях родного края, о многообразии видов декоративно-прикладного творчества, об основных центрах народного промысла Сибирского региона.
• Имеют навык работы в различных нетрадиционных техниках изобразительной деятельности (бисероплетение, граттаж, эбру, «холодный фарфор», витраж и др.).
• Имеют навык работы с различным нестандартным оборудованием и инструментами (плоские кисти, гончарный круг).
• Сформированы умения экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать новые композиции, образы.
• Сформировано уважительное отношение к национальному наследию русского народа, к работам народных мастеров.
1.7. Критерии оценки работы по программе :
• Наличие методических материалов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
• Наличие современной материально-технической базы;
• Степень участия детей, родителей и педагогов в творческих и профессиональных конкурсах;
• Анкетирование родителей «Степень удовлетворённости родителями образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ».
1.8. Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы
В качестве инструментария определения эффективности освоения детьми содержания программы является методическое пособие: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
II Содержательный раздел
2.1. Модель реализации программы «Сам себе мастер!»
Организация методического и педагогического сопровождения.
Организация деятельности дошкольников.
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами.
2.1.1. Организация методического и педагогического сопровождения.
Для повышения уровня знаний педагогов по художественно – эстетическому развитию дошкольников запланированы семинары – практикумы, консультации и мастер-классы, цель которых познакомить педагогов с художественными промыслами Сибири, их историей, особенностями введения детей в мир народного творчества, а также нетрадиционными техниками изотворчества. Работа рассчитана на 1 учебный год, предусмотрено 6 занятий.
План мероприятий для повышения уровня компетентности педагогов по художественно – эстетическому развитию дошкольников
Месяц Мероприятие Ответственный
Сентябрь Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Ремесленники Сибири» Старший воспитатель
Октябрь Мастер-класс «Символы и их значение в народной культуре Сибиряков». Знакомство с техникой рисования «Эбру» Воспитатель
Ноябрь Мастер – класс «Посуда сибирских умельцев» Знакомство с изготовлением посуды в технике «холодный фарфор». Воспитатель
Январь Семинар-практикум «Знакомство с русским народным костюмом, отличительные признакирегиона» Воспитатель
Февраль Семинар-практикум «Народная кукла. Обереги.» Воспитатель
Март Мастер-класс «Бисероплетение» Старший воспитатель
2.1.2. Организация деятельности дошкольников.
В основу образовательной деятельности по данной программе ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Набор тем, используемые нетрадиционные технологии изобразительной деятельности и необходимые материалы представлены в календарно-тематическом планировании.
Перспективный план работы с дошкольниками «Сам себе мастер!» старшая группа
Месяц Неделя Используемые технологии изодеятельности Тема
Задачи Материал
«Осень»
Сентябрь 1 Фоамиран
«Цветы» Учебная: продолжать формировать представления о работе с фоамираном; выполнить основу через трафарет; передать образ весеннего цветка; Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с тушью и зубочисткам, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда Фоамиран, трафарет, клей.
2 Рисование плоской кистью «Листопад»
Учебная: учить детей рисовать широкой плоской кистью, набирая два цвета одновременно; выполнять силуэт листка; передать образ листьев; продолжать знакомить с промыслом – жостовские подносы.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Бумага, гуашь, широкая кисть, палитра.
«Символы в узорах и орнаментах жителей Сибири»
Октябрь 1 Роспись на камнях
«Символы и их значение в народной культуре Сибиряков
«Весёлый лучик»
Учебная: познакомить воспитанников с основными символами и их значением в культуре сибиряков. Обучать детей рисовать на камнях - солнце, как символ уходящего лета.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: прививать любовь к народной культуре, воспитывать у детей аккуратность и собранности, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, культуру труда. Камни (деревянная щепа, акриловые краски, кисточки.
2 Рисование плоской кистью «Букет ромашек» Учебная: учить детей рисовать широкой плоской кистью, набирая два цвета одновременно; выполнять круговой силуэт; передать образ цветов.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Бумага, гуашь, широкая кисть.
3 Кляксография «Узоры»
Учебная: формировать представления о новом виде декоративного искусства - кляксография. Передать образ первого снега, на ветке с ягодами.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать мелкую моторику рук, дыхательную систему.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Акварель, гуашь, альбомные листы, тушь, соломинки, клей ПВА, соль.
4 Знакомство с техникой
Эбру
«Узоры»
Учебная: формировать представление о новом виде искусства – эбру; умение передавать узор на водную основу; правилам безопасности с обращением с красками и острыми предметами.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Жидкий клейстер, лоток, бумага, масляные краски, растворитель для масляных красок, шило, кисточки.
«Ярмарка ремесел»
Ноябрь 1 Работа с глиной «Работа ремесленников» Блюдце Учебная: продолжать формировать представление о глиняных изделиях, их применение в быту; выполнить небольшое блюдце, в виде птички.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Глина, стек, палочка, образцы и картинки посуды
2 Народная текстильная кукла «Радуга»
Учебная: формировать представление о народной кукле; её разных видах и предназначений; сделать самую простую и яркую куклу.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с лоскутами ткани, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Лоскуты ткани, нитки, ленты.
3 Холодный фарфор Колокольчик Учебная: продолжать формировать представление о фарфоровых изделиях, их применение в быту; выполнить небольшую чашечку, с ручкой; работа с пластичным материалом.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с краской на разных поверхностях, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Фарфоровая масса, стеки, картинки и образцы фарфоровой посуды.
4 Граттаж
Трафаретные рисунки
Учебная: формировать представления о новом виде декоративного искусства – граттаж; научить создавать основу самостоятельно; выполнять рисунок при помощи трафарета; правилам безопасности с обращением с острыми предметами. Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с тушью и зубочисткам, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда. Картон, цветные восковые карандаши, тальк, вата, тушь чёрная, кисть, зубочистки, трафарет.
«Зимушка-зима!»
Декабрь 1 Мозаика из соли
«Снеговик» Учебная: формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства-мозаика; показать детям, что можно сделать из простой соли (крашенной); передавать образ зимнего символа (снеговика, при помощи геометрических фигур.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с привычным материалом, но не в привычном его применении, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Клей ПВА, тёмный картон, разноцветная соль.
2 Изонить
«Новогодняя ёлка» Обучающая: формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства-изонить. Выполнить силуэт фигуры конус в образ новогодней ёлке; привнести в работу праздничную нотку.
Развивающая : развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой и нитями, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, культуру труда. Картон, скотч, нитки, клей ПВА, пуговицы, блёстки.