Елена Белевич
Рабочая программа в подготовительной группе ДОО. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области и программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Рабочая программа в подготовительной группе ДОО, 1 часть» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Общие сведения о группе.
В подготовительной группе на начало учебного года 22 ребенка, из них: 12 мальчиков и 10 девочек. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы. В группе трое детей из неполных семей, 2 – из многодетных.
Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно -творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям -он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает
развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Образовательная
область
Образовательная
деятельность
детей Подготовительная группа
Количество в неделю Количество в месяц Количество в год
Познавательное развитие 1 4 36
Обучение грамоте 2 8 72
Математика 2 8 72
Развитие речи. 1 4 36
Рисование 1 4 36
Аппликация 0.5 2 18
Лепка 0.5 2 18
Музыка 2 8 72
Физическая культура.
Физкультурное (2 в помещении + 1на прогулке) 3 12 108
Итого 13 52 468
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Дежурство ежедневно
Прогулка ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно
Содержание психолого-педагогической работы
по освоению образовательных областей
для детей 6 – 7 лет
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение состоятельно объединятся для совместной игры и труда.
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
- воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.
2 Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Образ Я.
- развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
- углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Семья.
– расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
- закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Детский сад.
– привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музей, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и тд.)
Родная страна.
– расширять представление о родном крае.
- углублять и уточнять представления о Родине – России.
- закреплять знание о флаге, гербе гимне России.
- расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
- расширять знания о государственных праздниках.
- углублять знания о Российской армии.
3 Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Культурно – гигиенические навыки.
- воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.
- закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами.
- закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви.
Самообслуживание.
- закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
- закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.
Общественно- полезный труд.
- приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
- продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке.
- продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада.
- приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Труд в природе.
- закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
- прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию : осенью- к уборке овощей с огорода, сбору семян; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам; весной – к посеву семян, высадке рассады; летом – прополке и окучивание почвы, поливе грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых.
- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
- развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
4 Формирование основ безопасности. Безопасное поведение в природе.
- формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- знакомить с явлениями неживой природы.
- знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- продолжать знакомить с дорожными знаками.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
- продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
- расширять знания об источниках опасности в быту.
- уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
- учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно- исследовательской деятельности Первичные представления об объектах окружающего мира.
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству т. д.).
- развивать познавательно- исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.
Сенсорное развитие.
- развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, сенсомоторных способностей.
- совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.
- закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.
- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Проектная деятельность.
- развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).
Дидактические игры.
- продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки др.).
- учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Приобщение к социокультурным ценностям - расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
- обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
- продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
- углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза.
- расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство, представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
- формировать элементарные представления об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусств (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира).
- рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.