Лукина Надежда
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области»
по художественно-эстетическому развитию
«Умелые ручки»
для детей 2 младшей группы «Непоседы»
на 2018-19 учебный год
Руководитель кружка :
Лукина Н. А. воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Ртищево, 2018 -19 уч. год
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по художественно-эстетическому развитию „Умелые ручки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук
посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к
письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций
способствует концентрации внимания, так как заставляет их сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные
эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию
личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых
качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело
до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Актуальность кружка заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, также развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка.
Цель программы :
Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе
деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
2. Формировать речевую деятельность.
3. Развивать творческие способности ребенка.
4. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг
другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным
успехам.
5. Развивать у детей технические навыки с материалами (крупы,
бумага, тесто, ватные диски, краски, пластилин).
Программа кружка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год
Режим занятий: 1 раза в неделю;
продолжительность – 15минут.
Структура занятия:
Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев
рук – пальчиковые игры и упражнения.
Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.
Формы обучения:
Специально организованные занятия;
Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.
Практическая ценность программы
• Представлена работа с разнообразными материалами.
• Адаптирована технология с различными материалами для детей
дошкольного возраста.
• Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.
Используемый материал:
• акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;
• клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и
размера, шаблоны для вырезания;
• бросовый и природный материал;
• различные макаронные изделия, крупы.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2 Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять коллективные композиции.
3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев
рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение
речевой активности.
Учебный план кружка
по художественно-эстетическому развитию
«Умелые ручки» во 2 младшей группе «Карапузики»
на 2018-19 учебный год
№ п/п Тема Количество часов
1. Вводное занятие 1
2. Рисование
Пальчиками 1
Пластилином 1
Кистью 4
Ватными палочками 2
На тесте 1
Солью 1
Зубной щеткой 1
Цветными карандашами 2
Тычком 1
3. Аппликация
Обрывная 2
Из цветной бумаги 7
Из ватных дисков 2
Из крупы 1
Из фантиков 1
Из макарон 1
4. Лепка
Из пластилина 3
Рельефная 1
Из соленого теста 2
Пластилинография 2
Итого 37
Перспективный тематический план
Сентябрь
Тема занятия
Образовательные задачи Материал
1. Вводное занятие
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2 «Осень наступила…»
Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись».
Закреплять умение работать с гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения
рисования капелек.
Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.
Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования
3 «Холодный дождь» (рисование пластилином)
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать
маленькие кусочки пластилина, и наносить равномерно на всю
поверхность бумаги.
Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин,салфетки.
4 «Осеннее дерево» (аппликация).
Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева.
Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.
Октябрь
Тема занятия
Образовательные задачи Материал
1.«Фрукты на тарелочке» (рисование)
Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали.
Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.
Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.
Воспитывать положительные эмоции от работы.
Кисти, гуашь разного цвета,баночки с водой, бумага для рисования
2 «Фрукты на тарелочке» (аппликация).
Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять
представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.
Клей, кисточки для клея, цветная бумага.
3 «Фрукты на тарелочке» (лепка).
Закреплять умение лепить предметы округлой формы,
раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук.
Лист картона, пластилин.
4 «Веселые мухоморы»
(рисование ватными палочками).
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, салфетки.
5. «Красивые воздушные шары» (рисование цветными и восковыми карандашами) Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно, держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов.
Восковые карандаши, цветные карандаши, ватман для коллективной работы, салфетки, ленточки цветные.
Ноябрь
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Тили-тили, тесто …» (лепка-экспериментирование, рисование на тесте).
Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.
Пласт соленого теста.
2. «Цветик-семицветик» (аппликация коллективная).
Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.
Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага.
3. «Листочки танцуют» (рисование).
Освоение техники рисования кисточкой (промывание,
набирание краски, примакивание, Рисование осенних листьев – отпечатки
на голубом фоне (небе,
развитие чувства цвета и ритма.
Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования.
4. «Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция).
Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем,
развитие чувства цвета и ритма.
Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования.
Декабрь
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина).
Создание образа ё лочки в сотворчестве с воспитателем:
раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических
особенностей пластилина.
Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета.
2 «Снежок порхает,кружится»(рисование кисточкой).
Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета,
закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма. Кисть для рисования,гуашь белого цвета, бумаг для рисования.
3 «Праздничная ёлочка»(аппликация, бумажная пластика».
Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними
игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление
техники приклеивания.
Кисти, краски,цветная бумага разного цвета, клей.
4 «Снеговик» (аппликация из ватных дисков).
Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
Кисти, ватные диски, клей,цветная бумага,картон. Ватные диски, клей, кисточки
для клея, гуашь.
Январь
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста).
Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики.
Соленое тесто, формочки,гуашь, кисти.
2 «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования).
Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание и интереса к изодеятельности.
3 «Северное сияние» (рисование солью).
Познакомить с новой техникой, рисования, развитие чувства цвета и ритма.
Цветная соль, баночки для создания композиции.
4 «Ёлочка» (рисование зубной щеткой).
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками;
развить познавательный интерес. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей.
Бумага для рисования,гуашь зеленого цвета, зубная щетка.
Февраль
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Бублики-баранки» (лепка).
Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой, развитие глазомера и мелкой моторики.
Соленое тесто, мак, манка, зубочистки.
2 «Свитер для папы» (аппликация из крупы).
Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание
крупы.
Шаблон свитера,вырезанного из цветного картона,макаронные изделия разной формы,клей, кисти для клея.
3 «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков).
Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».
Картон белого цвета, фантики от конфет, клей, кисти для клея.
4 «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование).
Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.
Кисти для рисования,карандаши,фломастеры,бумага для рисования.
Март
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная
композиция).
Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки
работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение,
художественный вкус, творческую инициативу.
Цветной картон,цветная бумага, клей, кисти для клея,макаронные изделия разной
формы, гуашь,кисти для рисования, баночки с водой.
2 «Флажки»(аппликация,выкладывание готовых форм).
Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками, развитие
чувства формы и цвета.
Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета,вырезанные воспитателем,клей, кисти для клея.
3 «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).
Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями
ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.
Пластилин, стека.
4 «Постираем полотенца» (рисование).
Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке). Бумага для рисования,цветные карандаши.
Апрель
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации).
Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность,усидчивость и аккуратность. Цветная бумага, картон,пластилин, кисти для клея, клей.
2 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»(обрывная аппликация).
Создание выразительных образов луговых цветов –желтых и белых одуванчиков –
в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация
движения обеих рук.
Лист бумаги с изображением одуванчика цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.
3 «Пора в космос» (объемная аппликация).
Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу,
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Картон синего цвета, цветная бумага, клей,кисти для клея.
4 «Почки и листочки» (рисование и аппликация).
Освоение изобразительно-. выразительных средств для передачи трансформации
образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.
Лист бумаги с изображением ветки дерева,цветная бумага,клей, кисти для клея.
Май
Тема занятия Образовательные задачи Материал
1 «Праздничный салют» (рисование тычком).
Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность,инициативность.
Кисть для рисования,бумага для рисования, гуашь разного цвета.
2. «Дерево» (пластилинография).
Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к
стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону.
Картон белого цвета,пластилин.
3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка-экспериментирование)
Моделирование образа ё жика: дополнение «туловища» –формы, вылепленной
воспитателем, иголками- спичками, зубочистками,развитие чувства формы, мелкой моторики. Создание образа цветов
Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки.
4. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция).
Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана. Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для
клея.
Календарно-тематическое планирование
по кружку «Умелые ручки»
во 2 младшей группе
Месяц Тема Дата
Сентябрь
1. Вводное занятие 05.09.18
2 «Осень наступила…» 12.09.18
3 «Холодный дождь» (рисование пластилином) 19.09.18
4 «Осеннее дерево» (аппликация). 26.09.18
Октябрь
1.«Фрукты на тарелочке» (рисование) 3.10.18
2 «Фрукты на тарелочке»(аппликация). 10.10.18
3 «Фрукты на тарелочке» (лепка). 17.10.18
4 «Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками). 24.10.18
5. «Красивые воздушные шары» (рисование цветными и восковыми карандашами) 31.10.18
Ноябрь
1 «Тили-тили, тесто …»
(лепка- экспериментирование, рисование на тесте). 7.11.18
2. «Цветик-семицветик» (аппликация коллективная). 14.11.18
3. «Листочки танцуют» (рисование). 21.11.18
4. «Дождик, дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция). 28.11.18
Декабрь
1 «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина). 5.12.18
2 «Снежок порхает, кружится» (рисование кисточкой). 12.12.18
3 «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика») 19.12.18
4 «Снеговик» (аппликация из ватных дисков). 26.12.18
Январь
1 «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). 9.01.19
2 «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования). 16.01.19
3 «Северное сияние» (рисование солью). 23.01.19
4 «Ёлочка» (рисование зубной щеткой). 30.01.19
Февраль
1 «Бублики-баранки» (лепка). 6.02.19
2 «Свитер для папы» (аппликация из крупы). 13.02.19
3 «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков). 20.02.19
4 «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование). 27.02.19
Март
1 «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция). 6.03.19
2 «Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм). 13.03.19
3 «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). 20.03.19
4 «Постираем полотенца» (рисование). 27.03.19
Апрель
1 «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации). 3.04.19
2 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация). 10.04.19
3 «Пора в космос» (объемная аппликация). 17.04.19
4 «Почки и листочки» (рисование и аппликация). 24.04.19
Май
1 «Праздничный салют» (рисование тычком). 08.05.19
2. «Дерево» (пластилинография). 15. 05.19
3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка- экспериментирование) 22. 05.19
4. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная
композиция). 29. 05.19
МОНИТОРИНГ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
во 2 младшей группе «Непоседы»
ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п Ф. И. ребенка
Правила безопасности во время работы
Создание сюжетов и образов
Освоение техники рисования
Освоение техники аппликации
Освоение техники лепки
Показатель улучшения мелкой моторики
Баллы
Уровень
н к н к н к н к н к н к н к н к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12