Светлана Федорова
Рабочая программа по степ-аэробике для детей 5–7 лет «Топотушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «ГОРНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений,
направленная на развитие детей старшего дошкольного возраста
в образовательной области «физическое развитие».
степ-аэробика «Топатушки»
для детей от 5 до 7 лет
Составила:
Инструктор по физической культуре
Федорова Светлана Валерьевна
р. п. Горный
2020г.
Публикация «Рабочая программа по степ-аэробике для детей 5–7 лет „Топотушки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Упражнения, комплексы степ - аэробики направлены на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:
Продумывая содержание занятий аэробикой необходимо учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдать при этом основные физиологические принципы:
— рациональный подбор упражнений;
— равномерное распределение нагрузки на организм;
— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части.
Прогнозируемые результаты выполнения программы
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит
достичь следующих результатов:
- сформированность навыков правильной осанки;
- сформированность правильного речевого дыхания;
- развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
- сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Ожидаемый результат: (при выпуске в школу)
1. У детей сформирована правильная осанка;
2. Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
3. Наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
4. Сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
5. Сформирован интерес к собственным достижениям;
6. Сформирована мотивация здорового образа жизни.
Формой проведения итогов реализации программы являются:
• Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
• Выступление перед родителями на собраниях.
• Участие в конкурсах и фестивалях
Содержание программы
Календарно – тематический план работы с детьми старшей группы
по Е. В. Сулим «Детский фитнес» физическое развитие детей 5 – 7 лет
Месяц / неделя Задачи
Сентябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №1
учить раскручивать обруч на полу;
закреплять умение согласованно двигать руками и ногами;
содействовать развитию памяти, внимания, выносливости;
воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость.
Стр. 41
Комплекс №2
учить раскручивать обруч на правой и левой руке;
закреплять умение согласованному движению рук и ног;
содействовать развитию памяти, внимания, выносливости;
воспитывать волевые качества: выдержку, настойчивость.
Стр. 44
Октябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №3
учить раскручивать обруч на талии;
развивать умение выполнять движения ритмично и выразительно;
развивать мышечную силу и выносливость;
воспитывать волю и терпение при выполнении упражнений.
Стр. 48
Комплекс №4
продолжать учить раскручивать обруч;
развивать умение выполнять движения ритмично и выразительно;
развивать мышечную силу и выносливость;
воспитывать волю и терпение при выполнении упражнений.
Стр. 51
Ноябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №5
учить подбрасывать и ловить мяч, стоя на степ – платформе;
упражнять в отбивании мяча от пола;
развивать мышечную силу и выносливость;
воспитывать эмоциональную раскрепощенность.
Стр. 55
Комплекс №6
Учить перебрасывать мяч друг другу, сидя на степ – платформе;
Упражнять в подбрасывании и ловле мяча, стоя на степ – платформе;
развивать мышечную силу и выносливость;
воспитывать эмоциональную раскрепощенность.
Стр. 59
Итоговое мероприятие Выступление на день матери
Декабрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №7
укреплять развитие мышц верхнего плечевого пояса;
развивать координацию, ловкость движений, глазомер;
тренировать и укреплять функции дыхательной и сердечно – сосудистой систем организма;
оказывать благотворное влияние на психосаматическую сферу ребенка.
Стр. 64
Комплекс №8
совершенствовать психофизические качества: гибкость, выносливость, внимание, слуховое и зрительное восприятие;
способствовать общему укреплению организма ребенка:
воспитывать волевые качества: целенаправленность, настойчивость, выдержку.
Стр. 70
Январь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №9
учить перебрасывать малый мяч из правой руки в левую;
упражнять в перепрыгивании через препятствия;
развивать илу основных мышечных групп, способствовать укреплению и растяжению мышц и связок;
воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость.
Тр. 75
Комплекс №10
учить подбрасывать и ловить малый мяч с хлопком;
закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться при выполнении прыжков;
развивать силу основных мышечных групп;
воспитывать волевые качества: уверенность в своих силах, настойчивость.
Стр. 78
Февраль 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №11
упражнять в освоении составных элементов основных движений, уделяя внимание согласованной работе всех частей тела;
обеспечить высокую двигательную активность, способствующую тренировке всех функций организма;
формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.
Стр. 81
Комплекс №12
упражнять в освоении составных элементов основных движений, уделяя внимание согласованной работе всех частей тела;
обеспечить высокую двигательную активность, способствующую тренировке всех функций организма;
формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.
Стр. 85
Итоговое мероприятие Танец для пап
Март 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №13
учить отбивать мяч при ходьбе по залу;
упражнять в энергичном отталкивании во время прыжков;
закреплять умение ползать на животе;
развивать умение двигаться ритмично и выразительно;
формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Стр. 89
Комплекс №14
учить ползать на животе, подтягиваясь на руках;
упражнять в отбивании мяча при ходьбе;
развивать умение выполнять движения ритмично и выразительно;
формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Стр. 94
Апрель 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №15
учить перебрасывать мяч друг другу стоя на степ – платформе;
закреплять умение владеть обручем;
развивать физические качества: силу и гибкость;
вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.
Стр98
Комплекс №16
учить перебрасывать мяч друг другу стоя на степ – платформе;
закреплять умение владеть обручем;
развивать психофизические качества: силу и гибкость;
вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.
Стр. 102
Май 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя
Повторение комплексов.
Закреплять разученное.
Продолжать развивать выносливость, уверенность в своих силах;
Развивать умение действовать в общем темпе.
Итоговое мероприятие Концерт для воспитанников детского сада
Календарно – тематический план работы с детьми подготовительной к школе группы
по Е. В. Сулим «Детский фитнес» физическое развитие детей 5 – 7 лет
Месяц / неделя Задачи
Сентябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №1
учить вису на гимнастической стенке;
упражнять в координации работы рук при ловле и бросании мяча;
содействовать повышению физической работоспособности;
формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Стр. 107
Комплекс №2
учить вису на гимнастической стенке с одновременным выполнением движений;
упражнять в координации работы рук при ловле и бросании мяча;
содействовать повышению физической работоспособности;
формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Стр. 112
Октябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №3
учить удерживать прямые ноги в висе на гимнастической стенке;
упражнять в отбивании мяча с одновременным выполнением прыжков;
развивать физические качества: координацию, ловкость и равновесие;
развивать способность испытывать эстетическое удовольствие от изящно выполненных движений.
Стр. 117
Комплекс №4
упражнять в выполнении различных висов на гимнастической стенке;
закреплять умения ловить и бросать мяч;
тренировать координацию, ловкость и равновесие;
развивать способность испытывать эстетическое удовольствие от изящно выполненных движений.
Стр. 121
Ноябрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №5
учить четкой координации и согласованности движений рук и ног при ловле малого мяча;
развивать внимание, быстроту реакции;
способствовать совершенствованию опорно-двигательного аппарата;
воспитывать организованность и дисциплинированность.
Стр. 126
Комплекс №6
учить четкой координации и согласованности движений рук и ног при ловле малого мяча;
развивать внимание, быстроту реакции;
совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
воспитывать организованность и дисциплинированность.
Стр. 130
Итоговое мероприятие Танец для мам
Декабрь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №7
развивать точность и скорость координационных движений;
развивать внимание, умение его переключать, быстроту реакций;
развивать ориентировку в пространстве при выполнении строевых упражнений;
совершенствовать навыки владения мячом;
развивать мышечную силу, подвижность суставов и связок;
формировать умение поддерживать правильное положение позвоночника сидя и стоя;
совершенствовать развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;
способствовать формированию положительных эмоций и активности в двигательной деятельности;
воспитывать волю, терпение и настойчивость при выполнении физических упражнений.
Стр. 135
Комплекс №8
развивать точность и скорость координационных движений;
способствовать развитию внимания, умению переключать внимание, быстроте реакций;
продолжать развивать ориентировку в пространстве при выполнении строевых упражнений;
совершенствовать навыки владения мячом;
способствовать оптимизации развития мышечной силы, подвижности суставов и связок;
развивать способность поддерживать правильное положение позвоночника в положении сидя и стоя;
развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат;
формировать положительные эмоции и активность в двигательной деятельности;
воспитывать волю, терпение и настойчивость при выполнении физических упражнений.
Стр. 141
Январь 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №9
учить четкой группировке после разбега перед кувырком;
учить согласованной работе в паре при выполнении упражнений с целлулоидным мячом;
развивать силу основных мышечных групп;
воспитывать взаимопомощь и умение заниматься в коллективе.
Стр. 145
Комплекс №10
учить четкой группировке после разбега перед кувырком;
упражнять в согласованной работе в паре при выполнении упражнений с целлулоидным мячом;
закреплять умение энергично отталкиваться при прыжках через препятствие;
развивать силу основных мышечных групп;
воспитывать взаимопомощь и умение заниматься в коллективе.
Стр. 149
Февраль 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №11
учить ловле и подбрасыванию целлулоидного мяча с использованием скамейки;
формировать навыки выразительности и подвижности;
оптимизировать развитие опорно-двигательного аппарата;
способствовать формированию положительных эмоций; активности в двигательной деятельности.
Стр. 153
Комплекс №12
учить перебрасывать целлулоидный мяч друг другу разными способами;
формировать навыки выразительности и подвижности;
оптимизировать развитие опорно-двигательного аппарата;
совершенствовать умение работать в паре;
формировать положительные эмоции, активность в двигательной деятельности.
Стр. 158
Итоговое мероприятие Танец для пап
Март 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №13
учить удерживать целлулоидный мяч на ракетке в разных исходных положениях;
упражнять в висах на турнике в разных исходных положениях;
совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах;
формировать потребность в двигательной деятельности.
Стр. 163
Комплекс №14
учить ловить целлулоидный мяч на ракетку;
упражнять в висах на турнике в разных исходных положениях;
совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах;
формировать потребность в двигательной деятельности.
Стр. 167
Апрель 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя Комплекс №15
учить ловить отскочивший целлулоидный мяч от стены и от пола на ракетку;
упражнять в равновесии с использованием разного оборудования и способов выполнения упражнений;
закреплять умение группировки при кувырках и энергичном отталкивании при прыжках;
развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок;
воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении физических упражнений и подвижных играх.
Стр. 172
Комплекс №16
учить ловить отскочивший целлулоидный мяч от стены и от пола на ракетку;
упражнять в равновесии с использованием разного оборудования и способов выполнения упражнений;
закреплять умение группироваться при кувырках и энергичном отталкивании при прыжках;
развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок;
воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении физических упражнений и подвижных игр.
Стр. 176
Май 1 – 2 неделя
3 – 4 неделя 1. Повторение комплексов.
2. Закреплять разученное.
3. Продолжать развивать выносливость, гибкость, координацию, равновесие.
Итоговое мероприятие Выступление на родительском собрании
План работы с родителями
Вид деятельности Срок реализации
Проведение анкетирования среди родителей старшей и подготовительной к школе группы «Физическое воспитание в семье»
Сентябрь
Консультация «Ознакомление родителей с целями и задачами степ - аэробики, с предстоящей работой с целью увлечь этой идеей» Ноябрь
Оформление выставки «Мой любимый вид спорта» Январь
Показ презентации по степ - аэробике на родительском собрании Май
Оценочные материалы для определения уровня выполнения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и мае).
В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
Диагностические тесты подбираются с учётом:
- развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;
- способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Вводный и итоговый мониторинг результатов выполнения программы
Диагностические методики
I. Равновесие
1. Упражнение «Фламинго» Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)
2. Упражнение «Ровная дорожка»
Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед.
Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.
Пол/возраст 4-5 6 7
Мальчики 8,7 - 12 12,1 - 25 25,1 - 30,2
Девочки 7,3 – 10,6 10,7 – 23,7 23,8 - 30
3. Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
II. Гибкость и силовая выносливость
1. Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.
Уровни 4- 5 лет 6 -7лет
Мальчики высокий 7 см 6см
средний 2 – 4 см 3 – 5 см
низкий Менее 2 см Менее 3 см
Девочки высокий 8 см 8 см
средний 4 – 7 см 4 – 7 см
низкий Менее 4 см Менее 4 см
2. Лежа на спине поднимание туловища за 30 сек.
Уровни 4-5 лет 6-7 лет
Мальчики высокий 10-12 12-14
средний 8-10 10-12
низкий 6-8 8-10
Девочки высокий 8-10 9-12
средний 5-8 6-9
низкий Менее 5 раз Менее 6 раз
III. Чувство ритма
Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма).
Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.
Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.
Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.
IV. Знание базовых шагов
Высокий – свободно воспроизводит базовые шаги.
Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога.
Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов.
V. Быстрота
Пол/возраст 4-5 6 7
10 м/с ходьбы (сек) Мальчики 2,5 – 2,1 2,4 – 1,9 2,2 – 1,8
Девочки 2,7 – 2,2 2,5 – 2,0 2,4 - 1,8
30 м/с со старта Мальчики 9,2 – 7,9 8,4 – 7,6 8,0 – 7,4
Девочки 9,8 – 7,3 8,9 – 7,7 8,7 – 7,3
VI. Координационные способности
Пол/возраст 4-5 6 7
Челночный бег Мальчики 12,7 11,5 10,5
Девочки 13 12,1 11
Тест по определению прироста показателей психофизических качеств
Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств, предлагаю пользоваться формулой, предложенной В. И. Усачевым:
100(V2 – V1)
W = (V1+V2)
где W - прирост показателей темпов в %
V1 - исходный уровень
V2 – конечный уровень
Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:
W=100(46-42) = 9%
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста (%) Оценка За счет чего достигнут прирост
До 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста
8 – 10 Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности
10 – 15 Хорошо За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют:
1. Оценить различные стороны психомоторного развития детей.
2. Видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления.
3. Широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.
Список литературы и методического сопровождения программы
1. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. Е. В. Сулим. М. :ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
2. Степ-аэробика для дошкольников. Кузина И. // Дошкольное образование, 2008г.
3. «Степ-аэробика не просто мода». Кузина И. // Обруч 2005г.
4. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.
5. «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11
6. Степ-аэробика для часто болеющих детей. Щербакова С. Н. /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 3. 2014г.
7. Занятия по физической культуре в детском саду: «Игровой стретчинг» Е. В. Сулим. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 112 с. – (Растим детей здоровыми).