Наталья Марченкова
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
Разработала:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Принципы программы
1.4 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание работы по реализации программы
2.1.1 Содержание основных разделов программы
Темочки:
2.1.2 Формы работы с детьми
2.1.3 Взаимодействие с родителями
• Формы работы с родителями
2.2 Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе
3. Организационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной среды
3.2 Материально-техническое обеспечение
4. Список используемой литературы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка может стать небезопасной для него. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, уверенности в своих действиях. В работе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Цель: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе, о здоровом образе жизни.
Задачи:
• формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;
• формирование знаний о правилах поведения с незнакомыми людьми;
• формирование представлений о безопасном поведении в природе;
• формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
• формирование представлений о здоровом образе жизни.
Участники реализации программы:
воспитанники младшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Принципы реализации программы:
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течении дня.
Принцип доступности. Этот принцип предполагает учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип интеграции. Естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.
Планируемые результаты:
1. Имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
2. Знает и соблюдает правила взаимодействия с растениями и животными.
3. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
4. Знает, как следует себя вести с незнакомыми людьми.
2. Содержательный раздел
Содержание работы по реализации программы
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Ребёнок и другие люди»
2. «Ребёнок и природа»
3. «Ребёнок дома»
4, «Здоровье ребёнка»
5. «Ребёнок на улице»
Содержание основных разделов программы
Раздел «Ребёнок и другие люди»
Необходимо объяснить детям, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность. Особо рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребёнка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребёнку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.)
Задача педагога научить детей говорить «НЕТ» другим детям, если их хотят вовлечь в опасную игру: разжечь костёр, поиграть на проезжей части, попробовать лекарство и т. д.
Раздел «Ребёнок и природа»
Задача воспитателя научить детей бережному отношению к природе, обязательно пояснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, животными.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Знакомя детей с растениями, следует рассказать им, что помимо лекарственных растений, существуют ядовитые растения. Следует обязательно показать ребёнку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.
Рассказать детям о том, что среди крошечных и безобидных насекомых, есть осы, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребёнка от нежелательных последствий.
Раздел «Ребёнок дома»
Этот раздел раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
К первой группе относятся предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы, а также открытое окно и балкон).
Ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений. Педагог должен объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну.
Обязательно следует рассказать детям о правилах пожарной безопасности. Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями. Следует знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии.
Ко второй группе относятся предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
К третьей группе относятся предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, пищевые кислоты, колющие и режущие предметы).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов и родителей.
Раздел «Здоровье ребёнка»
Содержание раздела направлено на формирование у детей представлений о ценности здоровья. Необходимо формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом.
В этом же разделе дают представления о правильном питании. Овощи, фрукты дают нам необходимые витамины.
Педагогу следует рассказать о профессии врача, объяснить, почему необходимо обращаться к нему за помощью. На примере доктора Айболита научить детей не бояться прививок, уколов, не бояться зубных врачей, т. к. невылеченный зуб причиняет не только боль, но и может привести к серьёзным последствиям.
Раздел «Ребёнок на улице»
Этот раздел поможет детям познакомиться с различными видами транспорта, с правилами дорожного движения. Детям дают элементарные знания о правилах поведения на улице.
Формы работы с детьми
Каждый из разделов включает следующие формы работы педагога с детьми:
- групповые занятия
- беседы
- целевые прогулки
- рассматривание иллюстраций
- чтение художественной литературы
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
- продуктивная деятельность
Взаимодействие с родителями
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственость между детским садом и семьёй в вопросах воспитания безопасного поведения детей.
Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребёнка. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность. Необходимо убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.
Формы работы с родителями
- индивидуальные и групповые консультации
- беседы
- родительские собрания
- оформление информационного стенда
- папки-передвижки
- создание памяток, буклетов
- оформление выставок детского творчества
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе
Сентябрь
Раздел программы Тема Содержание Работа с детьми Работа с родителями
Ребёнок дома «Опасные предметы» Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования ими. Рассматривание иллюстраций на тему «Опасные предметы».
НОД «Опасные предметы дома».
Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
Чтение: М. Манакова «Ножи и вилки – не игрушка». Консультация «Опасные предметы дома».
Памятка «Как хранить опасные предметы»
«Открытое окно, балкон – это опасно» Объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну. Беседа «Не выглядывай в открытое окно».
Чтение: М. Манакова «Из открытого окна я выглядывать не буду». Родительский уголок «Внимание! Открытые окна»
Октябрь
Ребёнок и природа «Бережное отношение к природе» Знакомить детей с правилами поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. НОД «Путешествие в осенний лес»
Беседа «Правила поведения на природе».
Дидактическая игра «Собери картинку». Консультация «Ребёнок и природа»
«Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными. Дать знания о правилах поведения при встрече с животными. Беседа «Правила поведения при общении с животными».
Дидактическая игра «Отгадай и назови».
Чтение: Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка».
Лепка «Моё любимое животное».
Памятка «Правила поведения при общении с животными»
Ноябрь
Ребёнок и другие люди «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребёнка правильно вести себя с незнакомыми людьми на улице. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».
Чтение: р. н. сказка «Волк и козлята», «Колобок». Памятка «Правила безопасности для детей при общении с незнакомыми людьми»
«Ребёнок и другие дети» Научить ребёнка говорить «НЕТ», если друзья вовлекают его в опасную игру. Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. Беседа «Как я должен вести себя на площадке».
Дидактическая игра «Хорошо и плохо».
Игровая ситуация «Друг зовёт меня играть».
Чтение: М. Манакова «Я на крышу не полезу». Консультация «Конфликты между детьми»
Декабрь
Ребёнок на улице «Виды транспорта» Формировать представление о транспорте. НОД «Какой бывает транспорт».
Дидактическая игра «Угадай вид транспорта».
Игра –имитация «Я шофёр».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Чтение: В. И. Мирясова «Легковой автомобиль». Беседа «Навыки безопасного поведения на улице»
«Знакомство с улицей» Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. НОД «Знакомство с улицей» (прогулка).
Рассматривание макета с изображением улицы.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
Чтение: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Папка-передвижка «Безопасность дорожного движения»
Январь
Здоровье ребёнка «Познай себя» Развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Беседа «Что я знаю о себе».
Дидактическая игра «Части тела».
Чтение: С. Прокофьева «Румяные щёчки».
Рисование «Обведи ладошку». Беседа «Формирование у ребёнка 3-4 лет представления о себе»
«Врачи – наши друзья» Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья. Беседа «Как доктор лечит людей».
Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу».
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Чтение: К. Чуковский «Айболит». Беседа «Как одевать ребёнка в холодное время года»
Февраль
Ребёнок дома «Пожар – это опасно» Дать детям понятие о пользе и вреде огня, знакомить с правилами пожарной безопасности. НОД «О пожарной безопасности».
Беседа «Спички детям не игрушки».
Дидактическая игра «Что горит, что не горит».
Чтение: С. Маршак «Кошкин дом». Консультация «О правилах пожарной безопасности»
Здоровье ребёнка «Небезопасные зимние забавы» Дать знания о правилах катания с горок, о правилах игры в снежки, о правилах катания по льду. Беседа «Любимые зимние игры».
Беседа «Правила безопасности на льду».
Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка».
Дидактическая игра «Времена года».
Чтение: М. Манакова «Лёд – не шутка, он опасен». Консультация «Безопасность на льду»
Март
Ребёнок на улице «Светофор и его сигналы» Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов. Беседа «Мой друг – светофор».
Дидактическая игра «Собери светофор».
Подвижная игра «найди свой цвет».
Чтение: С. Михалков «Если цвет зажёгся красный…»
Аппликация «Светофор». Консультация «Безопасность на дорогах»
«Грамотный пешеход» Закрепить представления об улице, проезжей части и тротуаре. НОД «Безопасность на дороге».
Дидактическая игра «Безопасность дорог».
Чтение: С. Маршак «Мяч».
Рисование «Пешеходный переход». Рекомендации родителям по соблюдению правил дорожного движения
Апрель
Здоровье ребёнка «О правильном питании и пользе витаминов» Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. НОД «Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке».
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты».
Рисование «В нашем саду растут витамины». Консультация «Полезные и вредные продукты для детей»
«Бережём своё здоровье» Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье. Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье».
Дидактическая игра «Что полезно для здоровья».
Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Семья».
Чтение: Г. Гори «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Консультация «Бережём своё здоровье»
Май
Ребёнок и природа «Опасные насекомые» Дать детям знания о правилах поведения при встрече с опасными насекомыми. Беседа «Опасные насекомые».
Рассматривание картинок с изображением насекомых.
Дидактическая игра «Узнай и назови насекомое».
Разучивание потешки «Божья коровка».
Чтение: К. Чуковский «Муха-цокотуха». Консультация «Правила поведения на природе»
«Опасные растения» Показать детям ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Беседа «Опасные растения».
Рассматривание картинок с изображением опасных растений.
Дидактическая игра «Будь осторожен в природе». Беседа «Безопасность ребёнка летом»
3. Организационный раздел
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Материально-техническое обеспечение
• материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);
• сюжетные картинки, изображающие различные опасные ситуации;
• наглядно-дидактические пособия;
• игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
• макет проезжей части;
• макет светофора, дорожных знаков;
• художественная литература;
• папки-передвижки;
• тематические консультации и памятки для родителей.
Список используемой литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2007
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : ТЦ «Сфера», 2009
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007