МААМ-картинки

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Наталья Марченкова
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Разработала:

воспитатель

Марченкова Н. Ю.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Принципы программы

1.4 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание работы по реализации программы

2.1.1 Содержание основных разделов программы

Темочки:

2.1.2 Формы работы с детьми

2.1.3 Взаимодействие с родителями

• Формы работы с родителями

2.2 Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе

3. Организационный раздел

3.1 Организация предметно-пространственной среды

3.2 Материально-техническое обеспечение

4. Список используемой литературы

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка может стать небезопасной для него. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, уверенности в своих действиях. В работе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Цель: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе, о здоровом образе жизни.

Задачи:

• формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;

• формирование знаний о правилах поведения с незнакомыми людьми;

• формирование представлений о безопасном поведении в природе;

• формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

• формирование представлений о здоровом образе жизни.

Участники реализации программы:

воспитанники младшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Принципы реализации программы:

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течении дня.

Принцип доступности. Этот принцип предполагает учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип интеграции. Естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

Планируемые результаты:

1. Имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

2. Знает и соблюдает правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

4. Знает, как следует себя вести с незнакомыми людьми.

2. Содержательный раздел

Содержание работы по реализации программы

Программа включает в себя следующие разделы:

1. «Ребёнок и другие люди»

2. «Ребёнок и природа»

3. «Ребёнок дома»

4, «Здоровье ребёнка»

5. «Ребёнок на улице»

Содержание основных разделов программы

Раздел «Ребёнок и другие люди»

Необходимо объяснить детям, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность. Особо рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребёнка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребёнку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.)

Задача педагога научить детей говорить «НЕТ» другим детям, если их хотят вовлечь в опасную игру: разжечь костёр, поиграть на проезжей части, попробовать лекарство и т. д.

Раздел «Ребёнок и природа»

Задача воспитателя научить детей бережному отношению к природе, обязательно пояснять, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, животными.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Знакомя детей с растениями, следует рассказать им, что помимо лекарственных растений, существуют ядовитые растения. Следует обязательно показать ребёнку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.

Рассказать детям о том, что среди крошечных и безобидных насекомых, есть осы, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребёнка от нежелательных последствий.

Раздел «Ребёнок дома»

Этот раздел раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

К первой группе относятся предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы, а также открытое окно и балкон).

Ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений. Педагог должен объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну.

Обязательно следует рассказать детям о правилах пожарной безопасности. Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями. Следует знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии.

Ко второй группе относятся предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).

К третьей группе относятся предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, пищевые кислоты, колющие и режущие предметы).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов и родителей.

Раздел «Здоровье ребёнка»

Содержание раздела направлено на формирование у детей представлений о ценности здоровья. Необходимо формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом.

В этом же разделе дают представления о правильном питании. Овощи, фрукты дают нам необходимые витамины.

Педагогу следует рассказать о профессии врача, объяснить, почему необходимо обращаться к нему за помощью. На примере доктора Айболита научить детей не бояться прививок, уколов, не бояться зубных врачей, т. к. невылеченный зуб причиняет не только боль, но и может привести к серьёзным последствиям.

Раздел «Ребёнок на улице»

Этот раздел поможет детям познакомиться с различными видами транспорта, с правилами дорожного движения. Детям дают элементарные знания о правилах поведения на улице.

Формы работы с детьми

Каждый из разделов включает следующие формы работы педагога с детьми:

- групповые занятия

- беседы

- целевые прогулки

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

- продуктивная деятельность

Взаимодействие с родителями

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственость между детским садом и семьёй в вопросах воспитания безопасного поведения детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребёнка. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность. Необходимо убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Формы работы с родителями

- индивидуальные и групповые консультации

- беседы

- родительские собрания

- оформление информационного стенда

- папки-передвижки

- создание памяток, буклетов

- оформление выставок детского творчества

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в младшей группе

Сентябрь

Раздел программы Тема Содержание Работа с детьми Работа с родителями

Ребёнок дома «Опасные предметы» Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования ими. Рассматривание иллюстраций на тему «Опасные предметы».

НОД «Опасные предметы дома».

Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»

Чтение: М. Манакова «Ножи и вилки – не игрушка». Консультация «Опасные предметы дома».

Памятка «Как хранить опасные предметы»

«Открытое окно, балкон – это опасно» Объяснить детям, что открытое окно и балкон – это опасно, и ребёнок не должен выходить на балкон без взрослых и подходить к открытому окну. Беседа «Не выглядывай в открытое окно».

Чтение: М. Манакова «Из открытого окна я выглядывать не буду». Родительский уголок «Внимание! Открытые окна»

Октябрь

Ребёнок и природа «Бережное отношение к природе» Знакомить детей с правилами поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. НОД «Путешествие в осенний лес»

Беседа «Правила поведения на природе».

Дидактическая игра «Собери картинку». Консультация «Ребёнок и природа»

«Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными. Дать знания о правилах поведения при встрече с животными. Беседа «Правила поведения при общении с животными».

Дидактическая игра «Отгадай и назови».

Чтение: Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка».

Лепка «Моё любимое животное».

Памятка «Правила поведения при общении с животными»

Ноябрь

Ребёнок и другие люди «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребёнка правильно вести себя с незнакомыми людьми на улице. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».

Чтение: р. н. сказка «Волк и козлята», «Колобок». Памятка «Правила безопасности для детей при общении с незнакомыми людьми»

«Ребёнок и другие дети» Научить ребёнка говорить «НЕТ», если друзья вовлекают его в опасную игру. Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. Беседа «Как я должен вести себя на площадке».

Дидактическая игра «Хорошо и плохо».

Игровая ситуация «Друг зовёт меня играть».

Чтение: М. Манакова «Я на крышу не полезу». Консультация «Конфликты между детьми»

Декабрь

Ребёнок на улице «Виды транспорта» Формировать представление о транспорте. НОД «Какой бывает транспорт».

Дидактическая игра «Угадай вид транспорта».

Игра –имитация «Я шофёр».

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».

Чтение: В. И. Мирясова «Легковой автомобиль». Беседа «Навыки безопасного поведения на улице»

«Знакомство с улицей» Уточнять и расширять представление детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. НОД «Знакомство с улицей» (прогулка).

Рассматривание макета с изображением улицы.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Чтение: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Папка-передвижка «Безопасность дорожного движения»

Январь

Здоровье ребёнка «Познай себя» Развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Беседа «Что я знаю о себе».

Дидактическая игра «Части тела».

Чтение: С. Прокофьева «Румяные щёчки».

Рисование «Обведи ладошку». Беседа «Формирование у ребёнка 3-4 лет представления о себе»

«Врачи – наши друзья» Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья. Беседа «Как доктор лечит людей».

Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Чтение: К. Чуковский «Айболит». Беседа «Как одевать ребёнка в холодное время года»

Февраль

Ребёнок дома «Пожар – это опасно» Дать детям понятие о пользе и вреде огня, знакомить с правилами пожарной безопасности. НОД «О пожарной безопасности».

Беседа «Спички детям не игрушки».

Дидактическая игра «Что горит, что не горит».

Чтение: С. Маршак «Кошкин дом». Консультация «О правилах пожарной безопасности»

Здоровье ребёнка «Небезопасные зимние забавы» Дать знания о правилах катания с горок, о правилах игры в снежки, о правилах катания по льду. Беседа «Любимые зимние игры».

Беседа «Правила безопасности на льду».

Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка».

Дидактическая игра «Времена года».

Чтение: М. Манакова «Лёд – не шутка, он опасен». Консультация «Безопасность на льду»

Март

Ребёнок на улице «Светофор и его сигналы» Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов. Беседа «Мой друг – светофор».

Дидактическая игра «Собери светофор».

Подвижная игра «найди свой цвет».

Чтение: С. Михалков «Если цвет зажёгся красный…»

Аппликация «Светофор». Консультация «Безопасность на дорогах»

«Грамотный пешеход» Закрепить представления об улице, проезжей части и тротуаре. НОД «Безопасность на дороге».

Дидактическая игра «Безопасность дорог».

Чтение: С. Маршак «Мяч».

Рисование «Пешеходный переход». Рекомендации родителям по соблюдению правил дорожного движения

Апрель

Здоровье ребёнка «О правильном питании и пользе витаминов» Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. НОД «Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке».

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты».

Рисование «В нашем саду растут витамины». Консультация «Полезные и вредные продукты для детей»

«Бережём своё здоровье» Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своём здоровье. Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье».

Дидактическая игра «Что полезно для здоровья».

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Семья».

Чтение: Г. Гори «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Консультация «Бережём своё здоровье»

Май

Ребёнок и природа «Опасные насекомые» Дать детям знания о правилах поведения при встрече с опасными насекомыми. Беседа «Опасные насекомые».

Рассматривание картинок с изображением насекомых.

Дидактическая игра «Узнай и назови насекомое».

Разучивание потешки «Божья коровка».

Чтение: К. Чуковский «Муха-цокотуха». Консультация «Правила поведения на природе»

«Опасные растения» Показать детям ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Беседа «Опасные растения».

Рассматривание картинок с изображением опасных растений.

Дидактическая игра «Будь осторожен в природе». Беседа «Безопасность ребёнка летом»

3. Организационный раздел

Организация предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Материально-техническое обеспечение

• материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);

• сюжетные картинки, изображающие различные опасные ситуации;

• наглядно-дидактические пособия;

• игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

• макет проезжей части;

• макет светофора, дорожных знаков;

• художественная литература;

• папки-передвижки;

• тематические консультации и памятки для родителей.

Список используемой литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2007

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : ТЦ «Сфера», 2009

5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 22:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Марченкова (УИ 363330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 января 2025 среда
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД