Ирина Миляева
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В качестве целей социально – коммуникативного развития выступают :
- приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
Публикация «Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств;
- поддержка инициативы, самостоятельности и ответственности детей в различных видах деятельности.
Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность» и связанные с ним задачи.
Тематический модуль «Социализация»
* Формирование культуры личности:
- формировать культуру общения и поведения, основу нравственности;
- развивать инициативу ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и соответствующие возрасту виды деятельности;
- формировать готовность к усвоению духовно – нравственных и социокультурных ценностей с учётом этнокультурной ситуации развития детей, индивидуальных способностей каждого ребёнка;
* Развитие способностей :
- развивать коммуникативные способности;
- развивать социальный интеллект;
- формировать и поддерживать положительную самооценку уверенность в собственных возможностях и способностях;
* Формирование детского коллектива:
- развивать инициативу ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
- поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг другу и их взаимодействие в разных видах деятельности;
- способность формированию опыта совместных культурных игровых практик и событийной организации игрового пространства группы.
Социально – коммуникативное развитие направленно :
- на поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- обеспечение адаптивной среды образования, способствующей освоению образовательной программы детям;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Развитие умения детей работать в группе сверстников, готовности и способности к современным играм со сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действии;
- усвоение норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Социализация»
Средняя группа Формирование культуры личности:
-имеет представление о себе и может рассказать о себе (имя, пол, возраст). Принимает разные социальные роли, подражая взрослым;
- знает членов семьи и называет их по именам, знает свои обязанности в семье и в детском саду (самостоятельно ест, одевается, убирает игрушки после игры)
- знает название села, в котором живет.
Развитие способностей :
- инициирует разговор в игре со взрослым и сверстниками, поддерживает стиль общения;
- самостоятельно подбирает игрушки и атрибуты для игры. В игре л предметы-заместители, стоит с ними игровые действия (процессуальная игра)
Формирование детского коллектива:
- имеет первичные гендерные представления (мальчики - сильные и смелые, девочки – нежные);
- ориентируется на правила игры. Устанавливает эмоционально и поддерживает отношения со сверстниками в процессе деятельности (со старшими и младшими, а также со взрослыми по ситуации;
- проявляет понимание к общим правилам общения и поведения
Старшая группа Формирование культуры личности:
- имеет представление о себе (имя, пол, возраст)
- проявляет внимание к своему здоровью, интерес к знаниям о функционировании своего организма (об органах чувств, отдельных внутренних органах – сердце, легких, желудке и т. д.) и возможных заболеваниях;
- рассказывает о себе и рисует себя в действии, делится впечатлениями. Выражает свои эмоции (радость, восторг, удивление, удовольствие, огорчение, обиду, грусть и др.) с помощью речи, мимики, жестов;
- знает членов семьи, называет их по именам, знает свои обязанности в семье и в детском саду. Владеет навыками самообслуживания (самостоятельно кушает, одевается, убирает игрушки после игры);
- самостоятельно подбирает игрушки и атрибуты для игры, используя предметы-заместители. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Имеет представления о том, что хорошо и можно и что нельзя и плохо, может оценивать хорошие и плохие поступки, их анализирует;
- знает название страны, района, села и улицы, на которой живет (подробный адрес места жительства и номер телефона)
Развитие способностей :
- самостоятельно объединяет несколько игровых действий в одну сюжетную линию. Принимает на себя роль. Управляет своими чувствами (проявлениями огорчения)
- придерживается игровых правил в дидактических играх. Доводит начатое дело до конца, самостоятельно отбирает разнообразные сюжеты игр, опираясь на опыт игровой деятельности и усвоенное содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм);
- имеет навыки художественно-игровой деятельности: в изобразительной деятельности с помощью цвета, формы, композиции передает эмоциональное отношение к передаваемому образу, проявляет интерес, доброжелательность в положительному персонажу (яркие краски, крупное изображение, страх, враждебное отношение - к отрицательному образу
- эмоционально отзывается на музыку (с удовольствием поет, движения под музыку, танцует, участвует в играх-драматизациях, фольклорных играх)
Формирование детского коллектива:
- взаимодействуя с товарищами по игре, стремится договориться о распределении ролей и контролирует соблюдение правил (может возмутиться несправедливости, пожаловаться воспитателю);
- доброжелательно относится к товарищам, откликается на эмоции близких людей и друзей. Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь, умеет делиться;
- умеет договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками;
- может сравнить свое поведение с поведением других детей (мальчиков и девочек) и взрослых. Имеет первичные гендерные представления (мальчики - сильные и смелые, девочки – нежные).
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения) и своей семье, только называя имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности. Знает, в какую школу пойдет и какой профессией овладеет в будущем;
- проявляет уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им;
- демонстрирует представления детей о родной стране, государственных праздниках, знания о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, замечательных людях, прославивших свой край. Стремится блеснуть знаниями о достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах. При рассказывании пользуется сложными речевыми конструкциями и научными терминами.
Развитие способностей :
- самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм, объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий;
- с удовольствием участвует в различных театрализованных представлениях: игры в концерт, показ сценок из спектаклей. Проявляет умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) и театрально-игровые способности.
Формирование детского коллектива:
- стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействует с товарищами по игре, стремится договориться о распределении ролей. Контролирует соблюдение правил (может возмутиться несправедливости, пожаловаться воспитателю);
- знает правила поведения и руководствуется ими. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремясь удержать и от «плохих» поступков, объясняет возможные негативные последствия;
- может рассказать о детях в других странах, правах детей в мире (Декларация прав ребенка, отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (ЮНЕСКО и др.)
Тематический модуль «Труд».
* Формирование культуры личности
- формировать готовность к усвоению принятых в обществе правил и норм поведения, связанных с разными видами и формами труда, в интересах человека, семьи, общества;
- культура поведения и деятельности в элементарных формах руда;
- представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, связанных с организации труда и отдыха людей.
* Развитие способностей :
- развивать интерес к трудовым действиям взрослого, поощрять инициативу и самостоятельность детей в организации труда под руководством взрослого;
- проявлять себя в качестве субъекта трудовой деятельности;
- предоставлять возможность самовыражения детей в индивидуальных, групповых и коллективных формах труда.
* Формирование детского коллектива: поддерживать спонтанную игру детей, обогащать её через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых и организацию тематических сюжетно – ролевых игр. Социально – коммуникативное развитие направленно :
- на развитие готовности и способности к самообслуживанию и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, элементарному бытовому труду;
- развитие социального интеллекта на основе разных форм организации трудового воспитания в ДОО;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование готовности к совместной трудовой деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда;
- формирование уважительного отношения к труду взрослых и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Труд».
Средняя группа Формирование культуры личности:
- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться (обуваться/ разуваться); складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить в порядок одежду, обувь (сушить, чистить)
- выполняет необходимые трудовые действия по собственной инициативе, активно включается в более сложные, выполняемые взрослым трудовые процессы, проявляет интерес к выбору трудовой деятельности в соответствии с гендерной ролью;
- с помощью взрослого замечает непорядок во внешнем виде и самостоятельно его устраняет;
- вычленяет труд взрослых как особую деятельность, имеет представление о некоторых видах труда; в меру своих сил стремится помогать взрослым, испытывает уважение к человеку, который трудится;
- имеет представление о ряде профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества. Ситуативно выбирает свою будущую профессию и свое место в жизни на основе своих впечатлений
Развитие способностей :
- в игре достаточно точно отражает установки и впечатление от труда людей, их трудовые навыки и умения;
- самостоятельно выполняет ряд доступных трудовых процессов по уходу за растениями и животными в уголке природы и не участке;
- испытывает удовольствие от процесса труда;
- устойчиво проявляет самостоятельность и настойчивость, стремление к получению результата, преодолению препятствий;
- самостоятельно ставит цель, планирует основные этапы труда, однако качество полученного результата оценивает ситуативно.
Формирование детского коллектива:
- проявляет взаимопомощь в освоенных видах труда;
- под контролем взрослого поддерживает порядок в группе и на участке. Самостоятельно выполняет трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, стремится улучшить результат.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- умеет самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, складывать одежду;
- самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным вещам. Проявляет умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
- самостоятельно ставит цель, планирует все этапы, контролирует итоговый результат в самом процессе выполнения трудовых действий;
- имеет представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства. Имеет широкие и систематизированные представления о культурных традициях труда и отдыха; осваивает различные виды ручного труда, выбирая их в соответствии с собственными предпочтениями. Планирует свою будущую жизнь (поступление в школу) и судьбу в соответствии с выбором будущей профессии.
Развитие способностей :
- вычленяет труд как особую человеческую деятельность;
- проявляет умение работать с бумагой, природным и бросовым материалом (делать игрушки, сувениры) для сюжетно-ролевых игр, родителей, сотрудников детского сада; понимает различие между детским и взрослым трудом. Понимает обусловленность сезонных видов работ в природе (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных;
- сознательно ухаживает за растениями и животными в уголке природы.
Формирование детского коллектива:
- способен к коллективной деятельности, выполнять обязанности дежурного по столовой, занятиям, уголку природы;
- соотносит виды труда с собственными гендерным и индивидуальными потребностями и возможностями;
- осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрицательные, проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат;
- испытывает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, гордится собой и другими.
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- вычленяет труд как особую человеческую деятельность;
- понимает различие между детским и взрослым трудом. Освоил все виды детского труда, понимая их различие и сходство в ситуациях семейного и общественного воспитания;
- называет и дифференцирует орудия труда, атрибуты профессий, их общественную значимость;
- имеет представление о различных видах труда взрослых связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную, государственную значимость, некоторое представление о труде как экономической категории);
- имеет широкие и систематизированные представления о культурных традициях труда и отдыха. Понимает обусловленность сезонных видов работ в природе (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных;
- относится к собственному труду, к его результату и труду других людей, как ценности, любит трудиться самостоятельно, участвовать в труде взрослых;
- планирует свою будущую жизнь (поступление в школу) и судьбу в соответствии с выбором будущей профессии.
Развитие способностей :
-самостоятельно ставит цель, планирует этапы труда, контролирует промежуточные и конечные результаты;
- умеет самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания по мере необходимости сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;
- самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к своим и чужим вещам;
- сознательно ухаживает за растениями и животными в уголке природы, осознавая зависимость цели и содержания трудовых действий от потребностей живого объекта;
- - осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрицательные, проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат. Проявляет сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных с трудом.
Формирование детского коллектива:
- способен к коллективной трудовой деятельности, самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурного по столовой, занятиям, уголку природы. Умеет планировать свою и коллективную работу, отбирает более эффективные способы действий;
-испытывает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, гордится собой и другими;
- ценит в сверстниках и взрослых такое качество, как трудолюбие и добросовестное отношение к труду.
Тематическая модуль «Безопасность»
* Формирование культуры личности:
- формировать культуру поведения и деятельности;
- готовность к усвоению принятых в обществе правил и норм безопасного поведения в интересах человека, семьи, общества.
* Развитие способностей :
- развивать перцептивные и прогностические способности;
- способность ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности, проявления себя как субъекта образования.
* Формирование детского коллектива:
- на обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности, способствующей освоению образовательной программы детям;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и оказания взаимопомощи в организации безопасного поведения;
- устранение норм и ценностей, принятых в обществе, включая правила безопасного поведения;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Безопасность»
Средняя группа Формирование культуры личности:
- имеет достаточно полные, систематизированные представления об опасных и неопасных ситуациях;
- ориентируется на взрослого при выполнении правил поведения в природе. Знает об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (различает проезжую и пешеходную части дороги; знает об опасности пешего перемещения по проезжей части ; о том, что светофор имеет три световых сигнала и регулирует движение транспорта и пешеходов; о необходимости быть на улице рядом со взрослым, а при переходе улицы на зеленый сигнал светофора держать его за руку, пользоваться пешеходным переходом «зебра», обозначенным белыми полосками, подземным переходом и др.)
Развитие способностей :
- способен выделять источник опасной ситуации. Определяет и называет способ поведения в данной ситуации во избежание опасности. Проявляет осторожность и предусмотрительность в незнакомой (потенциально опасной) ситуации;
- проявляет умение беречь свое здоровье (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде, обращать внимание на свое самочувствие и пр.);
- демонстрирует свои знания основ безопасности жизнедеятельности в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, музыкально-художественной, трудовой.
Формирование детского коллектива:
- умеет соблюдать правила безопасного индивидуального и группового поведения в помещении.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- демонстрирует знания различных способов укрепления здоровья: соблюдает правила личной гигиены и режим дня; осознает необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеет разными видами движений; участвует в подвижных играх; способен контролировать состояние своего организма, физических и эмоциональных перегрузок. При утомлении и переутомлении сообщает воспитателю;
- демонстрирует навыки культуры повеления в природе, бережное отношении к растениям и животным;
- знает о правилах дорожного движения и поведения на улице и причинах появления опасных ситуаций: указывает на значение дорожной обстановки, отрицательные факторы – описывает возможные опасные ситуации;
- имеет представление о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях. Знает правила поведения в общественном транспорте;
Развитие способностей :
- имеет дифференцированные и систематизированные представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях. Устанавливает причинно-следственные связи, на основании которых определяет ситуацию как опасную и неопасную;
- знает номера телефонов, по которым можно сообщить о возникновении опасной ситуации: «01» (при пожаре, «02» (вызов полиции, «03» (скорая помощь); знает как оказать помощь другому в стандартных опасных ситуациях;
- дифференцированно использует вербальные и невербальные средства, когда рассказывает про правила поведения в опасных ситуациях. Понимает и развернуто объясняет необходимость им следовать, а так же описывает негативные последствия их нарушения. Может перечислить виды и привести примеры опасных для окружающей природы ситуаций и назвать их причины;
- называет способы самостраховки при выполнении сложных движений и моделирования поведения, контролирует качество выполнения движения.
Формирование детского коллектива:
- понимает важность безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и предупреждает об этом сверстников (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, при перемещении в лифте);
- требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. Может описать и дать оценку некоторым способам оказания помощи и самопомощи в опасных ситуациях
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- демонстрирует ценностное отношение к ЗОЖ: желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму: физическим и эмоциональным перегрузкам. При утомлении и переутомлении сообщает воспитателю;
-имеет элементарное представление о строении человеческого тела, правилах оказания первой помощи;
- имеет дифференцированные и систематизированные представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях. Устанавливает причинно-следственные связи, на основании которых определяет ситуацию как опасную и неопасную;
- знает о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуациях: демонстрирует их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при переходе улицы, перекрестков, при перемещении в автомобиле; имеет представление о способах обращения к взрослому за помощью в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
- - знает номера телефонов, по которым можно сообщить о возникновении опасной ситуации: «01» (при пожаре, «02» (вызов полиции, «03» (скорая помощь); знает о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами; о некоторых способах поведения в информационной среде: включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность согласовывать со взрослыми; включать компьютер для определенной задачи (продолжительность согласовывать со взрослыми)
Развитие способностей :
- проявляет самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Демонстрирует способности оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений;
- имеет представление о возможных транспортных ситуациях: заносы машин на скользких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в быстро меняющейся обстановке дороги;
- демонстрирует осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям.
Формирование детского коллектива:
- требует от других (детей и взрослых)соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях;
- знает и соблюдает систему правил поведения в определенном общественном месте, понимает и развернуто объясняет сверстникам и родителям необходимость им следовать, а так же негативные последствия их нарушения;
- имеет представление о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях. Знает правила поведения в общественном транспорте.