Стратулат Маргарита
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
19.«Давайте поздороваемся»
Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки.
Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
20. «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Публикация «Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
21.«Измени голос»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка, надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
22. «Зеркало»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Воспитатель: представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
23.«Подарок на всех»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
24.«Почемучка»
Цель: развитие умения дружить, быть вежливым.
Например, если девочку обидеть, она заплачет.
Если вы нечаянно толкнули, то…
Вам подарили игрушку, то…
25.«День рождения»
Цель: развитие умения действовать согласованно.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.
26.«Дедушка Молчок»
Цель: развитие выразительности жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».
Воспитатель: сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо. Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок, здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть, много нового узнать.
Где ты, добрый старичок? Тишина. Пришел Молчок.
Не спугни его смотри, тс-с-с, ничего не говори.
Воспитатель просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее воспитатель «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку, и слышится в ответ.
«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу, мяукает он так. (Мяу! Мяу)
Щенок прогавкает в ответ, услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)
А петушок, встретив зарю, нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)
Паровоз, набравши ход, тоже весело поет. (У-у-у)
Если праздник, детвора весело кричит. (Ура! Ура)
27.«Продолжи фразу и покажи»
Цель: развитие логики, творческих способностей; развитие имитационных навыков.
Воспитатель: -Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки.)
-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).
-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)
-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь.)
-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза.).
-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые воспитатель обобщает выводом: спички детям не игрушка)
28.«Угадай, чей голосок»
Цель: развитие умения детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Воспитатель молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса.
29.«Кругосветное путешествие»
Цель: развитие фантазии, умения объяснять свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Воспитатель предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть.
В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
30. «Хорошо или плохо?»
Цель: формирование умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а
какая отрицательной. 31. «Чей предмет?»
Цель: формирование умения детей проявлять внимание к другим людям.
Воспитатель заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д
32. «Прошу - не надо»
Цель: формирование умения детей выражать положительные и отрицательные эмоции жестами.
Воспитатель предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения, помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова «прошу» рука выводится вперед раскрытой ладонью вверх, с твердым «не надо» - кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повернута "от себя”).
33. «Колючий зверь»
Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы.
Воспитатель показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей - пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово об этом животном, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей.
34. «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой - в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара - «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т. п.
35. Игра «Каравай»
Цель: развитие умения любить окружающих, действовать согласованно.
Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину, вот такой вышины (поднимают руки вверх, вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.
36. Игра «Липучки»
Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
37. «Ветер дует на…»
Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы
Воспитатель начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее.
38. «Мои руки хороши, а у соседа лучше»
Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы
Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - соседа со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела : нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.
39. «Закорючка»
Цель: развитие уважения в общении, умения учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры.
40. «Я хочу с тобой дружить»
Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми
Воспитатель произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.