Виктория Клочкова
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС, вариант 8.4) 1 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы :
– преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи программы :
• Развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений.
• Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
• Развитие способности ориентироваться в пространстве.
• Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Публикация «Рабочая программа по ритмике для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС, вариант 8,4) 1 класс» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма, эстетическому воспитанию.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области. Курс рассчитан на 33 учебные недели, всего – 33 учебных часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа по ритмике для обучающийся с расстройствами аутисического спектра включает семь разделов:
• специальные ритмические упражнения,
• упражнения на связь движений с музыкой,
• упражнения ритмической гимнастики,
• подготовительные упражнения к танцам,
• элементы танцев,
• танцы,
• музыкально – ритмические игры.
Теоретические сведения
Теоретический материал, рассчитанный на изучение в течение 5лет, подобран так, что на протяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого теоретического материала. Это делает процесс его усвоения более успешным и позволяет заинтересовать детей музыкой и приобщить их к музыкально – ритмическим занятиям.
Специальные ритмические упражнения
Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища,
проговариванием стихов, пословиц, речевок (без музыкального сопровождения).
Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. По годам обучения специальные упражнения распределены по степени возрастания трудности.
Упражнения на связь движений с музыкой
Каждое упражнение этого раздела рассчитано на исполнение под определенное музыкальное сопровождение. В процессе совершенствования или разучивания разнообразных движений воспитываются у детей технические навыки выполнения движений. Основными из них являются умения начинать движения с началом музыки, заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения или его части.
Формировать указанные технические навыки, развивать у детей динамичность, ритмичность, устремленность движений легче всего, работая над ходьбой и бегом. Они являются не только наиболее естественными способами передвижения, но и самыми выразительными движениями, в которых отражено душевное и физическое состояние человека.
Упражнения ритмической гимнастики •
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Подготовительные упражнения к танцам
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
Элементы танцев
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо, регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Танцы
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски:
• «Танец Петрушек» – пляска.
• «Полька с притопом»
• «Танец с хлопками»
Музыкально-ритмические игры
Музыкально-ритмические игры направлены на развитие чувства ритма, восприятия, речи и мышления, формирование волевых качеств ребенка. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей
Предметные результаты освоения АООП НОО
Учащиеся должны уметь:
ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
отмечать в движении сильную долю такта, менять движения в соответствии с формой музыкального произведения;
самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
выполнять упражнения: «подскоки», «прямой и боковой галоп», «пружинку», «притопы», «шаг с носка», «марш», «хлопки»;
ходить по кругу парами, кружиться парами, двигаться в рассыпную шагом и мелким бегом в соответствии с темпом и ритмом музыки;
передавать образы героев в музыкально-ритмических и речевых играх.
Предметные результаты освоения АООП НОО
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно ориентироваться в пространстве (в зале);
передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок;
самостоятельно строить малый круг, большой круг, ходить по кругу взявшись за руки, сужать и расширять круг, кружиться на подскоке в парах;
соблюдать расстояние между парами, двигаясь по кругу;
выполнять упражнения с предметами (платочки, флажки, ленты, султанчики, мячи, купол);
закреплять знакомые плясовые движения;
творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх;
в подвижных и танцевальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу; придумывать (выбирать) движения в соответствии с характером музыкального произведения.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п. п. Наименование темы, раздела Всего часов Планируемая дата Фактическая дата
1. Координация движений ног. 1 09.09.19 09.09.19
2. Координация движений рук 1 16.09.19 16.09.19
3. Координация движений рук и ног 1 23.09.19
4. Координация движений рук и ног на внимание 1 30.09.19
5. Специальные ритмические упражнения для ног 1 07.10.19
6. Специальные ритмические упражнения для рук 1 21.10.19
7. Ритмические упражнения на координацию 1 11.11.19
8. Ритмические упражнения под ритмическую музыку 1 18.11.19
9. Упражнения на связь движения с музыкой 1 25.11.19
10. Упражнения ритмической гимнастики 1 02.12.19
11. Подготовительные упражнения к танцам 1 09.12.19
12. Элементы танцев 1 16.12.19
13. Танцевальные элементы танца «полька» 1 23.12.19
14. Подвижные игры 1 13.01.20
15. Музыкально-ритмические игры 1 20.01.20
16. Музыкальные игры речевые 1 27.01.20
17. Речевые игры 1 03.02.20
18. Подготовительные упражнения 1 10.03.20
19. Упражнения на развитие гибкости 1 17.03.20
20. Упражнения на развитие координации 1 02.03.20
21. Упражнения на развитие слуха 1 16.03.20
22. Прослушивание музыки 1 23.03.20
23. Музыкальная игра 1 30.03.20
24. Ритмические упражнения 1 06.04.20
25. Танцевальные движения 1 13.04.20
26. Ритмические упражнения 1 27.04.20
27. Упражнение на постановку корпуса 1 18.05.20.
28. Подвижные игры 1 25.05.20
Экраннозвуковые пособия: аудиозаписи в соответствии с программой обучения, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
№ п/п Наименование Количество
1 Фонограммы легкой музыки 20
2 Фонограммы эстрадно-танцевальных мелодий 10
3 Фонограммы детских песен 5
Список литературы
Основная литература:
1. Л. И. Плаксина, В. А. Кручинин. Программа «Ритмика» для начальной школы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей, рекомендованной Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, Москва «ГороД», 1999/ Под ред. Л. И. Плаксиной - С. 148-156.
Дополнительная литература:
2. Кручинин В. А. Ритмика в специальной школе (методические рекомендации, Горький, 1990.
4. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика, М. Гном и Д, 2007.
5. Раздрокина Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги, Феникс, 2007.
6. Савчук О. Школа танцев для детей, Ленинградское