Тамара Дмитриевна Аракелян
Рабочая программа по ритмике для детей 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы
Программа «В сказочном мире музыки и движений» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от зарядки и физкультуры до праздничных утренников). Органическое соединение движений, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным. Программа позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.
Публикация «Рабочая программа по ритмике для детей 3–4 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
1.2 Актуальность Программы
Программа «В сказочном мире музыки и движений» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, и соответственно, деятельностный подход к развитию детей. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. В основу этой программы положена двигательно- игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.
1.3 Отличительные особенности программы
Программа ««В сказочном мире музыки и движений»» представляет собой систему занятий, включающих в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего от 3-х лет до 4 лет дошкольного возраста. Занятия проводятся по запросу родителей (законных представителей) воспитанников.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Восприятие детей становится более развитым, совершенствуется ориентация в пространстве. Мышление детей протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Внимание становится более устойчивым, появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в подвижные игры с правилами. Интенсивно развивается память ребенка.
1.5 Цель и задачи реализации программы
1. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.
2. Создания условий для укрепления физического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирование правильной осанки, развитие опорно-двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
3. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, развивать ручную умелость и мелкую моторику;
4. Развитие творческих и созидательных способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
5. формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.
6. Профилактика простудных заболеваний и травматизма.
7. Приобщение детей к нормам здорового образа жизни.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- формировать правильную осанку.
Образовательные задачи:
- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;
-развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная);
-развитие двигательных качеств (гибкость, координация, выносливость) и
умений;
-развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
-воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
-учить видеть прекрасное.
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
-развитие личностных качеств
1.6 Условия реализации программы
Занятия проводятся по запросу родителей (законных представителей) воспитанников.
Форма проведения занятий - групповая.
Продолжительность занятий:
младший дошкольный возраст (3-4 лет) – 15 минут,
Срок реализации программы - один учебный год (с октября по май).
Форма подведения итогов реализации программы – открытое мероприятие для родителей.
1.7 Планируемые результаты
1. Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
2. Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
3. Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.
4. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Учебно-тематический план
младшая группа 3-4 года.
№
п/п Тематический модуль Количество академических часов
1 Упражнения игры на развитие координации, ориентировки в пространстве. 2
2 Игры и упражнение на развитие восприятия жанров музыки, музыкальных форм, а так же упражнения на развитие ловкости развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки 3
3 Освоение танцевальных движений. 3
4 Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед
Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад, на месте 2
5 Работа рук : понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки 2
Итого академических часов в год
(выбор по запросу родителей) 12
Календарный учебный график
Год обучения Дата начала
обучения по
обучения по
программе Всего учебных недель Количество часов Режим занятий
1 год
октябрь 2022 май 2023 32 В неделю -
15 минут
1 раз месяц
во вторую
половину дня (по запросу родителей)
3. Календарно-тематическое планирование
младший 3-4 года
Месяц №
п/п Название темы Количество занятий
теория практика всего
Октябрь 1 «Маша и медведь» 0,5 0,5 1
2 «Мышонок» 0,5 0,5 1
3 «Птички летают» 0,5 0,5 1
4 «Зайчики пляшут» 0,5 0,5 1
Ноябрь 5 «Паровозик букашка» 0,5 0,5 1
6 «Осенняя сказка» 0,5 0,5 1
7 «К нам идет зима» 0,5 0,5 1
8 «Зимние забавы» 0,5 0,5 1
Декабрь 9 «Дед Мороз» 0,5 0,5 1
10 «Снежинки» 0,5 0,5 1
11-12 «Хвост бабы-Яги» 1 1 2
Январь 13-14 «Магазин игрушек» 1 1 2
15-16 «Куколки» 1 1 2
Февраль 17-18 «Колобок» 1 1 2
19-20 «Лесные гномики» 1 1 2
Март 21-22 «Веснянка» 1 1 2
23 «Подарок маме» 0,5 0,5 1
24 «Солнышко лучистое» 0,5 0,5 1
Апрель 25-26 «Теремок» 1 1 2
27-28 «Пожарная команда» 1 1 2
Май 29 «Бабочки летают» 0,5 0,5 1
30 «Лягушки и аисты» 0,5 0,5 1
31-32 «Стрекоза» 1 1 2
ИТОГО Количество- по запросу родителей
(законных представителей) 16 16 32
4. Содержание программы
Основным содержанием «В сказочном мире музыки и движений» являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела. Маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках, упорах и положениях лежа. Эти упражнения сочетаются с разновидностями ходьбы, прыжков, бега, танцевальными упражнениями, упражнения на формирование осанки. Целостность и динамичность этих упражнений при органической связи с музыкой создают своеобразный стиль упражнения, которые воспринимаются как танцевальные движения.
Поточный или серийно-поточный методы упражнения являются обязательным условием эффективного воздействия упражнения на разные системы организма человека.
Структура занятия по «Игровой ритмической гимнастике».
I. Подготовительная часть
1. Введение в игровую ситуацию.
2. «Вход в зал» ( различные виды ходьбы: простой шаг, четкий, с оттягиванием носочка и работой рук; на носках; на пяточках + различные движения рук; с высоким поднятием колен; на прямых ногах («Железный дровосек»); высокий шаг; в полуприсяде, приседе; приставной шаг и т. д.
3. Разминка. Общеразвивающие упражнения. Джогинг – прыжки, с целью воспитания силы и выносливости (интенсивные, к концу с замедлением). Заканчиваем небольшим расслаблением, используется мелкая моторика (обычно сидя).
II. Основная часть
Стретчинг. Проводится либо сидя, либо лежа (стоя, только на равновесие). Все упражнения имеют свои названия, сюжет. Упражнения на укрепление мышц:
- живота и спины, путем прогиба позвоночника вперед – назад; бедер и ног, плеча, стопы.
- укрепление позвоночника – повороты в стороны.
- тренировка равновесия.
Продолжительность: младший возраст – 5-7 минут.
III. Заключительная часть.
1. Различные танцевальные композиции.
2. Расслабление.
Игровой самомассаж или малоподвижная игра.
Подведение итогов занятия.
Содержание программы «В сказочном мире музыки и движений» (младший дошкольный возраст)
Месяц Содержание Кол-во
октябрь «Маша и медведь»
«Мышонок»
«Птички летают»
«Зайчики пляшут»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации
Задачи:
1. Обогащать двигательный потенциал детей в сюжетных подвижных играх «Маша и медведь», «Зайчики пляшут».
2. Развивать мелкую моторику в пальчиковых играх «Мышонок».
3. Стимулировать двигательную активность в ходе музыкально-ритмических игр «Птички летают». По запросу родителей (законных представителей)
ноябрь «Паровозик букашка»
«Осенняя сказка»
«К нам идет зима»
«Зимние забавы»
Цель: развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой
1. Развивать у детей память, на разученные движения, чувство слуха и ритма. Научить собирать «паровозик» в подвижной игре «Паровоз Букашка».
2. Развивать музыкальное мышление, соотносить музыку и образ на тематическом занятиях «Осенняя сказка», «К нам идёт зима»
3. Разучивание музыкально – ритмической игры «Зимние забавы». Формирование умение детей развивать двигательно – ритмические навыки, воспитывать чувство темпа и ритма, способности в музыке, ритмическую выразительность, умение двигаться быстро. По запросу родителей (законных представителей)
декабрь «Дед Мороз»
«Снежинки»
«Хвост бабы-Яги»
Цель: 1. Развитие внимания, скорости реакции, точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимики.
Задачи:
1. Разучивание новогоднего хоровода «Дед Мороз», «Снежинки». Развивать танцевальное творчество, формировать умение двигаться в хороводах.
2. Разучивание музыкально – ритмической игры «Хвост Бабы Яги». Продолжать формировать умение детей развивать двигательно – ритмические навыки, воспитывать чувство темпа и ритма, способности в музыке, ритмическую выразительность, умение двигаться быстро. По запросу родителей (законных представителей)
январь «Магазин игрушек»
«Куколки»
Цель: Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
Задачи:
1. Развивать выразительность движений в играх с танцевальными элементами с колокольчиками.
2. Музыкально-подвижная игра. «Магазин игрушек», «Куколки» .Развивать чувство ритма, быстроты, внимания.
Формировать слуховое внимание, умение слышать. По запросу родителей (законных представителей)
февраль «Колобок»
«Лесные гномики»
Цель: развитие умения детей включаться в игру через сказочные образы.
Задачи:
1. Формировать умение детей преодолевать двигательный автоматизм, чувствовать и передавать в движении характер музыки. Ритмическая игра-сказка «Колобок»
2. Формировать музыкально-ритмические навыки :
Двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, переключаться
с одного вида музыки на другой. Диск с музыкой.
3. Разучивание весёлого танца «Лесные гномики». Закреплять умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться в круг, в пары, в другие порядки, добиваться лёгкости, плавности движений. По запросу родителей (законных представителей)
март «Веснянка»
«Подарок маме»
«Солнышко лучистое»
Цель: развитие умения детей выполнять танцевальные упражнения. Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений.
Задачи:
1. Разучивание музыкально – ролевой игры «Веснянка». Формировать умение детей чувствовать характер музыки, образа, отображать в пластичном движении; научить детей самостоятельно менять движения с изменением музыки (произведение двухчастной формы). Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
2. Разучивание танца «Подарок маме», «Солнышко лучистое».
Развивать музыкальный слух, ритм, совершенствовать основные движения. По запросу родителей (законных представителей)
апрель «Теремок»
«Пожарная команда»
Цель: способствовать развитию координации движений, подвижности психических процессов, внимания, памяти.
Задачи:
2. Разучивание подвижной ролевой игры «Теремок». Продолжать формировать творческую активность, развивать фантазию, координацию движений, мышление. Способность удерживать равновесие.
3. Разучивание танцевально – подвижной игры «Пожарная команда». Закреплять маршиобразный шаг, следить за осанкой, различать динамические изменения в музыке и быстро реагировать на них. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции. По запросу родителей (законных представителей)
май «Бабочки летают»
«Лягушки и аисты»
«Стрекоза»
Цель: Развитие выразительной пластики, мимики, музыкального восприятия, творческих способностей
Учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки.
Задачи:
1. Развивать выносливость, целеустремлённость, эмоциональность.
2. Ритмичные игры под музыку «Бабочки летают», «Лягушки и аисты». Выполнение ритмических движений в соответствии с различным характером музыки, через образы.
3. Разучивание весёлого танца «Стрекоза». Разучить элементы танца, развивать ритмичность движений под музыку, умение ориентироваться в пространстве. Способствовать двигательной активности детей; воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу.
Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. По запросу родителей (законных представителей)
Организация взаимодействия с семьями воспитанников проходит через педагогическое просвещение родителей, обмен опытом и совместное творчество детей и взрослых. Взаимодействие с семьями детей по реализации дополнительной программы осуществляется в вечернее время с 17.00 до19.00.
Дополнительные, развивающие мероприятия и кружки проводятся во второй половине дня согласно расписанию.
5. Оценочные и методические материалы
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Основные методы и приёмы работы :
-словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтения стихотворения, рассказывание сказки);
-наглядные методы: показ иллюстраций, движений, речевых упражнений;
-практические приемы: повторение, разучивание потешек, танцевальных движений.
Формы и методы педагогической диагностики (оценки достижения результатов) : наблюдение за ребенком, беседы в ходе проведения совместной деятельности без фиксации результатов.
Форма подведения итогов реализации программы – открытое занятие для родителей (по желанию).
6. Материально-техническое обеспечение
1. Стулья.
2. Мультимедийное оборудование.
3. Музыкальный центр.
4. Необходимое оборудование для создания РППС в соответствии с детскими видами деятельности:
-игры и пособия для проведения занятия по ритмике;
-атрибуты для игр, музыкально-ритмических движений;
5. Дополнительное оборудование
-игрушки, картинки, иллюстрации;
-спортивный инвентарь и оборудование;
-маски, элементы костюмов;
7. Литература
1. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика : учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2019.
3. Т. Барышникова. «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам. Санкт-Петербург: ТОО «Респекс», 2018.
4. Брита Глате, «Ритмика для детей». Упражнения для музыкально-ритмического воспитания. Ленинград: «Искусство», 2017.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. М. : Просвещение, 2016.
5. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М. : Скрипторий, 2003, 2017. – 72 с
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб. : Композитор, 2016. - 76 с.