Диана Краснощёкова
Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 272»
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № от 31.08.2020 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 272
___ Берлизова Г. А. Приказ№ от 31августа2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ№272
по речевому развитию
(«Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова)
Публикация «Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
для детей 3-4 лет, младшая группа № 7
Разработчики программы :
Ростов-на-Дону
2020-2021г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ № 272;
• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
ЦЕЛИ:
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Практическое овладение детьми нормами речи.
• Формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
• Развитие литературной речи;
• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ:
• Продолжать развивать речь, как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, репродукции картин.
• Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки и т. д.).
• В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, поблагодарить, сделать комплимент).
• Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.
• Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
• Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
• Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
• Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
• Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.
• Знакомить с разными способами образования слов.
• Упражнять в образовании однокоренных слов.
• Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
• Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
• Развивать умение поддерживать беседу.
• Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
• Развивать монологическую форму речи.
• Учит связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
• Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
• Развивать умение составлять рассказы о событиях их личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
• Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Объем реализации программы : 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 академических часа в год.
Формы реализации программы :
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры;
• КВН и т. д.
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку : человек
Пол: мальчиков, девочек
Дата комплектования группы: 1 сентября 2020 года
Условия реализации программы :
1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами :
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети по желанию делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей : творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
• Самостоятельная деятельность детей;
• Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
• Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
• Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемые результаты освоения образовательной программы :
К концу года ребё нок:
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272
на 2020-2021 учебный год)
Дата
№ занятия
Вид и тема
Кол-во часов
Примечание
Сентябрь
03.09.20 1
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» 1 час
10.09.20 2 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 1 час
17.09.20 3 Звуковая культура речи : звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись». 1 час
24.09.20 4 Звуковая культура речи : звук у 1 час
Октябрь
01.10.20 5 Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). 1 час
08.10.20 6 Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». 1 час
15.10.20 7 Звуковая культура речи : звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». 1 час
22.10.20 8 Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева
«Осень наступила….» 1 час
29.10.20 9 Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» 1 час
Ноябрь
05.11.20 10 Звуковая культура речи : звук и. 1 час
12.11.20 11 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). 1 час
19.11.20 12 Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». 1 час
26.11.20 13 Чтение сказки
«Снегурушка и лиса». 1 час
Декабрь
03.12.20 14 Повторение сказки
«Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек». 1 час
10.12.20 15 Чтение рассказа JI. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое».
1час
17.12.20 16 Игра-инсценировка «У матрешки — новоселье». 1 час
24.12.20 17 Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». 1 час
Январь
.01.21 18 Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога). 1 час
.01.21 19 Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». 1 час
.01.21 20 Звуковая культура речи : звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка». 1 час
Февраль
.02.21 21 Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». 1 час
.02.21 22 Звуковая культура речи : звуки б, бь. 1 час
.02.21 23 Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». 1 час
.02.21 24 Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». 1 час
Март
.03.21 25 Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что.». 1 час
.03.21 26 Звуковая культура речи : звуки т, п, к. 1 час
.03.21 27
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». 1 час
.03.21 28 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»). 1 час
Апрель
.04.21 29 Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». 1 час
.04.21 30 Звуковая культура речи : звук ф. 1 час
.04.21 31 Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка - рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). 1 час
.04.21 32 Звуковая культура речи : звук С. 1 час
Май
.05.21 33 Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. 1 час
.05.21 34 Звуковая культура речи : звук 3. 1 час
.05.21 35 Повторение стихотво-рений. Заучивание сти-хотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». 1 час
.05.21 36 Звуковая культура речи : звук Ц. 1 час
Итого: 36 36часов
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Методические пособия:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : младшая группа — М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М. ; Мозаика- Синтез. 2005-2010.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М. ; Мозаика-Синтез, 2005-2010.