Светлана Лукьянова
Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в разновозрастной старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по работе с родителями
«Родители-заместители» в разновозрастной старшей- подготовительной группе
Подготовила: воспитатель Лукьянова С. Н.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по работе с родителями „Родители-заместители“ в разновозрастной старшей-подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Цель работы с родителями :
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового
– насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Раздел 1. Общие положения программы
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать :
- повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
- осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Объекты программы :
- воспитанники
- семьи детей, посещающих ДОУ,
- педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Раздел 3. Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего возраста (дети 5- 6 лет). Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга:
- достоверность, полнота, системность информации;
- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад.
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
а. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях
2. Распространение информации о работе детского сада :
- сайт;
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
б. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т. д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы
в. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
• Организация культурно-массовых мероприятий.
• Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
• Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
г. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2. Организация работы родительских комитетов по группам.
3. Создание общего родительского комитета.
4. Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы
Традиционные:
- Анкетирование родителей
- Памятки
- Буклеты
- Родительское собрание.
- День открытых дверей.
- Консультации (тематические и индивидуальные).
- Семейные праздники.
- Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
- Папки – передвижки.
- Выставки совместного творчества.
- Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные:
- Сайт детского сада.
- Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
- Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Раздел 5. Реализация программы
• Перспективный план работы с родителями
• План родительских собраний
• Протоколы родительских собраний
Тематический план работы (5-6 лет)
Месяцы Название мероприятия Цель
Месяц Название мероприятия Цель
1. Сентябрь
1. Групповое родительское собрание : «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.
2. Фотовыставка «Вот и лето прошл3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
3. Консультация «Всё о развитии детской речи». Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
4. Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС».
5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.
Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Познакомить с новым направлением в ДОУ.
Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.
2. Октябрь 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».
3. Семинар - практикум
«Витаминный календарь».
4. Коллаж для родителей «Произведения К. И Чуковского». Рисунки родителей и детей.
5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени».
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.
Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.
Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей.
3. Ноябрь
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье».
3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4. Папка передвижка «День матери».
5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка».
Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.
Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.
Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.
• Распространение педагогических знаний среди родителей.
• Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
4. Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
2. Родительское собрание.
Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками».
5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин».
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.
Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.
Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году
Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности.
5. Январь 1. Консультация «Гиперактивные дети».
2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»
4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье»
5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»
Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей.
Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.
Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье
6. Февраль 1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы».
2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».
3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
4. Конкурс построек из снега «Город мечты».
5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».
Повысить роль папы в воспитании детей. Воспитывать чувство патриотизма.
Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада
Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом.
Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
особностей.
7. Март 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».
2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
3. Родительская гостиная «Семейные традиции».
4. Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге».
5. Консультация «Всё о компьютерных играх».
6. Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала».
Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.
Развивать интерес у семьи к книге.
Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.
Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала. Развивать творческие способности детей и родителей.
8. Апрель 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».
2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.
3. Физкультурный досуг «Полет в космос».
4. Консультация «Веселая скакалочка».
5. Акция «Пусть цветёт наш детский сад!».
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.
Оформление огорода на окне. Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой.
Сплочение родителей детей.
Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.
Пропаганда активных форм отдыха.
Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.
Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.
9. Май 1. Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха».
3. Папка передвижка «День Победы».
4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей».
Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.
Развитие чувство патриотизма в семье.
Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком