Екатерина Быхан
Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5–7-летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе с детьми
5-7 летнего возраста
групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
при МКДОУ «ЦРР – детский сад №1» г. Заволжска
на 2017-2018 учебный год.
Содержание
I раздел - ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы
II раздел - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области
2.2 Организационные условия деятельности учителя-логопеда
2.3 Интеграция образовательных областей в логопедической работе по
Публикация «Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5–7-летнего возраста» размещена в разделах
коррекции нарушений речевого развития.
2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
2.5 Особенности образовательной деятельности разных видов и культур-ных практик.
2.6 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.7 Профилактическая работа по предупреждению речевых нарушений у
младших дошкольников
2.8 Взаимодействие с педагогами и родителями
2.9 Календарно-тематическое планирование работы с детьми- логопатами
2.10 Перспективный план деятельности учителя-логопеда
2.11 Перспективный план деятельности учителя-логопеда с детьми по коррекции звукопроизношения
III раздел - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1Организация коррекционно-логопедической работы
3.2Описание материально-технического обеспечения процесса
коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников
3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
3.4 График работы учителя-логопеда. Расписание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми-логопатами
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Материалы оценки коммуникативной деятельности детей
ПРИЛОДЕНИЕ №2 Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда с детьми – логопатами
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Перспективный план деятельности учителя-логопеда
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Перспективный план деятельности учителя-логопеда с детьми по коррекции звукопроизношения
I раздел - ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает
разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошколь-ного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в се-мье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллекту-ального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Дошкольные образовательные учреждения яв-ляются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного до-школьного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подго-товке их к школе.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учеб-ным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевремен-ного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой органи-зации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в дет-ском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты лого-пункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает
разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошколь-ного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в се-мье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллекту-ального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Данная программа разработана с учетом ОП ДО МКДОУ «ЦРР – детский сад №1» в со-ответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным об-щеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (при-каз Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации:
- с учетом Конвенции о правах ребёнка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
- cанитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утвер-ждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями на 27 августа 2015 года);
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший до-школьный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференци-ации фонем и установлению звуковой структуры слова);
уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамма-тического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
5) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
6) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
По результатам оценки качества освоения детьми образовательной области «Речевое разви-тие» и индивидуального развития детей старшего и подготовительного к школе возраста постав-лена годовая задача по коррекции звукопроизношения у детей, автоматизации и дифференциа-ции поставленных звуков в речи.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.
В 2017-2018 учебном году на логопункт зачислено 31 ребенок
ФФНР ФНР ЗРР
17 11 3
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Посмотреть полную версию рабочей программы вы можете перейдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/2mMT/aFZ5cXouS