Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с тяжёлыми
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью образования обучающихся по предмету математика является :
Темочки:
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи обучения :
• развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
• формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
• формирование элементарных общеучебных умений;
• овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
• общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
• формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
Общая характеристика учебного предмета
Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков интеллектуального развития детей с умственной отсталостью, поскольку процессы счета, сравнения и преобразовании множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет также практическую важность. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Этапы развития количественных представлений и усвоения счета у умственно отсталых детей во многом сходны с тем путем, которым идет нормально развивающийся ребенок, хотя при умственной отсталости наблюдается более замедленный темп в усвоении математических знаний. Вместе с тем процесс формирования элементарных математических представлений имеет свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Ведущая роль в учебном процессе принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную игру, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математические представления» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.
Содержание учебного предмета
Основное содержание в рабочей программе по развитию математических представлений с тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Предмет включает в себя следующие разделы и темы:
• Цвет предметов : красный, желтый, синий, зеленый (под контролем и при помощи учителя);
• Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (под контролем и при помощи учителя);
• Понятия «Короткий - длинный»; «Высокий - низкий»;
• Пространственные представления «Слева – справа», «В середине, между»;
• Понятия «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за»;
• Число и цифра;
• Счет предметов;
• Порядковый счет в пределах 7;
• Прямой и обратный счет в пределах 7;
• Письмо цифр: 1,2,3,4,5,6,7 по обводке;
• Откладывание однозначного числа на счетах;
• Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 7 с помощью педагога;
• Конструирование из счетных палочек по образцу, по подражанию;
• Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета;
• Соотнесение чисел с количеством предметов;
• Собирание сборно-разборных игрушек;
Повторение и обобщение
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
№
ур. Тема урока Кол-во уроков
I четверть – 18 часа
1 Вводный урок по технике безопасности. 1
2 Повторение. Закрепление знаний о цвете (красный, желтый, синий, зеленый). 1
3 Выделение предметов, определенного цвета. 1
4 Геометрические фигуры: «Круг», «Квадрат», «Треугольник». 1
5 Выделение предметов, обладающих определенной формой. 1
6-7 Выделение предметов, обладающих определенным цветом и определенной формой. 2
8 Понятия «Длинный-короткий». 1
9-10 Понятия «Высокий-низкий». 2
11-12 Прямой и обратный счет в пределах 5. 2
13-14 Счет предметов в пределах 5. Письмо цифр от 1 до 5 по обводке. 2
15-16 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 5. 2
17-18 Конструирование из счетных палочек по образцу. 2
II четверть – 14 часа
19-20 Число и цифра 5.
Прямой и обратный счет от 1 до 5. 2
21-22 Число и цифра 5. Прямой и обратный счет от 1 до 5. 2
23-24 Прямой и обратный счет от 1 до 5. Письмо цифры 5 по обводке. 2
25 Понятия «Слева – справа» 1
26 Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета. 1
27 Счет предметов в пределах 5. 1
28-29 Соотнесение чисел с количеством предметов.
Письмо цифр от 1 до 5 по обводке. 2
30 Игровые упражнения на закрепление пространственных представлений (слева, справа, в середине, вверху, внизу) 1
31 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Многоэтажный дом» 1
32 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Гараж для машины». 1
III четверть -22часов
33-34 Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. 2
35-36 Геометрическая фигура «Прямоугольник» 2
37-38 Конструирование геометрических фигур из счетных палочек и нитки по образцу. 2
39-40 Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета. 2
40-41 Выделение предметов, обладающих определенной формой. 2
42-43 Прямой и обратный счет от 1 до 6. 2
44-45 Порядковый счет в пределах 6. 2
46-47 Понятия «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за» 2
48-49 Откладывание однозначного числа на счетах. 2
50 Счет предметов в пределах 6. Письмо цифр от 1 до 6 по обводке. 1
51 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 6. 1
53 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. Конструктор «Лего» 1
54 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. Конструктор «Лего» 1
IV четверть -14 часа
55-56 Число и цифра 7.
Прямой и обратный счет от 1 до 7. 2
57-58 Прямой и обратный счет от 1 до7. Письмо цифры 7 по обводке. 2
59-60 Откладывание однозначного числа на счетах. 2
61-62 Соотнесение чисел с количеством предметов. 2
63-64 Порядковый счет в пределах 7. 2
65 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 7. 1
66 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Машина» 1
67 Закрепление знаний о цветах и форме предметов. 1
68 Повторение и обобщение. 1
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
• Алышева Т. В. Математика : 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) в 2 частях. – М. Просвещение, 2011.
Программно-методическое обеспечение :
• Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб. :ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011г. ;
• Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М. : Просвещение, 1990 г.
• Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, 1996 г.
• «Развитие элементарных математических представлений» Е. С. Демина, 2009 г.
• «Моя математика. Количество и число (развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста)» 5-е изд., Е. В. Соловьева 2002 г.
Печатные пособия:
- Дидактические игры и упражнения по математике для работы с учащимися;
- Наглядный дидактический материал;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
- Проверочные работы;
- Опорные таблицы, схемы;
- Веер цифр, плакаты.
Учебно-практическое оборудование:
Картотеки:
- Артикуляционной гимнастики;
- Гимнастики для глаз;
- Пальчиковых игр;
- Дыхательной гимнастики;
-Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
-Счетный материал и др.
Технические средства обучения :
• Персональный компьютер;
• Мультимедийный проектор (по возможности);
• Сканер, принтер.
• Аудиодинамик.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Возможные предметные результаты :
-освоенные знания об основных цветах;
-приобретенные знания о понятиях: «Слева-справа», «В середине, между»; «Короткий - длинный»; «Высокий - низкий»; «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за»;
-освоенные знания о числах и цифрах в пределах 7;
-освоенные знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
-приобретенные умения соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов с помощью педагога;
-приобретенные навыки выполнения штриховки, письмо цифр в пределах 6 по обводке;
-приобретенные навыки откладывания однозначного числа на счетах;
-приобретенные навыки присчитывания и отсчитывания по одному в пределах 7 с помощью педагога;
-приобретенные навыки конструирования из счетных палочек по образцу, по подражанию;
-приобретенные навыки выполнения геометрических фигур с помощью трафарета;
-приобретенные навыки соотнесения чисел с количеством предметов;
-приобретенные навыки собирания сборно-разборных игрушек.
-читать, считать, записывать заданное число, откладывать палочки заданного количества, сравнивать числа в пределах 7, присчитывать, отсчитывать по 1;
- выполнять сложение чисел в пределах 7, опираясь на наглядность;
- решать задачи на нахождение суммы, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;
- чертить прямую линию, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал по заданным вершинам;
Ожидаемые личностные результаты:
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений.