Ирина Варламова
Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Музыка и движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом школы Директор шк. -инт №19
Протокол №___ ___Митковская Н. В.
От___20__г. «___»___20___ г.
Рабочая программа
по предмету музыка и движение
Классы : 1-4 «И»
Всего часов на учебный год: ___
Количество часов в неделю: ___
Публикация «Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету „Музыка и движение“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Учитель: Варламова Ирина Перфирьевна
Категория: ___
Стаж педагогической работы : ___
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:
Руководитель МО: ___/ Колесова О. В. /
___/___/
Протокол №___от___20___г. «___»___20___ г.
Содержание
1. Введение…3
1.1. Вводная часть…. 3
1.2. Пояснительная записка…. 4
2. Тематическое планирование…. 10
3. Календарно-тематическое планирование….11
1. Введение
1.1. Вводная часть:
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими до-кументами:
- Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20.06.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.
- Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»;
- Учебным планом МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки» вида на 2019-2020 учебный год.
- Программно-методического материала «Обучение детей с выражен-ным недоразвитием интеллекта» / Под редакцией И. М. Бгажноковой;
- Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умствен-ной отсталостью / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 480 с. ;
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 класс / Под редакцией В. В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г. ;
1.2. Пояснительная записка:
Музыка призвана развивать детей эмоционально. Творчески обогащать их художественные впечатления. Программа отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен. В содержание каждого урока входит слушание музыки Дети с помощью учителя вербальными и невербальными средствами общения объясняют услышанное.
Цели и задачи предмета «Музыка и движение»
Уроки музыки направлены на формирование слухозрительного и слу-хомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в разных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета : Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмо-циональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализа-ции ребенка.
Общая характеристика учебного предмета :
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важ-нейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его само-реализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким обра-зом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство само-реализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Основное содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Опреде-ление начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др., в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знако-мой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться од-ной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опус-кать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т. п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом время, отводимое на уроки «Музыки и движения» в 3 классе – 68 часов (недельная нагрузка – 2 часа)
Предметные результаты :
- развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений;
- интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные дви-жения;
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровожде-ние мелодии игрой на музыкальных инструментах;
- умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре;
- готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях;
- умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- умение использовать полученные навыки для участия в представле-ниях, концертах, спектаклях, др.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежно-сти определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятель-ности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Базовые УУД:
- направленность взгляда на взрослого;
- на звучащий инструмент;
- создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
Основные принципы отбора материала
- простота мелодии;
- доступность и ясность текста;
- репертуар подбирается в соответствии с особенностями речевого развития;
- значительная роль отводится вокальным упражнениям, а коммуника-тивный принцип построения занятий является ведущим.
Планируемые результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной об-щеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося:
• интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
• умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные дви-жения;
• умение подпевать слоги, слова в песни.
Материально-техническое оснащение
Дидактический материал: изображения (картинки, фото музыкальных инструментов, оркестров; карточки с обозначением выразительных возмож-ностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др. ; Музыкальные инструменты : барабан, бубны, бубенцы, тарелки, ложки. Оборудование: компьютер. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).
Список основной и дополнительной литературы
Основная:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умствен-ной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
Дополнительная:
2. Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи- Данс». СПб «Детство – ПРЕСС» 2013г. Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина.
3. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль Ака-демия Холдинг 2011г. М. А. Воронина, М. А. Михайлова.
4. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва «Школьная Пресса», 2014 г. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова.
5. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для ро-дителей и педагогов / Сост. Бахметьева Т. И., Соколова Г. Т. Худ. Соколов Г. В., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков. (Составитель М. Ковалев-ская) СПб, 2007 г.
7. Музыкальная ритмика. – Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Изд. «Глобус», 2009 г.
8. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Л. М. Шипицына. Спб., Изд. «Дидактика Плюс», 2002 г.
9. Евтушенко, И. В. «Музыка и пение». Просвещение, 2009 г.
10. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. М., «Просвещение», 1986 г.
Электронные образовательные ресурсы:
https://www.edu.ru - каталог образовательных интернет – ресурсов
https://www.profile-edu.ru – сайт по профильному обучению
https://www.auditorium.ru - Российское образование - сеть порталов
https://school.edu.ru - российский образовательный портал
https://www/fio.ru - Федерация Интернет-образования
htp ://som.fsio.ru - Сетевое объединение методистов
https://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
https://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образова-тельных ресурсов
https://www.academic.ru - словари и энциклопедии
Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
https://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты.
2. Тематическое планирование уроков курса
«Музыка и движение» на 2019-2020 учебный год
Наименование темы Количество часов формы кон-троля
по плану дано фак-тически
Слушание
Пение
Движение под музыку
Игра на музыкальных инстру-ментах
Всего за год:
3. Календарно-тематическое планирование уроков курса
«Музыка и движение» 3 «И» класса
№ п/п Тема или раздел Кол-во часов Дата
1 «Три кита» музыки. Марш. «Походный марш» Д. Кабалевский. «Марш» Д. Шостакович 1
2 Определение начала и конца звучания музыки. Песня «Осень» И. Кишко. 1
33 «Скучай на лугу» Г. Крылова. «Походный марш» Д. Кабалевский. «Марш» Д. Шостакович 1
4 Слушание (различение). Разнохарактерная му-зыка. Песня-марш «Вместе весело шагать» В. Шаинский. 1
5 Слушание танцевальной музыки. Вальс. «Вальс цветов» П. И. Цайковский. «Вальс» Д. Кабалев-ский 1
6 Слушание и различение танцевальной музыки. Полька. «Детская полька» М. Глинка. Чешская полька «Мишка с куклой» 1
7 «Детская полька» А. Жилинский. «Новогодняя полька» Т. Попатенко. 1
88 «Карело-финская полька», «Озорная полька» Вересокина 1
9 Хоровод. «А я по лугу», «Вьюн», «На горе-то калина», «Во поле берёза стояла» 1
10 Слушание (узнавание). Марш и танец перерас-тают в маршевость и танцевальность. Попевка «Крокодил и Чебурашка» 1
11 «Мальчишки и девчонки» Е. Жалеевой.
«Вместе весело шагать», «Антошка» В. Шаин-ский 1
12 Музыкальная игра «Пузырь» 1
13 Музыкальная игра «Каравай» 1
14 Музыкальная игра «Чёрный баран» 1
15 «Мишка косолапый» 1
16 Музыкальная игра «Поезд идёт в депо» 1
17 Музыкально-подвижная игра «Нитка-иголка»
Музыкальная игра «у медведя во бору» 1
18 Инсценировка песни «Антошка»
Музыкально-подвижная игра «Нитка-иголка» 1
119 Инсценировка песни «Весёлые гуси»
Музыкальная игра : «Стульчики» 1
20 «Мы на луг ходили», «Зайцы и медведь» 1
21 Танцуем под музыку «Покружились и поклони-лись» муз В. Герчик. 1
22 «Стукалка» - украинская народная мелодия 1
23 Топанье с ускорением темпа 1
24 Музыкальная игра «У оленя дом большой» 1
25 Покачивание с одной ноги на другую. Чунга-чанга» муз. В. Шаинского 1
26 Кружение под музыку «Улыбка» 1
27 Приседания «Мои цыплята» 1
28 Упражнения на ориентировку в пространстве (знать середину зала) 1
29 Упражнения на ориентировку, передвижение по кругу в разных направлениях. Бег врассыпную 1
30 Общеразвивающие упражнения с лентами 1
31 Общеразвивающие упражнения с флажками 1
32 Общеразвивающие упражнения с кубиками 1
33 Ритмико-гимнастические упражнения с погре-мушками 1
34 Танцевальные движения (шаг, притоп) 1
35 Танцевальные движения (пятка, носок) 1
36 Упражнения на ориентировку сходиться в центр, затем отступать на место. 1
37 Ритмико-гимнастические упражнения (шагаем через препятствия) 1
38 Парная пляска (разучивание движений) 1
39 Танцевальные движения (бег по кругу в парах, кружение) 1
40 Танцевальные движения (приседания с выбро-сом ноги) 1
41 Танцуем вальс 1
42 Бег с ускорением музыки. Танцуем польку 1
43 Логоритмические распевки «Часы», «Лягушки» и др. 1
44 Логоритмические распевки «Часы», «Лягушки» и др. 1
45 «Похлопаем в ладоши» (фортепиано, песенка).
Попевка с хлопками «Уж, как шла лиса…» 1
46 Логоритмические распевки «Мышата», «Бабоч-ка» и др. 1
47 Русские народные песенки «Я на горку шла» (подпевание, «Во поле берёза стояла» 1
48 Пение (подпевание) «Антошка» В. Шаинский 1
49 «Голубой вагон» (подпевание) 1
50 Разучивание (подпевание) «Бабушка-бабуля» 1
51 «Как у наших у ворот» р. н. (подпевание, «Ба-бушка-бабуля» Ю. Верижников 1
52 Песни о маме «Мамочку люблю» (подпевание) 1
53 Отстукивание простых ритмов на металличе-ском треугольнике 1
54 «А у меня, а у тебя» (песенка-игра) 1
55 Игра на бубне «Калинка» р. н. 1
56 Игра на барабане «Марш» 1
57 «Корабль игрушек» (музыкальный альбом) 1
58 Игра на ложках «Полька» 1
59 Игра на ксилофоне. Образцы музыкальных произведений 1
60 Игра на трещотках «Во саду ли, в огороде» р. н. 1
61 Игра на дудке (подражание звучащей музыке) 1
62 Отстукивание ритма ладошками и повторение на любом инструменте 1
63 Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» 1
64 Музыкально-дидактическая игра «Повтори за мной!» 1
65 Повторение разученных песен (подпевание) 1
66 Повторение разученных танцевальных движе-ний 1
67 Повторение музыкальных игр : «Угадай, кто по-ет!», «Какой звучит инструмент?» 1
68 Урок-концерт 1
Всего: 68