МААМ-картинки

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность»

Ирина Варламова
Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»

Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор шк. -инт №19

Протокол №___ ___Митковская Н. В.

От___20__г. «___»___20___ г.

Рабочая программа

по предмету изобразительная деятельность

Классы : 1-4 «И»

Всего часов на учебный год: ___

Количество часов в неделю: ___

Публикация «Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету „Изобразительная деятельность“» размещена в разделах

Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»

Учитель: Варламова Ирина Перфирьевна

Категория: ___

Стаж педагогической работы : ___

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:

Руководитель МО: ___/ Колесова О. В. /

___/___/

Протокол №___от___20___г. «___»___20___ г.

Содержание

1. Введение…3

1.1. Вводная часть…. 3

1.2. Пояснительная записка…. 4

2. Тематическое планирование…. 12

3. Календарно-тематическое планирование….13

1. Введение

1.1. Вводная часть:

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20.06.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.

- Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»;

- Учебным планом МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки» вида на 2019-2020 учебный год;

- Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / Под редакцией И. М. Бгажноковой;

- Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 480 с. ;

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 класс / Под редакцией В. В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.

1.2. Пояснительная записка

Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

• формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

• развитие собственной активности ребенка;

• формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

• формирование и развитие целенаправленных действий;

• развитие планирования и контроля деятельности;

• развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Специальные – коррекционные задачи:

• развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

• развитие зрительного восприятия;

• развитие зрительного и слухового внимания;

• развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

• формирование и развитие реципрокной координации;

• развитие пространственных представлений;

• развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

• совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

• действия по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

• действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

• выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п. ;

• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

• наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;

• обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;

Работа по изобразительной деятельности включает : лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.

Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Технологии, используемые в образовательном процессе

• игровые,

• здоровьесберегающие,

• личностно-ориентированные,

• дифференцированного обучения,

• ИКТ.

Виды деятельности обучающихся на уроке

• самостоятельное выполнение работы; совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

• действия по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

• действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

• выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п. ;

• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

• наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;

• обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования.

Место учебного предмета в учебном плане.

Обязательная часть плана школы, образовательная область: Искусство.

Предмет «Изобразительная деятельность» входит в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант). На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения АООП

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения совместной деятельности;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

• формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные :

• Освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

• Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности :

положительные эмоциональные реакции в процессе изобразительной деятельности;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» содержит следующие разделы: Лепка; Рисование; Аппликация.

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска.

Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой.

Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.

Соблюдение последовательности действий при работе с красками : опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т. д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.

Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.

Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.

Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.

Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).

Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами, связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.

Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению).

Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру.

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации : заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает : наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др., шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т. д. ; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др. ; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др., карандаши (простые, цветные, мелки (пастель, восковые и др., фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски, бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Технические средства обучения

- Компьютер.

- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства ( например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др., а также компьютерные программы, например: PicTop и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

Наглядно-дидактический материал:

- Предметные рисунки.

- Сюжетные картинки.

Дидактический материал:

- Комплекты заданий на развитие психических процессов.

- Комплект «Загадки – отгадки».

2. Тематическое планирование уроков курса

«Изобразительная деятельность» на 2019-2020 учебный год

Наименование темы Количество часов формы контроля

по плану дано фактически

Лепка

Рисование

Аппликация

Всего за год:

3. Календарно-тематическое планирование уроков курса

«Изобразительная деятельность» 3 «И» класса

№ п/п Тема или раздел Кол-во часов Дата

1-2 Рисование осеннего листа 2

3-4 Рисование узора в полосе 2

5-6 Рисование «Веточка дерева» 2

7-8 Рисование «Парк осенью» 2

9-10 Рисование овощей 2

11 Рисование сигнальных флажков 1

12 Украшение доски орнаментом 1

13-14 Лепка заборчиков 2

15-16 Аппликация «Большие и маленькие мячи» 2

17-18 Рисование «Цветные клубочки» 2

19-20 Аппликация «Консервируем овощи в банки» 2

21 Лепка «Лепешки большие и маленькие» 1

22-23 Лепка «Грибочки» 2

24-25 Аппликация «Блюдо с фруктами» (коллективная работа) 2

26-27 Нарисуй свою любимую игрушку 2

28-29 Аппликация «Осенний ковер» 2

30-32 Рисование прямых, вертикальных и горизонтальных линий 3

33-35 Лепка на картоне 3

36-38 Орнамент в круге 3

39 Рисование «Елочка в лесу» 1

40-41 Лепка «Цветная пирамидка» 2

42-43 Лепка «Снежинка» 2

44-45 Рисование «Елочные игрушки» 2

46-47 Рисование зимних вещей 2

48 Елочная гирлянда-цепочка (коллективная работа) 1

49-50 Рисование «Новогодняя елка с огоньками и шариками» 2

51-52 Лепка «Мандарины и апельсины» 2

53-54 Аппликация «Снеговик» 2

55-56 Рисование «Украшение рукавички» 2

57-58 Лепка «Самолеты стоят на аэродроме» 2

59-60 Лепка «Котенок» 2

61-62 Аппликация «Украшение закладки для книг» 2

63-64 Рисование «Сказочный дворец» 2

65-67 Аппликация «Новые дома на нашей улице» 3

68-69 Лепка «Петух» 2

70-71 Аппликация «Поезд» 2

72-73 Рисование «Ваза с ветками» 2

74-76 Лепка «Белочка грызет орешки» 3

77-78 Аппликация «Весенний ковер» 2

79-80 Лепка «Сказочные животные» 2

81 Рисование «Скворечник» 1

82 Рисование «Разноцветные платочки сушатся» 1

83-84 Аппликация «Цыплята на лугу» 2

85-86 Аппликация «Полет на луну» 2

87-89 Лепка «Красивая птичка» 3

90-91 Рисование «Одуванчик в траве» 2

92-93 Лепка «Черепаха» 2

94-96 Рисование «Корабли на воде» 3

97-98 Лепка «Большие и маленькие птицы на кормушке» 2

99-100 Рисование «Подводный мир» 2

101-102 Аппликация «Бабочка» 2

Итого: 102

Публикации по теме:

Двигательное развитие детей-инвалидов с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой) и ТНР Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями.

Математика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классовМатематика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классов Рабочая программа учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» разработана на основе следующих документов:.

Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание,.

Рабочая программа по предмету «Информатика» (1–4 классы) Рабочая программа по предмету: Информатика (1 – 4 классы) учебник: УМК "Школа России" Информатика 1 – 4 классы авторы: Рудченко Т. А. ,.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов МБОУ «Мглинская СОШ №2» на.

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» для 1–4 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями: • Федерального.

Рабочая программа учителя физической культуры для 5–9 классов Рабочая программа учителя предназначена для изучения обязательной части (аудиторные занятия) учебного предмета «Физическая культура» на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность»
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 19:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Варламова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД