виктория серебрякова
Рабочая программа по реализации программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского района Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ
от 24.08.2018 г. №36
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е. В. КОЛЕСНИКОВОЙ
Публикация «Рабочая программа по реализации программы Е, В, Колесниковой „Математические ступеньки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Составила воспитатель:
Серебрякова Виктория Вадимовна
Чуварлеи, 2018г.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Возраст детей
3. Продолжительность реализации программы
4. Формы и методы
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
6. Учебный план
7. Список детей
8. Задачи программы
9. .Ожидаемые результаты
10. Перспективный план
11. Литература
1. Пояснительная записка.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данная программа составлена в соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду.
Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует
действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа
предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к
содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные
психические процессы, а также расширить представления об окружающем
мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа
имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и
умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления
дошкольников.
Задачи реализации программы :
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной
на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы
Подготовительной группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических
терминов, активное использование знаний и умений, полученных на
занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,
любознательности, умению подчинять свои интересы определенным
правилам.
2. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
3. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
4. Формы и методы
Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
В процессе нод используются различные формы:
1. Традиционные
2. Комбинированные
3. Практические
4. Игры, конкурсы
Методы:
1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Формы проведения итогов реализации программы – отчёт воспитателя.
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
6. Учебный план дополнительных занятий по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
Кружок «Математические ступеньки» работает с 5 сентября по 31 мая
Дисциплина Возрастная группа Количество детей Количество занятий Время проведения Ф. И. О.
педагога
Математический кружок «Математические ступеньки» Подготовительная группа (6-7 лет) 36 занятий
15.45.-16.15. –Четверг В. В. Серебрякова
7. Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки»
1. Безрук Александр
2.. Волосенко Виктория
3. Оганисян Анастасия
4. Сариева Сусанна
5. Серов Егор
8. Задачи программы
Количество
• Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить со счетом в пределах 20.
• Познакомить с числами второго десятка.
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
• Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
• Изучение состава чисел от 0 до 10.
• Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=).
• Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая.
• Познакомить с двузначными и однозначными числами
Величина
• Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
• Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
• Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
• Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Форма
• Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. **2
• Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
• Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
• Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
• Учить детей определять время на часах
9. Ожидаемые результаты:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
К концу обучения по программе формирования элементарных
математических представлений предполагается продвижение детей в
развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них
познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1. Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала
и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
2. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе
предметных действий.
3. Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
4. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
5. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
(вместимости, площади.
6. Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками
(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
7. Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические
тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8. Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более
сложные фигуры.
9. Умение различать отрезок, кривую, прямую линию
10. Умение называть двузначные и однозначные числа
11. Умение работать с десятками.
12. Умение называть четные и нечетные числа
10. Перспективный план работы математического кружка «Математические ступеньки»
п/п Тема Программное содержание
Сентябрь
1 «Одинаковые и разные по форме» Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.
2 «Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее» систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия «Слева и справа, вверху и внизу».
Октябрь
1. «Свойство предметов (цвет,
форма, размер)» Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
2. «Столько же, больше, меньше, первый, последний» Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар;закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память,логическое мышление.
3. «Следующий и предшествующий, один и несколько» Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
4. «Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак
«+».» Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.
Ноябрь
1 Вычитание. Знак «-». Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
2 «Пара предметов» Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет.
3 «Точки. Прямые и кривые линии» Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии;уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;
4 «Отрезки и дуги» познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
5 «Закрепление пройденного» Закрепить знания детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь.
Декабрь
1 «Знаки больше, меньше и равно» Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.
2 «Части суток и времена года» ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.
3 «Состав чисел 1,2» изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и 2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание.
4 «Состав числа 3» знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
Январь
1 «Знакомство с часами» Учить детей показывать на часах время;развивать смекалку, зрительную память, воображение
2 «Состав числа 4» знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение;способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
3 «Состав числа 5» знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
4 «Состав числа 6» изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Февраль
1 «Состав числа 7» изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
2 «Состав числа 8» изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
3 «Состав числа 9» изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
4 «Состав числа 10» изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Март
1 «Однозначные и двузначные числа» Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.
2 «Счет десятками» Сформировать понятие " круглое число,десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 100, развивать память, мышление
3 «Измерение длины отрезка. Сантиметр» Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.
4 «Закрепление пройденого» Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками;измерение длины, закрепить умения определять время по часам
Апрель
1 «Плоские и объемные геометрические фигуры» Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы, закрепить умение детей определять время по часам
2 «Измерение объема. Литр.» Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур. : Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
3 «Симметричные фигуры» формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры
4 «Определяем время» закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.
Май
1 «Закрепляем геометрические фигуры» Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных;закрепить счет десятками в пределах 100; развивать память.
2 «Закрепляем состав чисел от 1 до 10» Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности.
3 «Математические диктанты» Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.
4 «Отрезки, прямые, кривые, дуги» Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.
5 «Математические головоломки» Развивать математические способности детей, память, логическое мышление.
11. Литература.
1. В. Волина. Праздник числа. - М. ; Знание, 1993.
2. Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2 части). - М. ;
издательство «Ювента», 2011.
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька (2
части). М. ; издательство «Ювента», 2011.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.
5. Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М. ;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
7. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. ; Мозаика-Синтез,
2000.
8. Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математических
представлений. -М. ; Вако, 2005.