Диана Краснощёкова
Рабочая программа по ознакомлению с природой (к программе «От рождения до школы» 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272
___ Г. А. Берлизова
протокол № от 30.08.2017 приказ № от 31.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с природой
(к программе «От рождения до школы»/
Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
образовательная область: познавательное развитие
средняя группа (4-5 лет)
Авторы-составители:
2017-2018 уч. год
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с природой (к программе „От рождения до школы“ 4–5 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по направлению ознакомление с природой в детском саду.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов детей, расширять представления детей о природе.
ЗАДАЧИ:
• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
• Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
• Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой.
• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
• Развивать умение детей замечать изменения в природе.
• Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения.
Осень
• Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
• Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима
• Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
• Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
• Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
• Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
• Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна
• Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето
• Расширять представления детей о летних изменениях в природе : голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
• В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 2 раз в месяц. Форма - игра, беседа, экскурсии, наблюдение, опытническая деятельность.
Возраст детей: с 4 до 5 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ :
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В группе имеется ноутбук.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
• «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка - Синтез, 2015г.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015 г.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» : – М, : Мозаика-Синтез, 2015г.
«Животные жарких стран»
«Насекомые»
«Высоко в горах»
«Арктика и Антарктика»
«Морские обитатели»
«Рептилии и амфибии»
«Ягоды садовые»
«Домашние птицы»
Серия «Расскажите детям о…» :
• «Животных жарких стран»
• «Садовых ягод»
• «Овощах»
• «Домашних животных»
• «Деревьях»
• «Фруктах»
Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам» :
• «Весна»
• «Лето»
• «Родная природа»
• «В деревне»
• «Времена года». – М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата № Вид и тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь
15.09.2017 1 Что нам осень принесла? 1
29.09.2017 2 У медведя во бору грибы, ягоды беру… 1
Октябрь
13.10.2017 3 Прохождение экологической тропы. 1
27.10.2017 4 Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) 1
Ноябрь
10.11.2017 5 Осенние посиделки. Беседа о домашних животных 1
24.11.2017 6 Скоро зима!Беседа о жизни диких животных в лесу 1
Декабрь
08.12.2017 7 Дежурство в уголке природы 1
22.12.2017 8 Почему растаяла Снегурочка? 1
Январь
12.01.2018 9 Стайка снегирей на ветках рябины 1
26.01.2018 10 В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой)1
Февраль
09.02.2018 11 Рассматривание кролика 1
23.02.2018 12 Посадка лука 1 В связи с
государственными праздниками переносится на.
Март
16.03.2018 13 Мир комнатных растений 1
30.03.2018 14 В гости к хозяйке луга Беседа о весне 1
Апрель
13.04.2018 15 Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины) 1
27.04.2018 16 Экологическая тропа весной 1
Май
11.05.2018 17 Диагностическое задание 1-2 1
25.05.2018 18 Диагностическое задание 3-4 1
Итого: 18 18
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.
К концу года дети должны:
• Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.
• Предъявлять вопросы разной степени сложности.
• Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.
• Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
Диагностика уровня познавательного развития соответствует авторской методике Н. Е. Вераксы, О. А. по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).